Профессиональное развитие будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности (31.08.2009)

Автор: Валеев Азат Салимьянович

ВАЛЕЕВ АЗАТ САЛИМЬЯНОВИЧ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Магнитогорск – 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО

«Магнитогорский государственный университет»

Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор

Уметбаев Зайнитдин Мухитдинович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Сергеев Алексей Николаевич

доктор педагогических наук, профессор

Трубайчук Людмила Владимировна

доктор педагогических наук, профессор

Морозова Ольга Петровна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

Защита состоится « 19 » ноября 2009 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.112.01 в ФГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» по адресу: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 114, ауд. 211.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Магнитогорского государственного университета. Текст автореферата размещен на сайте ФГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» http://science.masu.ru « » 2009 года.

Автореферат разослан « » октября 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор

Н.Я. Сайгушев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования - обеспечение эффективного профессионального развития учителя технологии и предпринимательства в современных достаточно сложных социально-экономических условиях и условиях динамичного изменения образовательной среды, в том числе и такого ее компонента как профессиональная подготовка.

Актуальность проблемы исследования в целом обусловлена существенными изменениями общей социокультурной ситуации современного российского общества: кризис идеалов, снижение уровня развития молодежи, обострение потребности общества в социально активной личности, способной к коррекции ценностных ориентаций на основе понимания жизни и профессиональной деятельности.

1. Субъекты и объекты образования справедливо считают, что эффективность (качество) образовательной деятельности зависит от объективности разработки, принятия, выполнения и контроля всех участников процесса на всех его этапах. Важным, таким образом, становится управленческий аспект проблемы. Но при этом нельзя не учитывать то, что социально-экономическая и культурно-образовательная ситуация в России определяется сложностью и непредсказуемостью экономических и социальных реформ, которые зачастую методологически не обоснованы, технологически не определены. Для тех, кто их организует и проводит (менеджеры в области образования, например), характерны непрофессионализм, некомпетентность, незнание законов развития. Поэтому сегодня для России важно целенаправленно обеспечить развитие способности будущих специалистов разбираться и активно действовать в окружающем мире.

Таким образом, мы констатируем наличие противоречия между потребностью общества в повышении эффективности и качества профессиональной деятельности специалистов и замедленными темпами перестройки системы подготовки кадров, в том числе и педагогических кадров.

2. Подписание Россией Болонского соглашения, стремление соответствовать мировым требованиям и тенденциям развития, готовящееся вступление России в ВТО, мировая конкуренция, в том числе и в сфере образования, заставляют разрабатывать соответствующие стратегии образования: программы, технологии, методологии и т.п.. Важными оказываются умения специалистов выполнять анализ проблемных ситуаций, осуществлять их осмысление, способности самоопределения, саморазвития, гибкость и динамичность и др. Однако этим востребованным практикой умениям специалистов в вузах практически не готовят. Нет должной базы образования.

Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью подготовки специалистов к эффективным, самостоятельным, взвешенным, ответственным действиям в период обучения в вузе и недостаточной методологической, содержательной и технологической базой вузов, обеспечивающей развитие профессиональных умений, в том числе и будущих учителей технологии и предпринимательства

3. Происходящие в современном обществе глобальные изменения касаются в полной мере всех сторон профессионального образования личности. Многие исследователи отмечают то, что, во-первых, существует и активно реализуется потребность общественного и личностного развития; во-вторых, многие аспекты профессионального образования недостаточно разработаны; в-третьих, существует потребность, образовательный заказ конкретной практики профессиональной деятельности в системе профессионального образования личности как со стороны предприятий-заказчиков и образовательных учреждений, так и со стороны личности обучающегося.

Важную роль при этом приобретает деятельность высшей профессиональной школы, где формируются мировоззренческие основы, познавательные интересы, представления и характер поведения студентов при их включении в различные виды образовательной, общественной и профессиональной деятельности.

В современных условиях целесообразно рассматривать формирование профессионально активной личности на основе образования, обеспечивающих творческое созидание и опыт взаимодействия с внешним миром, с окружающими людьми, самим собой.


загрузка...