Специфика современной интеграции образования и науки (социально-философский анализ) (31.08.2009)

Автор: Пушкарева Елена Александровна

Современная наука – движущая сила функционирования и развития общества в целом, образования в частности. Свою роль оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества наука выполняет именно через систему образования, социальные функции которой определяются общечеловеческими потребностями в социальном воспроизводстве и передаче накопленных людьми знаний и навыков от поколения к поколению, общей тенденцией перехода новых поколений к более высокому уровню образованности и культуры.

Dазования в решающей степени зависят от методологического арсенала, выработанного наукой к этому времени, применительно к условиям решения данной задачи. Основная роль образования в науке представлена в сохранении и передаче всего созданного наукой, в формировании опыта традиционного познания. Образование является формой связи научного познания с преобразующей деятельностью человека. Важнейшей методологической основой научного познания и практики является их органическое единство, а образование – основа этого единства.

Доказывается, что специфика интегративного взаимодействия современных систем образования и науки как сложного процесса, включает совокупность экономического, структурно-организационного, социально-правового и глобализационного аспектов. Обобщая представление о различных аспектах интеграции науки и образования в современных условиях, подчеркивается, что экономический аспект интеграции означает решение проблемы аккумуляции ресурсов научно-образовательной системы для обеспечения инновационного экономического развития страны и создания экономики знаний. Кардинальные изменения общественных отношений в сторону господства частной собственности на средства производства, возврат к рыночным отношениям в современном российском обществе, повлекли значительные изменения и в системах образования и науки, где наука и образование становятся товаром, интегрируются на отношениях купли-продажи. Современный финансовый кризис усугубляет положение и в науке, и в образовании и в итоге приводит к низкому качеству получаемых научно-образовательных знаний, утрированию и нивелированию научно-образовательных ценностей.

В диссертации доказывается, что кризис, в котором сегодня находится отечественная наука и образование, является следствием теоретической и практической неосвоенности глобализационных процессов. Глобализационный (международный) аспект интеграции означает формирование единого научно-образовательного пространства, в котором необходимо найти место для реализации национальных особенностей научных и образовательных систем. В этом направлении непременно возникают вопросы безопасности отечественного образования в современных условиях глобализма, интернационализации и глобализации научно-образовательной сферы. В современном глобализирующемся мире целью образования является подготовка человека к работе в новых организационных структурах при широком распространении информационных технологий, изменяющих организацию труда. Обосновывается, что решение проблем интеграции отечественных систем образования и науки связано с тем местом в мире, которое Россия сумеет занять в условиях интенсивно развивающихся процессов глобализации, используя преимущества своей диалектической образовательно-научной традиции. Отмечается также, что образование в современном мире становится основным интегрирующим фактором и условием развития, как системы науки, так и мирового сообщества в целом.

Во второй главе «Научное знание как основа интеграции образования и науки» исследуется специфика современного научно-образовательного знания и особенности его развития в условиях информационного общества.

В первом параграфе «Интегрирующая роль знания в информационном обществе» проводится философский анализ интегрирующей роли знания в современном информационном обществе и определяется его специфика для решения проблем интеграции образовательно-научной сферы.

Изучение специфики интеграционных процессов современных систем образования и науки выделяет из всего комплекса вопросов этой области проблемы, связанные с анализом происхождения и роли знания в современном информационном обществе, знания как общей области науки и образования. Показано, что знание как форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека есть адекватное отражение объективной реальности в сознании человека, то есть результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике. Знание объективизируется знаковыми средствами языка.

Отмечается, что современное знание человечества представляет собой огромный массив информации, который сложно предметно осмыслить и квалифицированно оценить. Общий объем информации, знаний сегодня нарастает лавинообразно и характеризуется как «информационный взрыв». Категория «информация» определяется (в отличие от знания) как сведения, передаваемые с помощью технических средств, условных сигналов и др. способами. В границах системного подхода информация рассматривается в контексте трех фундаментальных аспектов любой системы: информационном, связанном с реализацией в системе определенной совокупности процессов отражения внешнего мира и внутренней среды системы путем сбора, накопления и переработки соответствующих сигналов; управленческом, учитывающем процессы функционирования системы под влиянием полученной информации; организационном, характеризующем устройство и степень совершенства самой системы с позиции полноты реализуемых функций.

Процессы научно-технических изменений привели к формированию со второй половины XX в. так называемого информационного общества. Знание и информация не только стали организующим началом постиндустриального общества, но и сам характер знаний модифицировался. Центральное положение занимают теоретические знания, которые в виде изобретения или организационного усовершенствования вовлекаются в практическую переработку ресурсов. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором современного общества, активно влияет на состояние политической, экономической, социокультурной сфер. Обосновывается, что механизмы взаимодействия образования и науки как сложных социальных систем определяются происходящими в глобальном обществе информационными процессами нового уровня. Впервые в истории информация начинает выступать не просто в качестве социальной памяти, но именно как действующий инструмент, в качестве средства принятия решений, часто без непосредственного участия человека. Техническим базисом постиндустриального общества выступает развитие компьютерных технологий и средств коммуникации, кардинально преобразующие различные сферы современного общества.

Современное общество названо информационным, то есть таким, в котором большинство граждан участвуют в процессе создания, сбора, хранения, обработки или распределения информации. Это накладывает свой отпечаток на все сферы его жизнедеятельности и, прежде всего, на науку и образование как сложных систем, развитие и взаимодействие которых определяются происходящими в системе информационными процессами. Формирование информационного общества связано, в первую очередь, с воздействием, оказываемым современными информационными технологиями на развитие социальной организации общества, то есть процессом информатизации, техническую базу которого составляют новейшая техника, информационные технологии, различные информационные системы, коммуникативные технологии.

Проблема информатизации различных сфер жизнедеятельности человека раскрывается, прежде всего, в контексте вопросов о глобализации. Дело в том, что, формирование информационного общества не может быть осуществлено усилиями одной, даже самой развитой экономически страны. Такое общество может представлять собой ассоциацию стран, которые достигли соответствующих экономических, культурных и социальных успехов (в частности, высокого уровня информатизации жизни граждан и общества, управления государством, развития науки, образования), а также обладающих значительной степенью интегрированности мировое образовательное пространство.

Однако дальнейшее социальное развитие показало недостаточность концепции информационного общества для описания и анализа всех происходящих в социуме изменений, и в конце 1990-х гг. получила развитие концепция «общество знаний», которая предпочтительнее концепции «информационное общество», поскольку лучше отражает сложность и динамизм происходящих изменений. Как подчеркивает, Н. М. Чуринов, предложение «космического, диалектического, информационного проекта науки», как перспективного философского метода, в отличие от универсалистского (в информационно развитых странах), относит понятие об информации все же в область гуманитарного знания, а не технократического, поскольку информация, получаемая с помощью компьютера, интерпретируется пользователем в его индивидуальных интересах, обусловленных социальной средой существования. Знание не только является определяющей особенностью современной экономики, но и становится организующим принципом всего общества.

Знание рассматривается все более широко – как главная интеллектуальная база новейших, инновационных технологий XXI века (гуманитарного, социального и технико-технологического направления). Важнейшее понимание знания заключено в том, что оно рассматривается как некая определенная часть совокупной информации, обладающая специфическим качеством, под которым следует понимать позитивный, жизненно важный смысл, заключенный в соответствующей части информации.

В обществе, жизнедеятельность которого определяется во многом информационными ресурсами и знанием, системе образования принадлежит основная, если не определяющая роль в его устойчивом развитии и воспроизводстве социальных институтов. В современной сложной ситуации усиливается дифференциация и специализация знаний, а представители различных сфер науки все меньше понимают друг друга, что сказывается в итоге на качестве образования. Сегодня остро встает вопрос о том, какое образование необходимо для формирования личности, подготовленной к жизнедеятельности в информационном обществе (обществе знания), как можно оценить результативность и качество системы образования и необходимые направления ее изменений. С ростом ценности знания и информации неизбежно возрастает и ценность научной составляющей в системе образования. Говоря об обществе знания, в первую очередь, необходимо отметить значимость не научно-технического, а научно-образовательного знания для всех аспектов преобразования социальной жизни.

Во втором параграфе «Специфика современного взаимодействия научного и образовательного знания» определяется специфика и условия современного взаимодействия научного и образовательного знаний, выявляются их функции в современном информационном обществе. Обосновывается, что характер и специфика развития научного знания на современном этапе определяет и специфику функционирования образования. Особо подчеркивается, что образование и наука – взаимодействующие системы и от того, каков характер и соотношение этих двух типов рефлексии знания, зависит сегодня их эффективность.

С самого начала формирования неклассической науки постоянно происходит слияние науки и производства (индустриализация науки). Наука становится непосредственной производительной силой и самостоятельной отраслью экономики. С середины ХХ в. о науке заговорили как о научном производстве, прикладные исследования превращались на практике в преобладающую форму научной деятельности. Менялись не только основания науки (идеалы и нормы научного исследования, научная картина мира и философские основания науки), но и организация научного знания.

Сегодня углубляющаяся специализация научной деятельности, с одной стороны, усиливает процессы дифференциации и интеграции различных областей научного знания, приводя их к дисциплинарной перестройке, к формированию новых междисциплинарных научных отраслей. С другой стороны, специализация научной деятельности существенно меняет облик образовательного знания, поскольку образование как система знания является приблизительным «слепком» научного знания и этот «слепок» столь же иерархичен, как и научное знание. В итоге знания современного человека как бы «разложены по полочкам», и целостного знания в голове человека нет. Вследствие этого в современных условиях максимально необходимо развитие системности образовательного знания. Образование должно быть направлено на то, чтобы привести знания обучаемого в систему, позволяющую сконструировать у него общенаучную картину мира, с целью полноценного отражения современного уровня развития науки.

В современных условиях значительно возрастает роль фундаментальной науки, поскольку большая доля научных знаний приобретается в процессе фундаментальных исследований. В исследовании отмечается, что отсутствие системных теорий в современном научном знании приводит к тому, что теоретическая наука перестает быть фундаментальной (теория относительности и кибернетика уже утратили свое значение) и влечет за собой отсутствие фундаментальности в образовании. Невостребованность фундаментальной технической науки и, как следствие, ее нивелирование (физики становятся теоретиками, схемотворцами) приводит к кризису системы профессионально-технического образования, а увеличение роли и значимости гуманитарной науки приводит к неадекватному развитию системы гуманитарного профессионального образования.

Важным моментом являются также структурные сдвиги, которые происходят в современной науке в сторону повышения удельного веса и значимости технических и технологических наук, занимающих сегодня лидирующее положение. С одной стороны, распространение высоких технологий ведет к качественно новой вовлеченности в технологический процесс современных научных знаний, к расстановке акцентов не на бытии, а на процессуальности, необратимости во времени. С другой стороны, распространение наукоемких технологий предъявляет совершенно новые требования к содержанию и качеству образовательного знания, акцентируя внимание на усилении его научной составляющей. Задачей образования в новых условиях все более становится не получение готового знания, а приобретение его в результате самостоятельного учебно-научного поиска.

Следующим элементом специфики современного состояния и взаимодействия научного и образовательного знаний является различие скорости роста знания и информации в сферах науки и образования. С одной стороны, этот процесс объективен и обусловлен тем, что каждое новое поколение людей при существующих способах обучения не может освоить весь объем знаний и информации, превышающий психофизические и физиологические возможности даже самых одаренных индивидов. С другой стороны, существует проблема субъективной неприсвоенности научного знания, когда возникает своеобразно человеческая форма присвоения мира – его мысленное отображение, постепенно складывающееся в систему знаний, овладение которой становится предпосылкой и условием деятельности каждого.

Решающее воздействие науки на образовательную систему особенно отчетливо обнаруживается, с одной стороны, в том, что накопленное наукой знание как со стороны своих качественных, так и количественных характеристик обусловливает общие возможности его аккумуляции в образовательном процессе. С другой стороны, – способ освоения добытого наукой знания и мера эффективности его использования в сфере образования в решающей степени зависят от методологического арсенала, выработанного наукой, поскольку наука создает сам объект, который, подвергаясь методико-технологической обработке, превращается в знания субъекта образовательного процесса. Вместе с тем, общество переходит в стадию развития знаниевого общества, в котором главным человеческим ресурсом и потенциалом становятся жизненно важные знания, позволяющие оптимизировать жизнь человека, общества и природы в решении важнейших материальных, социальных и духовно-нравственных проблем. Все это свидетельствует о необходимости изучения и разработки философского фундаментального знания в образовании и для образования.

В третьем параграфе «Философия образования как интегративное знание и основа теории образования» раскрывается специфика философии образования как интегративного знания и обосновывается фундаментальность философии образования для современной теории образования. Отмечается, что специфика философии образования как интегративного знания заключается в том, что философия образования представляет собой теоретико-методологическую, мировоззренческую основу современной системы образования.

Проведенный анализ образовательного процесса показал, что образование имеет свои характеристики, не тождественные характеристикам педагогики. С таких позиций, как подчеркивает в своих исследованиях Н. А. Князев, образование и наука должны исследоваться не с точки зрения науковедения, а именно с философско-методологической исследовательской позиции. Дело в том, что появление науковедения было обусловлено необходимостью исследования науки как целостного социального образования, с целью комплексного понимания такого сложного феномена каким является современная наука. Методология же науки берет свое начало из непосредственного анализа познавательного процесса и акцентирует внимание на внутренней логике развития научных идей. Таким образом, фундаментальной основой для анализа образования как процесса и результата, на наш взгляд является именно философско-методологическая функция философии образования.

Философия давала и дает ценностные основания образовательным теориям, вектор развития системы образования, корректировала и корректирует их принципы и содержание. Подчеркивается, что связь философии и теории образования является исключительно необходимой как для философии, так и для теории и практики образования. Такая связь обусловливается самой сущностью философского знания, которое решает задачи осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с ним. Философская рефлексия (анализ совокупности методов, способов, методологии, лежащих в основе функционирования и развития теории образования) позволяет увидеть тот смысл и те требования, которые предъявляет время к образованию. Значение методологического осмысления теории и практики современного образования стремительно возрастает.

Образование в широком его толковании сегодня должно существенно измениться в методологическом и содержательном плане. Целью образования на ближайшую перспективу должно стать созидание профессионала-интеллигента, который, во-первых, явится высококвалифицированным специалистом широкого профиля на основе получения фундаментального образования; во-вторых, воплотит в себе новый тип носителя отношения к человеку (обществу) как к цели, а не как к средству; в-третьих, осознает свое отношение к природе на уровне сформированного экологического сознания. Триединство этих составляющих позволит говорить о фундаментализации, гуманизации и экологизации образования как ведущих направлениях в данной сфере человеческой деятельности.

Выход из кризиса образования связан с построением новой модели современного общества, механизмом выживания которого должно стать образование нового типа. Характеризуя образовательную систему в модели устойчивого развития, ученые выделяют две ее глобальные функции. Первая названа ноогуманистической, что означает ориентацию образовательного процесса на задачи выживания и развития человечества. Это предполагает передачу новым поколениям не только накопленных в прошлом знаний и опыта, но и ориентацию этих поколений на будущее через его прогностические научные модели. Второй глобальной функцией образования признается экологическая. Она акцентирует внимание на сохранении биосферы, природы в целом, на обеспечении благоприятных экологических условий, что предполагает формирование нового экологического мышления.

В третьей главе «Условия и методы взаимодействия образовательной и научной систем» исследуются процессы фундаментализации, гуманизации и экологизации образования и науки как основные условия и методы их интеграции в глобализационных и информационных условиях современного общества.

В первом параграфе «Фундаментализация как условие современного развития образования и науки» исследуется процесс, ведущий к фундаментальности научно-образовательной сферы в условиях современной глобализации. Обосновывается, что фундаментализация как условие современного развития образования и науки отражается, с одной стороны, в становлении глобальной организации образовательно-научного пространства, а с другой, – в формировании мощной научной составляющей современного образования на основе фундаментальных научных знаний.

Глобализация основных проблем человечества и их всеобщее интеллектуальное и практическое освоение осуществляются через образование, обретающее таким образом единые цели. Культурные и научные достижения всего человечества, осваиваемые в единых организационных формах, на основе общих средств, методических принципов и технологических возможностей образовательной деятельности, составляют фундамент единого образовательного пространства. Главными элементами в формировании мирового образовательно-научного пространства становятся: выработка единых подходов к содержанию, методам и средствам обучения, внедрение новых, более глубоких форм сотрудничества в образовании (многосторонние проекты и программы), укрепление международных правовых основ интернационализации, складывающееся глобальное информационное пространство, растущее число международных организаций в этой сфере и др.

Мощной интеграции высшего образования способствует Болонский процесс. Болонское соглашение стало примером нового варианта организации высшего образования и призвано содействовать росту конкурентоспособности образования в международных масштабах. Но, образование и наука имеют интернациональный характер, следовательно, в каждой стране присутствует своя национальная специфика. Российская модель образования выстраивается на основе двух принципов: фундаментальность при интеграции науки и образования; опора на классические научные школы. Болонское соглашение разрушает оба эти принципа. Таким образом, интеграция России в мировое научно-образовательное пространство – сложный и противоречивый процесс, не получивший еще должных оснований.

В исследовании показано, что специфика (одновременно драматизм) современной ситуации в образовании и науке заключается в том, что западную образовательно-научную систему пытаются привить российской образовательно-научной системе. Переход на Болонское соглашение предполагает введение того, что генетически не свойственно России (кредитно-зачетные единицы, тестовую систему). Российская диалектическая система образования всегда предполагала диалог преподавателя и ученика.

В диссертации подчеркивается, что в современных условиях важно создание такой образовательной системы, которая формировала бы целостное мировоззрение общества, основанное на принципах единства существования человека и природы. В основе такой системы должны лежать фундаментальные знания, среди которых высокое значение приобретают гуманитарные и междисциплинарные знания, формирующие целостно-эволюционное мышление человека. Именно в фундаментальных исследованиях происходит увеличение объема знаний, включая знания о человеке, культуре и обществе, тогда как в прикладной науке эти знания преимущественно используются в практических целях. На основе достижений фундаментальных и прикладных исследований, а также практического опыта создаются новые материалы, продукты, процессы, услуги и т. п. При этом выявляются новые сферы применения результатов фундаментальных исследований. Уровень фундаментальных исследований – важный показатель состоятельности государства и один из критериев, определяющих его роль в мире. В России же фундаментальные исследования выпали из перечня приоритетных направлений науки и технологий. Чем раньше и интенсивнее будет поддержана фундаментальная наука, тем большую часть ее удастся сохранить, тем раньше станет конкурентоспособной промышленность, мощнее и независимее военно-промышленный комплекс, сильнее экономика, лучше медицина и условия жизни, слабее социальные, демографические и иные проблемы. Стабильно высоким будет авторитет России.

Фундаментализация образования как основа новой образовательной системы подразумевает, что в основе образования должны лежать фундаментальные знания, которые открывает современная наука. Необходимо углубление и расширение взаимодействия академической и вузовской науки, повышение качества образования с целью сохранения и развития научно-технического потенциала страны.

Формирование новой научной системы мира влечет необходимость значительной перестройки всего философско-методологического фундамента современного образования. Современная же реальность образования – это реальность различных программ, задающих разные перспективы и образованию, и педагогической мысли. Ведущее значение в современной ситуации приобретает философско-научный фундамент образования. Реформы, происходящие в сфере образования и науки, затрагивают в основном все уровни образования и формы научного развития. Однако становится очевидным, что именно фундаментальность интеграции науки и образования обеспечит эффективность этих реформ.

Фундаментализация образования может достигаться разными способами, к которым в первую очередь следует отнести, во-первых, изменение соотношения между прагматической и общекультурной частями образования всех уровней. При этом приоритетными становятся проблемы, с одной стороны, формирования у человека научных форм системного мышления, а с другой – складывания общей культуры личности. Во-вторых, изменение содержания и методологии учебного процесса, при котором, с одной стороны, делается акцент на изучение фундаментальных законов природы и общества, с другой – создаются принципиально новые учебные курсы, которые ориентированы на формирование целостных представлений о научной системе мира и способности выходить на системный уровень его познания. Доказывается, что эффективным средством решения проблем интегративного взаимодействия образования и науки в условиях глобализации является формирование целостного мировоззрения.

Шагом на пути к фундаментализации образования, подчеркнуто в диссертации, является изменение содержания и методологии учебного процесса. Фундаментализация образования – это переход на новый уровень понимания мироздания, основанного на гармонии мира, где человек должен ощущать себя во взаимозависимости от окружающего мира. Главным здесь становится не освоение прежних рецептов, а овладение методами познания и практической деятельности, а также фундаментальным знанием, способствующим осознанию сущности явлений и обеспечивающим свободу в получении новых знаний и их использовании. При чем акцент необходимо поставить на изучении фундаментальных законов природы и общества. Образовательный процесс – это процесс передачи и получения знания и умения. Создание нового знания и умения – это процесс фундаментального исследования. Для того чтобы этот процесс шел, необходима соответствующая атмосфера интеллектуального, личного общения, нужен университет. В этой ситуации исключительно важна роль философии образования, которая, осуществляя сопоставление программ, подвергая их критическому анализу, способна находить общие основания для образовательной системы и образовательной теории. Одновременно философия образования способна указать ориентиры для реорганизации системы образования, выдвинуть научные и методологические основания для новых программ и проектов образовательного процесса.

Более того, фундаментализация образования – это переход на новый уровень понимания мироздания, основанного на гармонии мира, где человек должен ощущать себя во взаимозависимости от окружающего мира. Ведущие идеи, заложенные в фундамент современного образования, должны обеспечить не только существование и развитие современного общества, но и возможности адаптации в нем каждого человека, его защищенность в изменяющихся условиях. Тогда можно будет говорить и о гуманизации образования. Именно поэтому гуманизация рассматривается в качестве ведущей тенденции развития современной системы образования.

Во втором параграфе «Гуманизация как форма интеграции образования и науки» исследуются процессы гуманизации образования и науки и обосновывается, что гуманизация сегодня становится гарантом и основой взаимодействия систем образования и науки.

Раскрывая проблему гуманизации, в целом, отмечается следующее: социальная динамика гуманитарных изменений в современном обществе относится к числу развивающихся масштабных многоплановых всеохватывающих явлений и понятий общественной жизни; гуманизм – это уникальный социокультурный феномен, рожденный духовным развитием человечества и его борьбой за гармонию развития, общественное равенство, справедливость, солидарность и иные общечеловеческие ценности; гуманизм в широком смысле есть признание приоритета ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений; гуманность понимается как идеал, характеризующийся любовью, вниманием к человеку, уважением к человеческой личности, добрым отношением ко всему живому; главная цель гуманизма – гармоничное развитие свойственных человеку ценностных способностей чувств и разума, высшее развитие человеческой культуры и соответствующего ей поведения, по отношению ко всему творению и другим людям, то есть гуманности.

Гуманизация как важная характеристика концепции гуманизма и отражение идей гуманизма в обществе, реализуется в зависимости от конкретных исторических условий, целей и задач социального развития на основе общечеловеческих ценностей (воспитательный (личностный) аспект); также на основе общекультурных гуманитарных знаний, призванных сформировать сознание субъекта, предполагая обращение к высшим идеалам, общекультурным ценностным началам, сформированным в культуре (образовательный (дисциплинарный) аспект). Гуманизация, применительно к сферам образования и науки – это процесс, определяющий ценности гуманизма в результате их передачи и усвоения (система образования) и в процессе деятельности по производству знаний (система науки).


загрузка...