Женское духовное образование и его роль в изменении общественного положения женщины в России (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) (31.08.2009)

Автор: Попова Ольга Дмитриевна

имени М.В. Ломоносова

На правах рукописи

ПОПОВА ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА

Женское духовное образование и его роль

в изменении общественного положения женщины

в России (вторая половина XIX – начало ХХ вв.)

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва 2009

Работа выполнена на кафедре истории Российского государства факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор

Лившин Александр Яковлевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, г.н.с.

Кошман Лидия Васильевна

доктор исторических наук, профессор

Лавров Владимир Михайлович

доктор исторических наук, профессор

Леонтьева Татьяна Геннадьевна

Ведущая организация: Институт переподготовки и повышения

квалификации преподавателей

социальных и гуманитарных наук

МГУ имени М.В. Ломоносова

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке имени А.М. Горького МГУ имени Ломоносова по адресу: 119991, г. Москва, Ленинские горы, Ломоносовский проспект, д. 27, сектор А, ком. 114.

Автореферат разослан «__» __________ 2009 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат исторических наук, доцент Н.Л. Головкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертации обусловлена тем, что функционирование системы женского духовного образования было тесно связано с деятельностью Русской православной церкви, активно влиявшей на общественную и политическую жизнь страны. Разветвленная сеть сословных и всесословных учебных заведений, находившихся в ведении Св. Синода представляла серьезный сегмент системы образования дореволюционной России. Эволюция образовательных учреждений России во второй половине XIX – начале ХХ века была тесно вплетена в модернизационный процесс и находилась под влиянием формирования новой социальной структуры общества. Процесс поиска иной культурной идентичности затронул все социальные слои, которые вынуждены были приспосабливаться к другим условиям жизни, вырабатывать новые стереотипы поведения.

Реформы Александра II открыли дорогу женщинам различных социальных слоев к образованию и общественной деятельности и потребовали изменения общественных представлений о месте и роли женщины в обществе. Изучение истории женского духовного образования является важным для понимания сложного процесса интеграции женщин в общественную жизнь во второй половине XIX века.

Актуальность теме исследования придает и то обстоятельство, что происходившие в России реформы на рубеже XX-XXI века также привели к серьезной перестройке общественной и политической системы, к трансформации социальных ролей в обществе и изменению системы образования России.

Период функционирования системы женского духовного образования – вторая половина XIX – начало ХХ века – это период реформ и контрреформ в России, время нарастания общенационального кризиса. Исследование эволюции данной системы образования в контексте противоположных тенденций общественного развития (обновление общества, с одной стороны, консервация сложившихся отношений – с другой) является актуальной задачей, поскольку позволяет глубже раскрыть сложность развития церковно-государственных отношений в начале ХХ века. Рассматриваемый этап нуждается во всестороннем исследовании, так как истоки глубокого социального кризиса начала ХХ века изучены в отечественной историографии недостаточно полно.

Не менее важным представляется исследование истории женского духовного образования, как части истории российской провинции, что позволяет осмыслить неоднородность культурных процессов в российском пространстве и выявить отличительные особенности интеграции женщины в общественную деятельность в провинции. Без понимания различий жизни провинциального города и столицы невозможен успех ни экономических, ни политических реформ.

Использование исторического опыта функционирования системы женского духовного образования необходимо для создания современной системы духовно-учебных заведений, отвечающей интересам гражданского общества и светского государства.

Объектом исследования является женское духовное образование как элемент образовательной системы второй половины XIX – начала ХХ века и общественное положение женщины в рамках православной культуры. Под «женским духовным образованием» понимается система женских учебных заведений, находящееся в ведомстве РПЦ. Понятие «духовный» в данном случае определяет особый характер воспитательной и учебной работы в рассматриваемой образовательной системе.

Предметом данного исследования является динамика развития женских учебных заведений духовного ведомства как части культурных и социальных трансформаций в жизни России и процесс интеграции женщин в общественную жизнь во второй половине XIX – начале ХХ века под влиянием функционирования системы женского духовного образования. Обращение к анализу обозначенных процессов обусловлено тем, что политика РПЦ в сфере образования оказывала влияние на формирование общественного сознания по ведущим вопросам общественной жизни.

Региональные рамки исследования. В основном исследование выполнено на материалах центрального региона России (привлекались материалы Рязанской, Орловской, Тверской, Нижегородской, Калужской, Ярославской и др. епархий), где православие являлось преобладающей религией, а православный сельский приход и семья православного священника были важным элементом в социальной структуре российского общества. Эпизодически использовались факты из жизни и деятельности учебных заведений, расположенных в многоконфессиональных регионах: Сибири, Тифлисе, западных епархиях дореволюционной России. Таким образом, региональные рамки исследования охватывают пространство Российской империи в ее дореволюционных границах.

Хронологические рамки исследования включают период с 1843 по 1918 год и определяются временем существования системы учебных заведений для дочерей духовенства в дореволюционной России. 1843 год – год открытия первого училища в России для девиц духовного звания в Царском Селе. Пришедшая к власти в 1917 году партия большевиков в 1918 году приняла «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах», и ряд других актов, в соответствии с которыми функционирование всех духовно-учебных заведений прекращалось.

Историография проблемы и источники исследования подробно освещены в первой главе диссертации.


загрузка...