Метатеоретическая интерпретация философии культуры (31.08.2009)

Автор: Самойлов Сергей Федорович

В параграфе 4.1 «Понятие метода в культурологической метатеории» осуществляется анализ эмпирического и нормативного понимания методологии с целью выявления специфики познавательных средств метатеоретического исследования. Эмпирический подход в понимании сущности методологии определяется как обобщение приемов исследования, используемых той или иной дисциплиной. Данный поход рассматривается на примере определения методологии в теологической концепции Э. Милларда и религоведческих работах И. Н. Яблокова. Для нормативного подхода характерно понимание метода как процедуры получения знания, соответствующего конкретным требованиям. Такой взгляд на природу методологии прослеживается в трудах Э. Гуссерля, а также в спорах вокруг соответствия различных научных, философских и теологических конструкций нормам видов познания, в которых они выдвигаются.

Специфика подхода культурологической метатеории к трактовке характера методологии объясняется тем, что она раскрывает нормы различных областей знания, а также их отношение друг к другу и одновременно устанавливает социокультурный контекст формирования норм и их функционирования. В качестве главной цели метатеоретического исследования признается установление метатребований, которым подчиняются теологический, философский и научный виды познания в конкретных культурах и исторических эпохах. Благодаря этому культурологическая метатеория преодолевает как чистый эмпиризм, так и строгий априоризм, занимая срединное положение между данными крайними точками в понимании сущности методологии.

В параграфе 4.2 «Общие методологические принципы культурологической метатеории» указывается, что предметом любого метатеоретического исследования служат различные аспекты формирования и функционирования конкретных теорий и областей знания. По этой причине принципы культурологической метатеории, с одной стороны, характеризуют собственную структуру, а с другой — нацелены на исследование основных видов теоретической способности человека. В качестве важнейших принципов культурологической метатеории указываются следующие положения.

1. Принцип обоснования метатеории, согласно которому культурологическая метатеория, опираясь на достижение философии культуры, не может иметь лишь описательный характер и должна доказывать свои положения. 2. Принцип культурной обусловленности теоретического знания отрицает понимание теории в качестве непосредственного обращения к действительности и признает их результатами рефлексии над взаимодействием человека и мира. 3. Принцип культурологической критики основных форм знания, который, с одной стороны, отрицает догматизм и априоризм в понимании образования теорий, а с другой — указывает механизмы их формирования — установки сознания. 4. Принцип дифференциации форм духа, целью которого служит указание областей духовной жизни, в рамках которых создаются теоретические конструкты, способнее представить целостные образы мира. 5. Принцип формализма определяет различия между основными видами теоретических конструктов. 6. Принцип дедукции теорий из основных форм духа демонстрирует образование теоретических конструктов путем взаимодействия способов отношения к действительности (установок сознания) с натуралистическим, идеалистическим и спиритуалистическим образом истолкованной предметностью. 7. Принцип теоретической толерантности исходит из теоретической равноценности основных форм духа — религии, философии, науки. 8. Принцип демаркации культурологической метатеории и метафизики культуры указывает, что в задачу первой дисциплины входит создание особого рода теорий, тогда как целью второй является неонтологизированное объяснение возникновения развития различных видов теорий. 9. Принцип бесконечности метауровней постулирует незавершенность философской рефлексии, что позволяет открывать новые ступени познания.

В завершении параграфа указывается, что соблюдение данных принципов позволяет философии культуры перейти на метатеоретический уровень развития и способствует оптимизации отношений между различными сферами духовной жизни.

В параграфе 4.3 «Общая методология культурологической метатеории» подчеркивается, что объяснение различного рода теорий с помощью понятия культуры невозможно без признания наличия у религиозного и философского познания теоретического и эмпирического уровней исследования, сопоставимых с уровнями научного познания. Главной задачей общей методологии культурологической метатеории служит установление связи между эмпирическим и теоретическим уровнями познания, что выражается в открытии метатеоретических методов исследования. К первой установочной ступени метатеоретического исследования были отнесены аксиологический и социокультурный анализы, раскрывающие интерес познающего сознания к тому или иному предмету, региону бытия или проблоеме. На второй, репрезентативной ступени меатеоретического исследования рефлексирующее сознание выясняет, что знаковые системы, исследуемые различными видами познания, отражает логику человеческого мышления, а не самой предметности. Третья, символогическая ступень метатеоретического познания, раскрывает способность мышления к созданию целостных символических систем, с одной стороны, проясняющих процессы реального мира, а с другой — обладающих способностью к саморазвитию. В завершении параграфа указывается, что если эмпирическое познание направлено принципиально на внешние, чувственно-наглядные предметы, а теоретическое — на идеальное, то метатеоретическое исследование с помощью установочных, репрезентативных и символогических методов демонстрирует внутреннее единство основных форм интенциональности.

В параграфе 4.4 «Частная методология культурологической метатеории» указывается, что взаимосвязь между познавательными приемами частной и принципами общей методологии устанавливается путем исследований, сопоставляющих теоретико-методологические базы теологии, философии и науки. По этой причине частная методология культурологической метатеории рассматривается как средство реализации ее общих принципов:

1. Принцип обоснования метатеории в областях научного, философского и теологического познания проявляется в реализации рассмотренных выше формальных, содержательных и смешанных стратегий.

2. Принцип культурной обусловленности теоретического знания в сфере частной методологии представлен в виде культурно-исторического и сравнительно-сопоставительных методов, которые способны выявить процесс осознания различными дисциплинами зависимости своих построений от характера эпохи, в которой они осуществляют свою деятельность.

3. Принцип культурологической критики основных форм знания связан с анализом полемики межу различными сферами духовной жизни по поводу обоснованности используемой или теоретико-методологической базы и раскрывается в различных формах критического метода.

4. Принцип дифференциации форм духа представлен демаркационным методом, разграничивающим различные области познания как по предмету, так и по методу. Результаты, полученные данным методом, сопоставляются с метатеоретическим понятием культуры, благодаря чему выясняется способность форм духа выполнять определенные функции в конкретные исторические эпохи.

5. В задачу принципа формализма входит описание средств выражения теоретического знания, которое осуществляется с помощью аксеологического, семиотического и символогического методов.

6. Принцип дедукции теорий из установок сознания в частно-методологических исследованиях чаще всего реализуется феноменологическими, а не спекулятивными средствами, что отражает специфику культурологической метатеории.

7. Реализация принципа теоретической толерантности преодолевает культурно-исторический и теоретическое этапы, на которых задействуются сравнительно-сопоставительный, структурно-функциональный и прогностический методы.

8. Среди методов, подтверждающих принцип демаркации культурологической метатеории и метафизики культуры можно выделить критику теоретического фундаментализма и аксиологический анализ.

9. Принцип бесконечностей метауровней реализуется с помощью гносеологического анализа духовного потенциала различных цивилизаций, с помощью которого выявляется универсальность форм познания и бесконечность познавательного процесса.

В заключении главы подчеркивается, что переход философии культуры на метатеоретический уровень исследования связан со всем предшествующим ходом развития культурологической мысли.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования и намечаются перспективные направления дальнейшей разработки культурологической метатеории.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Монографии:

Самойлов С. Ф. Установки сознания, свойственные основным формам духа и их важнейшие функции. – М.: Соц.-гуманит. знания, 2007. 14,3 п.л. ISBN – 978-5-901715-49-9.

Самойлов С. Ф. Критика метафизического способа мышления как форма самосознания науки. – Краснодар, 2007. 13,2 п.л. ISBN – 978-5-9266-0252-1.

Самойлов С. Ф. (в соавторстве). Философские жанры в творчестве Платона: опыт теоретического моделирования. – Краснодар, КУ МВД России, 2006. 4/7,4 п.л.

Учебное пособие:

Самойлов С. Ф. История философии. – Краснодар, КУ МВД России, 2007. 5,8 п. л . ISBN – 978-5-9266-0283-5.

Самойлов С. Ф. Философские аспекты социально-гуманитарного познания. — Краснодар, КУ МВД России, 2009. 4,4 п.л.

Самойлов С. Ф. (в соавторстве). Основы философии. Краснодар, КУ МВД России, 2007. (3,2/6,4 п.л.)

Самойлов С.Ф. Немецкая классическая философия: Лекция. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007. (1,1 п.л.).

Самойлов С. Ф. Философское осмысление мира в категориях бытия и материи: Лекция. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2009. (2,8 п.л.)

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК:

Самойлов С. Ф. Основные формы философского фундаментализма и их влияние на развитие мировой культуры (статья)// Социально-гуманитарные знания. – Москва, ISSN 0869-8120, 2006, № 12. 0,2 п.л.

Самойлов С. Ф. Онтологические установки сознания как форма духовной культуры: опыт рефлексии (статья)//Социально-гуманитарные знания. – Москва, ISSN 0869-8120, 2006, № 11. 0,2 п.л.

Самойлов С. Ф. Борьба религиозной установки сознания с философией и наукой (статья)// Социально-гуманитарные знания. – Москва, ISSN – 0869-8120, 2006, № 8. 0,4 п.л.

Самойлов С. Ф. Обыденное мировоззрение в контексте образования: к постановке проблемы (статья)// Социально-гуманитарные знания. – Москва, ISSN – 0869-8120, 2006, № 8. 0,2 п.л.

Самойлов С. Ф. Метатеоретическая интерпретация философии культуры и проблема духовного фундаментализма (статья)//Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал. – СПб., 2007, № 8. 0,2 п.л.

Самойлов С. Ф. (в соавторстве). Выявление образовательной функции философской установки сознания в раннем и зрелом творчестве Платона (статья)// Социально-гуманитарные знания. – Москва, ISSN – 0869-8120, 2007, № 7. 0,2 п.л./ 0,4 п.л.

Самойлов С. Ф. Об образовательной функции религиозного сознания (статья) // Власть. – Москва, 2007, № 10. 0,2 п.л.

Самойлов С. Ф. (в соавторстве). Проблема смыслонаделяющей инстанции и ценностный характер философского знания (статья)// Социально-гуманитарные знания. — Москва, ISSN – 0869-8120, 2008, № 4. 0,2 п.л./0,4 п.л.

Статьи, материалы докладов:

Самойлов С. Ф. Немецкий классический трансцендентализм как способ мышления (статья)// К проблеме онтологического вопрошания (материалы к диссертационному исследованию “Парадигмальная сущность онтологического вопрошания в философии”). Краснодар, КГАУ, 2000. (0,7 п. л.)


загрузка...