Формы и приоритеты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (31.08.2009)

Автор: Михайлюк Оксана Николаевна

рентабельности, % -4,4 12,7 12,9 16,6 8,9 6,4 11,3

*Составлено и рассчитано по данным годовых отчетов, поступивших от сельхозорганизаций в Минсельхозпрод Свердловской области за 2002-2008 гг.

Данные таблицы 5 не позволяют нам сделать вывод о том, что размер субсидий существенно влияет на экономические показатели производства по группам хозяйств.

К сожалению, в современных экономических условиях развития сельскохозяйственного производства субсидии не достигли главенствующего влияния на эффективность производства. В результате проведенного нами корреляционного анализа установлено отсутствие существенной зависимости между уровнем рентабельности сельскохозяйственного производства и размером субсидий в сельскохозяйственных организациях Свердловской области.

?????????

?????????????$

?????????

?&?*???????????

?$??t¦??

?$??t¦??

AВ настоящее время основная масса субсидий поступает в крупные хозяйства, производящие свыше 70% всей товарной продукции в АПК Свердловской области. По своему количеству, составляя около 20% всех организаций и объединяя около 50% всех сельскохозяйственных угодий в области, они получают около 70% всех субсидий. Большой удельный вес в этой группе хозяйств составляют птицеводческие организации промышленного типа. Неслучайно, доля растениеводства в выручке от реализации продукции в этой группе хозяйств составляет менее 10%. Характерно, что в этой группе хозяйств один из самых низких показателе удельного веса субсидий в выручке – 6, 8%, что ниже, чем в среднем по Свердловской области. То есть можно утверждать, что сконцентрированные в этой группе хозяйств субсидии, следуя общей статистике по Среднему Уралу, не могут эффективно влиять на эффективность производства. Более, чем в 70% хозяйств области сосредоточено лишь около 30% всех субсидий, в том числе около 10% организаций вообще не получают государственной поддержки. Хотя в первых шести группах хозяйств размер господдержки сельскохозяйственного производства в выручке несколько выше (5-13%), все же наблюдается явная тенденция поддержки более крупных, успешных хозяйств. Происходит перераспределение господдержки в пользу крупного производства. Это стало одной из причин снижения доходности производства основных видов продукции (молока и зерна) в основной массе хозяйств области.

Таблица 6 – Распределение государственной поддержки по сельхозтоваропроизводителям различных хозяйственных укладов

Виды укладов Количество хозяйств Формы поддержки, млн руб.

всего прямая косвенная опосредованная

Субъекты государственного хозяйственного уклада 27 281 131 11 139

Доля, % - 100,0 46,6 3,9 49,5

Субъекты частного предпринимательского уклада 157 5619 5263 40 316

Доля в % - 100,0 93,7 0,7 5,6

Субъекты кооперативного хозяйственного уклада 119 756 495 28 233

Доля в % - 100,0 65,5 3,7 30,8

Субъекты фермерского хозяйственного уклада 811 197 197 - -

Доля в % - 100,0 100,0 - -

Субъекты домохозяйственного уклада 27383 17 17 - -

Доля в % - 100,0 100,0 - -

Современная политика государственной поддержки требует дальнейшего совершенствования. Опыт реформирования аграрной сферы экономики показывает, что в целом государственная поддержка способствует сдерживанию падения сельхозпроизводства, но размеры господдержки не позволяют развивать его на инновационной основе, обеспечивая структурную перестройку аграрного сектора экономики. В связи с тем, что государственная поддержка приобрела компенсационный характер, многие организации не могут воспользоваться этим механизмом из-за отсутствия достаточного объема собственных средств; темпы роста государственной поддержки отстают от темпов роста инфляции в регионах; государственная поддержка, в большинстве случаев, формируется под влиянием политических предпочтений или в процессе «политических» торгов, и ее природа носит все меньше экономический характер; не организован мониторинг эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства.

На наш взгляд, главной недоработкой базовой методики планирования бюджетных средств является то, что она опирается на фактическую отчетность, которая сама по себе в экономическом смысле является результатом первых этапов реформирования народного хозяйства России и не может быть экономическим базисом, на котором должна формироваться перспектива развития агропромышленного комплекса и его государственной поддержки. В ходе реформ изменяются стратегические направления, выстраиваются новые приоритеты, в основе которых нормативные, инновационные представления о дальнейшем развитии экономики.

В связи с этим, мы предлагаем осуществлять постепенный переход к планированию государственной поддержки от фактического состояния производства к нормативному, в основе которого научно-обоснованные нормативные технологические схемы производства сельскохозяйственной продукции, учитывающие природно-климатические зоны региона, ресурсный и производственный потенциал, а также другие факторы. В целом, последовательность формирования нормативов прямой государственной поддержки (поддержки финансового состояния организаций и технического переоснащения производства) может иметь следующий вид.

1. Разработка генеральной стратегии развития производства на долгосрочный период (10-15 лет) с одновременным формированием функциональной стратегии роста удельного веса продукции местного производства и сокращением ввоза идентичной продукции в регион (в натуральном выражении).

2. Разработка зональных технологий в растениеводстве и животноводстве для условий традиционного и инновационного развития производства.

3. Формирование прогноза стратегии технического переоснащения основных отраслей производства – технической политики региона (рис. 4).

Рисунок 4 – Алгоритм расчета государственных ресурсов для технического переоснащения сельскохозяйственного производства на региональном уровне

4. Корректировка зональных технологий с учетом ежегодного пересмотра структуры технического содержания технологических процессов в растениеводстве и животноводстве.

5. На основе зональных технологий в растениеводстве выявление нормативной себестоимость сельскохозяйственной продукции для каждого перспективного этапа развития аграрной экономики региона с учетом прогноза инфляции и роста цен на сельскохозяйственную продукцию (табл. 7).

Таблица 7 – Пример расчета среднезональных нормативов прямой нормативной поддержки товарного производства зерна на Среднем Урале (на 100 га пашни, простое воспроизводство)

Показатели Распределение технологий по природно-климатическим зонам Всего

горно-лесная зона лесная зона лесолу-говая зона лесо-степная зона

Площадь пашни, тыс. га 53 42 159 735 989

Традиционная технология, %1 70 80 60 40 46

Площадь пашни, тыс. га 37 34 95 294 460

Выручка всего, тыс. руб.2 345933 325689 888946 2893468 4454036


загрузка...