Системно-аналитическая организация потокодвижения при проектировании логистических систем в реальном секторе экономики: теория и методология (31.08.2009)

Автор: Осовцев Виктор Анисимович

Осовцев Виктор Анисимович

СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКая ОРГАНИЗАЦИя потокодвижения при ПРОЕКТИРОВАНИи ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ в реальном секторе экономики: теория и мЕТОДОЛОГИя

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление

народным хозяйством: логистика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Ростов-на-Дону - 2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

Научный консультант: доктор экономических наук,

профессор Костоглодов Дмитрий

Дмитриевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук,

профессор Парфенов Александр

Викторович

доктор экономических наук,

профессор Лебедев Юрий

Григорьевич

доктор экономических наук,

профессор Кизим Анатолий

Александрович

Ведущая организация: Институт Исследования

Товародвижения и Конъюнктуры

Оптового Рынка (ИТКОР)

Защита состоится «12» ноября 2009 г. в 11-00 ч. на заседании диссертационного совета Д.212.209.01 при Ростовском государственном экономическом университете «РИНХ» по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 69, ауд.231.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» (г.Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, д.69, ауд.315).

Автореферат разослан «09» октября 2009 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, ауд.330, диссертационный совет Д 212.209.01.

Ученый секретарь

диссертационного Совета

д.э.н., профессор А.Г. Губанов

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Трудно представить современный сектор реальной экономики без соответствующей логистической поддержки, организация которой по идее должна начинаться с разработки проекта логистической системы (ЛС) и заканчиваться его реализацией на основе использования последних достижений логистического менеджмента.

Руководствуясь основными принципами и положениями логистики, можно считать, что ценность такого проекта определяется совокупностью проектных решений, способствующих обеспечению организационного, технологического, информационного и экономического единства рассматриваемого объекта логистизации. Тем не менее, в достаточной мере разработать такой проект пока представляется чрезвычайно трудной задачей, так как существующий теоретико-методологический аппарат логистики больше нацелен на фрагментарное описание логистического процесса и изложение концептуальных экономических положений по организации потокодвижения в отдельных отраслях экономики, чем на решение системных проблем интеграции многообразных ресурсных потоков.

Такая ситуация во многом обусловлена тем, что с появлением в России рыночных отношений приоритеты исследователей резко сместились в сторону поиска неформальных методов разрешения противоречий реальной действительности, связанных с экономическими интересами субъектов проектируемой логистической цепи, тогда как раньше при решении задач материально-технического снабжения объектов экономики преимущественно использовался свойственный технократическому подходу инструментарий исследования операций.

Неформальный экономический взгляд на принципы и способы организации ресурсных потоков в рыночном пространстве способствовал развитию теоретико-методологического аппарата логистики, но при этом из арсенала исследователей и проектировщиков неоправданно выпали многие важные разработки ученых предыдущих поколений, что затрудняет обобщение накопившегося практического опыта и поиск закономерностей эффективной организации потокодвижения в реальном секторе экономики.

Указанные недоработки теоретико-методологической базы логистики наиболее отчетливо проявляются в различных методических материалах по оценке эффективности бизнес-проектов, в которых функциональный блок «Логистика» в самостоятельной форме практически отсутствует, что не способствует формированию необходимых условий для эффективного использования логистического подхода в экономическом пространстве.

Осознание этих и других фактов приводит к пониманию того, что казавшийся рудиментом в логистике 90-х годов технократический подход, на современном этапе развития российской экономики должен дополнять неформальные методы экономического анализа, обогащать их содержание, способствовать взаимопроникновению концепций и взглядов известных научных течений в логистике, быть с ними в диалектическом единстве.

В связи с этим возникает актуальность вопроса, подразумевающего преемственность и модернизацию знаний в логистике, что предполагает некоторую корректировку вектора развития ее теоретико-методологических основ в направлении синтеза экономического и технократического образа мышления на системно-аналитическом принципе, согласно которому предлагается «не расчленять каждое сложное на элементы и из них затем конструировать целое, а искать общность в сложном, находить единые закономерности, а затем примерять их к каждому отдельному процессу и выявлять отклонения».

Конвергенция этих образов мышления на указанном принципе позволила бы логистике быстрее пройти путь от разработки первичных понятий и принятия фрагментарных проектных решений к системно-аналитической интеграции ресурсных потоков и, в конечном счете, превратиться в «универсальный комплекс оптимизирующих механизмов» для разработки полноценных проектов систем логистической поддержки реального сектора экономики.


загрузка...