Формы и приоритеты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (31.08.2009)

Автор: Михайлюк Оксана Николаевна

Исследуя механизмы, целесообразно делать упор не на приставку – «административно-командный» или «экономический», а на то, в каких экономических, политических и социальных условиях он сформирован и функционирует. При этом следует учитывать влияние экономической системы, экономической политики, экономической доктрины. В хозяйственной практике наиболее важна «экономическая политика», проводимая государством, ибо от нее во многом зависит формирование экономического механизма. В диссертационном исследовании мы рассматриваем частный случай экономического механизма, а именно, механизм государственной поддержки сельского хозяйства и его неотъемлемых субъектов – сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Исследование сущности механизма господдержки позволило отметить две специфические особенности, которые значительно отличают его от других факторов. Во-первых, речь идет о том, что данный экономический механизм, в отличие от других факторов, формируется на нескольких уровнях и как минимум на трех: Российской Федерации, субъекта федерации, муниципального образования. Во-вторых, он реализуется на тех же уровнях, на которых и создается (формируется). Отсюда и выражения «федеральная господдержка», «региональная государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей», «механизм поддержки на уровне муниципального образования» и др. Такая многоуровневая система их построения предполагает и синхронное их взаимодействие. Сбои в механизме господдержки, сформированном на уровне страны, могут вызвать дополнительные импульсы дестабилизирующего характера в сельскохозяйственных организациях. И, наоборот, элемент механизма господдержки более высокого порядка (механизм федерального уровня) может усиливаться в конкретном сельском районе, на уровне конкретного субъекта хозяйствования. Так, например, льготное налогообложение сельхозтоваропроизводителей (косвенная форма поддержки) на уровне федерации может быть усилено дополнительными льготами областного характера.

Среди основных характеристик такого механизма (по форме – открытый, а по типу – организационно-экономический) мы выделяем: иерархичность, многоблочность и многокомпонентность, способность к трансформации, взаимосвязь и взаимозависимость его элементов, системность и комплексность построения, целенаправленность и эффективность, стабильность функционирования, научность и динамичность, восприимчивость к инновациям, способность к адаптации. Представленные характеристики и принципы взаимосвязаны и в целом определяют требования к созданию и функционированию такого рода механизмов.

В процессе исследования были выявлены классификационные признаки и осуществлена классификация экономических механизмов. Так их можно классифицировать в зависимости от уровня их формирования и функционирования, то есть по критерию субъектности; по природе возникновения (сформированы спонтанно, в результате целенаправленных действий правительства, созданы под влиянием теневых структур); по функционированию элементов механизма (функционируют без сбоев, с редкими сбоями, с частыми сбоями); по структуре основных блоков (трехблочные, четырехблочные, многоблочные) и др. Принципиальная модель организационно-экономического механизма государственной поддержки сельского хозяйства представлена на рисунке 1.

В отличие от ряда исследователей, которые сводят государственную поддержку лишь к выплатам из государственного бюджета и определяют ее как совокупность прямых выплат сельхозтоваропроизводителям, мы рассматриваем государственную поддержку с позиций организационно-экономического механизма, вбирающего в себя меры (рычаги и инструменты) организационно-управленческого, финансово-экономического, технико-технологического, социального, мотивационного, экологического и правового характера, которые воздействуя многофакторно, создают благоприятные организационно-экономические условия для эффективного функционирования отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Гармонично сформированный механизм государственной поддержки способен противостоять экстремальному воздействию внешних экономических и политических факторов, рыночных, международных, факторов конкуренции и др.

Исследования показывают, что эффективный механизм государственной поддержки формируется с соблюдением следующих принципов: достаточность выделяемых бюджетных средств; своевременность и упреждающий характер оказания поддержки; приоритетность в распределении бюджетных ассигнований; адресность и доступность госбюджетной поддержки; гласность и гибкость; учет региональных особенностей; прозрачность и контроль за своевременностью, целевым использованием и эффективностью государственной поддержки.

Рисунок 1 – Принципиальная модель организационно-экономического механизма государственной поддержки сельского хозяйства

Организационно-экономический механизм государственной поддержки реализуется через три основные формы – прямую, косвенную и опосредованную и впервые рассматривается не только как механизм улучшения финансового положения отечественных сельхозтоваропроизводителей, но и как стратегический ресурс для инновационного развития такой уникальной отрасли как сельское хозяйство.

2. Выделены основные формы, сформулированы методы и научно обоснованы приоритетные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей

В диссертационном исследовании рассматриваются основные формы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, их сущностное содержание и особенности развития; приводятся научные характеристики.

Государственная поддержка рассматривается нами по трем основным формам, среди которых: прямая (прямые бюджетные выплаты); косвенная (бюджетные средства носят стимулирующий характер); опосредованная (через организационно-экономические мероприятия, зачастую впрямую не связанные с аграрным сектором экономики).

Многообразие форм государственной поддержки способствовало созданию многоканальной системы государственной поддержки отрасли. Так, на федеральном уровне можно выделить форму прямой бюджетной поддержки вбирающей в себя: предоставление субсидий на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы; субсидирование краткосрочного и инвестиционного кредитования предприятий и организаций АПК; предоставление субсидий на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование урожая сельхозкультур; субсидии на затраты капитального характера и др., рис 2.

Форма косвенной поддержки, на этом же уровне, заключается в осуществлении закупок сельхозпродукции и продовольствия для государственных нужд; регулировании производственного рынка, посредством проведения закупочных и товарных интервенций с зерном; защите экономических интересов товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере АПК и др.

Форма опосредованной поддержки на федеральном уровне представлена мероприятиями по обеспечению благоприятных организационно-экономических условий функционирования сельхозтоваропроизводителей. Они вбирают в себя: меры по реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджет всех уровней, государственные внебюджетные фонды, поставщикам энергетических и других материально-технических ресурсов; созданию специального налогового режима; поддержке аграрной науки; пополнению за счет бюджетных средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк»; реализации федеральных программ и общенациональных проектов.

Рисунок 2 – Формы государственной поддержки субъектов

хозяйствования АПК

Формы и методы государственной поддержки пока недостаточно изучены учеными и специалистами в области аграрной экономики. Но следует указать и на тот факт, что среди форм государственной поддержки менее исследованной остается форма опосредованной поддержки, представленная различными мерами организационно-экономического характера, связанными с агропродовольственной политикой и не требующих расходования средств государственных или муниципальных бюджетов. Такая форма поддержки может быть реализована через регулирование цен и тарифов, внешнеторговое регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, установление различного рода льгот, запретов и ограничений в интересах отрасли.

Государственную поддержку можно подразделять по способу воздействия на субъект хозяйствования. Так, к прямым мерам воздействия относятся те формы бюджетного финансирования, средства которого прямо влияют на финансовые результаты хозяйствующих субъектов и предполагающие адресное расходование средств на поддержку сельского хозяйства. Вот почему под прямой формой бюджетной поддержки понимается бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей, впрямую (непосредственно) воздействующая на их финансовую деятельность (речь идет, в основном, о субсидировании производства сельхозпродукции и сырья).

Под косвенной поддержкой следует понимать такую форму государственной поддержки, при которой воздействие на результаты финансово-хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей осуществляется косвенно, а именно: через реализацию лизинговых схем, через систему страхования урожая, введение единого сельскохозяйственного налога и другие меры. В сравнении с предыдущей формой государственное воздействие происходит не непосредственно, а через косвенные методы.

Опосредованная форма поддержки в диссертации рассмотрена через реализацию государственных мер приоритетных национальных проектов – «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье гражданам России».

Эффективность от реализации всех трех форм господдержки можно представить в формализованном виде:

где E?f – эффективность реализации всех трех форм государственной поддержки;

Efn, Efk, Efo – эффект, полученный, соответственно, от прямой, косвенной и опосредованной поддержки, тыс. руб.;

Sn,Sk,So – средства, затраченные на достижение эффекта, соответственно, от прямой, косвенной и опосредованной форм поддержки, тыс. руб.

По результатам исследования нами были сформулированы отдельные определения. Так, под методами прямой господдержки и прямого регулирования мы понимаем такое многофакторное (комплексное) воздействие со стороны государства, при котором экономические субъекты получают прямую финансовую помощь (в форме, в основном, субсидий) и при этом вынуждены строго руководствоваться предписаниями и установленными нормативно-правовыми актами – кодексами, федеральными законами, указами президента, постановлениями правительства.

Методы косвенной поддержки и косвенного регулирования рассматриваются нами как косвенное воздействие на функционирование субъектов хозяйствования, которое выражается через различные методы их стимулирования (льготное налогообложение и др.), а нормативно - правовые акты при этом создают предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических и управленческих решений хозяйствующие субъекты ориентировались на те варианты, которые соответствуют целям регулируемой аграрной политики государства.

Что касается приоритетов государственной поддержки, то они зависят во многом от избранной стратегии развития аграрного сектора экономики и в условиях многофункциональности сельского хозяйства приоритет должен быть отдан развитию сельских территорий, социально-трудовой сфере села.

3. Исследованы проблемы государственной поддержки развития многоукладной сельской экономики, установлены различия в уровнях государственной поддержки по организационно-правовым формам агропроизводства и дана оценка ее эффективности

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается более 400тыс. бюджетополучателей. Наибольшая их доля приходится на Приволжский федеральный округ – 38%, а на депрессивный Дальневосточный – только 2%. По числу единиц получателей государственной поддержки лидируют личные подсобные хозяйства – 83%; на долю сельскохозяйственных организаций приходится лишь 5%. Но объем государственной поддержки распределяется таким образом, что сельскохозяйственным организациям достается большая часть господдержки – более 70% всего объема, а на долю ЛПХ приходится только 3%.

Аналогичное положение и в регионах. Из приведенной таблицы 1 видно, что на крестьянские (фермерские) хозяйства и ЛПХ от общего объема господдержки в АПК Свердловской области приходится 15,6%, а на сельхозорганизации с птицеводческими хозяйствами – 84,4%.

Анализ распределения государственной поддержки между различными укладами производства в рамках форм поддержки также показал неравномерность и определенную тенденциозность. Частные формы хозяйствования получают больше прямой поддержки (главным образом, через реализованную продукцию), см. табл. 2.

Таблица 1 – Распределение господдержки по категориям хозяйств и реализация сельхозпродукции в АПК Свердловской области, тыс. руб.*

Показатели

в том числе

сельхозорганизации

(с хозяйствами птицепрома) крестьянские (фермерские хозяйства и ЛПХ)

Сельское хозяйство

Продукция 10531952 8593089 1938863

Господдержка


загрузка...