Формы и приоритеты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (31.08.2009)

Автор: Михайлюк Оксана Николаевна

В результате расчетов установлено, что если сохранить объёмы производства молока на уровне 2007-2008 гг. и перевести все поголовье скота на беспривязное содержание, то достаточно ввести в эксплуатацию 44 комплекса по 1200 дойных коров с продуктивностью не менее 7000 кг. При нормативном сроке окупаемости капиталовложений необходимы субсидии в размере 20,0 руб. на 1 кг продукции. Суммарный размер субсидий, соответственно, достигнет 2,1, 4,4 млрд руб. в год, вместо 0,6-0,8 млрд руб. фактически.

Для того, чтобы достичь уровня производства молока ориентировочно равного объёмам необходимым для обеспечения продовольственной безопасности области (свыше 1110 т) потребуется от 6,5 до 8,3 млрд руб. субсидий ежегодно в ценах и уровне развития экономики 2007 г.

Для расчета нормативного годового размера субсидий нами составлено корреляционно-регрессионное уравнение, имеющее следующий вид:

Y = - 6731 + 0,00385x1 + 79,18x2 + 2425,8x3 , (3)

где Y – годовой размер субсидий;

x1 – объем производства молока;

x2 – уровень рентабельности реализации молока;

x3 – технология содержания коров.

Анализируя параметры уравнения можно сказать, что при увеличении объемов производства молока на 1 кг, в среднем, при неизменности других факторов, сумма субсидий увеличивается на 3,85 рубля. Рост уровня рентабельности продаж в отрасли на один процент требует увеличения субсидий на 79,2 млн руб. Изменение системы содержания скота с одновременным сокращением срока окупаемости капиталовложений в животноводство требует от варианта к варианту роста господдержки в размере 2,4 млрд руб.

В настоящее время стратегия государственной поддержки в ее направленности и размерах больше напоминает «латание дыр». На наш взгляд, целесообразно в условиях множества проблем, вызванных, в том числе и мировым экономическим кризисом, в АПК формировать ключевые целевые программы и соответствующие для этого программы государственной поддержки. Целевая направленность господдержки будет способствовать более динамичному развитию ключевых отраслей производства и это само по себе принесет дополнительный региональный экономический эффект, часть которого могла бы стать дополнительной прямой поддержкой «второго порядка». Примерами таких программ являются: «Семеноводство зерновых культур и трав», «Кормопроизводство», «Воспроизводство племенного скота» и т.д.

Одной из первых таких программ, могла бы стать программа развития семеноводства зерновых и зернобобовых культур. Программа представляет собой возобновление системы регионального семеноводства зерновых и зернобобовых культур, поддержку селекционной работы на Урале. Обеспечив хозяйство недорогими сортовыми семенами, репродуцированными в группе семеноводческих хозяйств в соответствии с программой регионального семеноводства, и научным сопровождением по адаптации семенного материала к технологическим возможностям конкретного хозяйства в достаточно непродолжительный срок можно устойчиво повысить урожайность зерновых (по нашим предварительным расчетам) на 3-4 ц/га при прочих равных условиях производства и получить дополнительную поддержку молочного животноводства в размере от 0,3 до 1,1 млрд руб. (табл. 8).

Таблица 8 – Прогноз эффективности производства зерна в Свердловской области – дополнительная прямая поддержка развития молочного животноводства

Показатели Годы Всего

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Площадь зерновых культур, тыс. га

Урожайность, т/га 1,6 1,7 1,9 2,1 2,2 2,3 2,5

Дополнительное производство зерна, тыс. т 736 816 950 1050 1144 1265 1500 13621

Экономия затрат на производство 1 т зерна, руб. 110 196 428 252 480 759 810 3035

Дойное стадо, тыс. гол. 91 91 91 91 91 91 91 91

Продуктивность, кг 4300 4350 4400 4450 4500 4550 4600 4600

Производство молока, тыс. т 391 396 400 405 410 414 419 419

Ожидаемое снижение себестоимости производства 1 кг молока за счет снижения себестоимости концентрированных кормов, %

Экономия затрат на производство 1 т молока, руб.

Экономия затрат при производстве молока всего, млн руб. 157 222 288 356 426 497 569 2515

Экономия всего, млн руб. 267 418 716 608 906 1256 1379 5550

Исследования показывают, что основные проблемы на селе возникли из-за резкого сокращения производства, снижения наполняемости финансовыми ресурсами местных бюджетов и, как следствие, – разрушение социальных условий жизни в сельской местности, вымывание квалифицированных кадров. В связи с этим, главным направлением государственной поддержки в перспективе, по нашему мнению, должна стать прямая поддержка (табл. 9).

Таблица 9 – Прогноз структуры государственной поддержки агропромышленного комплекса Среднего Урала

Основные направления

государственной

поддержки База, тыс. руб. Структура,

в % На 100 га, тыс. руб. 2015-2020 гг. (в ценах 2007 г.), тыс. руб. Структура,

в % На 100 га, тыс. руб.

Прямая поддержка 1111071 58,9 134,4 9250000 70,9 660,7

Субсидии всех уровней 1111071 58,9 134,4 8500000 65,1 607,1

Растениеводство 104506 5,5 12,6 2000000 15,3 142,9

Животноводство 815649 43,2 98,7 6500000 49,8 464,3

в т.ч. племенное 46861 2,5 5,7 350000 2,7 25,0

продукция 768788 40,7 93,0 6150000 47,1 439,3

Возмещение процентов по кредитам 99839 5,3 12,1 750000 5,7 53,6


загрузка...