Профессиональное развитие будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности (31.08.2009)

Автор: Валеев Азат Салимьянович

Целью опытно-экспериментальной работы явилась проверка гипотезы и апробация разработанных нами и обозначенных выше подходов обеспечит повышение эффективности профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности.

Для проверки эффективности профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности были введены критерии, в число которых вошли: профессиональная направленность; профессиональные знания и умения; профессиональные качества. Для обоснования эффективности опытно-экспериментальной работы необходимо было выделить уровни проявления данных критериев. Выделенные критерии отражают абстрактный (теоретический) уровень описания объекта измерения – уровня профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства. Тем не менее, переход студентов и учителей с низкого уровня на более высокий уровень профессионального развития выступал в качестве главного критерия эффективности предложенной нами концепции.

Мы выделяем три уровня профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства: 1 уровень – низкий, критерием которого является копирующе-воспроизводящая деятельность; 2 уровень – средний, критерий - продуктивно-интерпретирующая деятельность; 3 уровень – высокий, критерий - конструктивно-творческая деятельность.

Исходя из установленных критериев и выделенных условий, определены направления диагностики и подобраны соответствующие им методики. Так, для изучения и отслеживания профессиональной направленности использовались тесты: В.И. Андреева, Л.Д. Столяренко, К. Замфира, Э.Ф. Зеера, О.Н. Шахматовой, Дж. Роттера, А. Реан, упрощенная методика В.А. Ядова. Профессиональные знания, профессиональные умения отслеживались с помощью тестовых заданий, разработанные по методике поэлементного и пооперационного анализа А.В. Усовой, методике КОС-1, методике В.Г. Тютюкова экспертная оценка и самооценка. Диагностику уровня развития профессиональных качеств осуществляли по методике Р. Кеттела. Существенным доказательством результативности экспериментальной работы, а также объективным подтверждением выдвинутой гипотезы были признаны результаты студентов экспериментальных групп в сравнении с контрольной.

Основная опытно-экспериментальная работа по реализации программы констатирующего и формирующего этапов эксперимента осуществлялась на базе Сибайского института (филиал) Башкирского государственного университета, Магнитогорского государственного университета, Бирской социально-педагогической академии, Стерлитамакской государственной педагогической академии им. З. Биишевой. Всего в эксперименте принимали участие 435 студентов - будущих учителей технологии и предпринимательства и 117 учителей технологии. Экспериментальная работа осуществлялась в четыре этапа с 2002 по 2009 год. Все этапы взаимосвязаны и подчинены основной цели. В то же время каждый этап решал свои задачи определенными методами и характеризовался своими конкретными результатами.

Апробация концепции профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности осуществлялась в три этапа. На первом этапе изучение проблемы в рамках широкого констатирующего эксперимента показало, что профессиональное развитие будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности в педагогической теории представлено недостаточно. Обобщенный результат статистических измерений уровня профессионального развитие будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности показал, что большинство студентов находятся на низком уровне, признаком которого является копирующе-воспроизводящая деятельность. В условиях существующей системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства не происходит значительного повышения этого уровня в силу отсутствия целенаправленной работы профессиональному развитию будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности.

Содержательный анализ методики реализации интенсифицирующих технологий профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности показал, что повышению эффективности данного процесса способствует творческо-технологическая лаборатория (ТТЛ), в основе работы которой лежат индивидуальные образовательные маршруты. Разработка и выбор маршрута определяется студентами в форме участия в соответствующей секции ТТЛ. Ее работа, таким образом, является системообразующим компонентом методики реализации комплекса организационно-педагогических условий эффективности профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства.

Следующее направление экспериментальной программы было связано с проверкой и внедрением основных положений концепции в процесс профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства. Статистические результаты, полученные по итогам педагогического эксперимента, показали, что в целом разработанная нами концепция профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности результативна в отношении всех компонентов формируемого новообразования в структуре личности будущего учителя, хотя темпы развития отдельных компонентов различны и зависят от усилия в процессе профессионального образования тех или иных технологий, а также учета выделенных организационно-педагогических условий. Полученные в экспериментальной группе результаты подтвердили гипотетическое предположение о том, что комплексная реализация основных положений концепции концепцию профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности обуславливает более динамичный и стабильный рост показателей, способствует достижению студентами более высокого уровня развития, чем в контрольной группе (табл. 2)

Таблица 2

Сравнительная оценка эффективности концепции профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства

на основе учебно-профессиональной деятельности

Уровень процесса Начало эксперимента

К-1 Э-1 Э-2 Э-3 Э-4 Э-5 Э-6

К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во %

Высокий

- - 6 4,3 7 9,4 9 3,4 3 4,6 7 15,2 3 7,1

Средний

3 2,7 25 17,9 21 28,5 54 20,8 22 33,8 11 23,9 10 23,8

Низкий

42 38,2 39 27,8 18 24,3 51 19,6 12 18,5 9 19,6 11 26,2

1,65 1,81 2,23 2,08 2,25 2,35 2,12

Уровень процесса Конец эксперимента

К-1 Э-1 Э-2 Э-3 Э-4 Э-5 Э-6

К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во %

Высокий

- - 27 19,3 21 28,4 44 16,9 17 26,2 18 39,2 20 47,6

Средний

7 6,4 79 56,4 32 43,2 172 66,2 41 63,1 25 54,3 20 47,6

37 33,6 15 10,7 9 12,2 12 4,6 - - - - - -

1,73 2,84 2,78 2,95 3,16 3,33 3,43

1,05 1,57 1,25 1,42 1,40 1,42 1,62

Проверку гипотезы в нашем экспериментальном исследовании, как отмечалось выше, мы осуществляли с помощью статистического критерия Q Розембаума. Его использование позволяет ответить на вопрос: имеются ли существенные изменения в уровнях профессионального развития контрольной и экспериментальных групп и каковы причины этих изменений, если они имеются? Нулевая гипотеза (Но), имела вид: уровень профессионального развития одинаково у студентов контрольной и экспериментальных групп. Альтернативная гипотеза (Н1) – уровень профессионального развития неодинаков у студентов контрольной и экспериментальных групп. В табл.3 представлены результаты вычисления критерия Розенбаума.

Таблица 3

Результаты расчета критерия Розенбаума

Группа Qнаб Qкр Степень значимости

Э-1 5 < 7 статистически не значимо

Э-2 6 < 7 статистически не значимо

Э-3 9 > 7 статистически значимо

Приведенные данные показывают, что только в группе Э-3, где реализованы все положения концепции, Qнаб > Qкр при 5% уровне значимости. Согласно критерия Розенбаума. Справедлива альтернативная гипотеза. Мы можем заключить, что происшедшие изменения в уровнях профессионального развития студентов экспериментальной группы Э-3 не вызваны случайными причинами, а являются следствием реализации выделенных положений концепции в комплексе. Это подтверждает нашу гипотезу и доказывает достоверность результатов.

В заключении изложены обобщающие выводы; основные результаты диссертационного исследования; определены перспективы дальнейшей работы.


загрузка...