Формы и приоритеты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (31.08.2009)

Автор: Михайлюк Оксана Николаевна

изучить и проанализировать специфические особенности развития сельского хозяйства в пореформенный период;

обосновать необходимость государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

исследовать сущностные аспекты формирования основных элементов и компонентов механизма государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей;

провести экспертную оценку зарубежного опыта государственной поддержки на предмет его использования в российской аграрной практике;

изучить сущностные аспекты основных форм, методов и направлений государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и разработать их классификацию;

разработать и апробировать методику планирования и оценки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на поддержку сельского хозяйства;

исследовать программно-целевые и системные подходы в организации государственной поддержки приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства, а также провести мониторинг реализации мер национального проекта, федеральной и региональных программ развития аграрного сектора экономики;

разработать концепцию совершенствования форм и методов государственной поддержки сельского хозяйства.

Предметом исследования являются цели, формы и методы, приоритетные направления и механизмы государственной поддержки аграрного производства.

Объектом исследования стали сельскохозяйственные организации – получатели бюджетных средств и система бюджетной поддержки как федерального, так и регионального уровней.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные положения современной экономической теории, системный подход к изучению исследуемых социально-экономических явлений и процессов в российской и зарубежной экономике, труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, раскрывающие закономерности развития рыночной экономики, государственной поддержки и госрегулирования аграрной сферы; научные разработки ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, в том числе: ВИАПИ им. А.А. Никонова, ВНИЭТУСХ, ВНИИЭСХ, РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева и др. В работе используются положения, содержащиеся в Российских законах, Указах Президента России, а также решения и постановления Правительства Российской Федерации, направленные на развитие отечественного сельского хозяйства.

При решении поставленных задач использовался современный научный аппарат и методы экономических исследований: абстрактно-логический, графический, расчетно-конструктивный, экономико-статистических группировок, сравнительного и логического анализа, экспертных оценок, личных наблюдений, монографических изучений, экономико-математические методы прогнозирования и имитационного моделирования с использованием компьютерной техники.

Информационной базой исследования послужили данные Росстата, аналитические материалы и результаты исследований научно-исследовательских учреждений Россельхозакадемии, статистические материалы субъектов Уральского федерального округа, сводные годовые отчеты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, Департамента сельского хозяйства Курганской области, труды видных отечественных и зарубежных ученых - экономистов, занимающихся проблемами государственной поддержки и государственного регулирования агропромышленного комплекса, а также годовые отчеты различных субъектов хозяйствования АПК Свердловской, Курганской и Тюменской областей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Осуществлено уточнение ряда определений и понятий, что позволило дополнить понятийный аппарат в сфере государственного регулирования и государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Раскрыта экономическая сущность государственной поддержки, представляющая собой подсистему единой системы государственного регулирования АПК. Впервые государственная поддержка рассматривается не только как механизм улучшения финансового положения отечественных сельхозтоваропроизводителей, но и как стратегический ресурс для инновационного развития такой уникальной отрасли как сельское хозяйство.

2. Дано теоретическое обоснование необходимости оказания государственной поддержки всем укладам развивающейся сельскохозяйственной экономики с учетом специфики каждого из них. Выявлены специфические аргументы в пользу каждого хозяйственного уклада, предложены механизмы, рычаги, инструменты государственной поддержки, которые наиболее полно учитывают специфику каждого из укладов.

3. Исследован генезис формирования организационно-экономических механизмов хозяйствования и установлено существование их значительного множества, выявлен ряд специфических свойств организационно-экономических механизмов, дана их классификация. Сформирована принципиальная модель организационно-экономического механизма государственной поддержки сельского хозяйства.

4. Исследована эффективность прямой, косвенной и опосредованной государственной поддержки. Выявлена необходимость учета опосредованной поддержки при анализе государственного вмешательства, госрегулирования в деятельность сельхозтоваропроизводителей. Установлены различия в уровнях государственной поддержки по организационно-правовым формам сельскохозяйственного производства. Дана оценка эффективности государственной поддержки. Разработан алгоритм расчета объемов государственной поддержки стратегического развития производства.

5. Разработана серия методик планирования, обоснования приоритетов распределения и эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства. Предложено увязать объемы выделяемых бюджетных средств с конечной стратегической целью АПК - обеспечение продовольственной безопасности государства.

6. Разработана методика сравнительной оценки эффективности бюджетных субсидий по различным приоритетным направлениям государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, учитывающая различные организационно-правовые формы хозяйствования и стратегии их развития.

7. Разработан порядок предоставления субсидий с учетом приоритетов, при этом, главным приоритетным направлением должен стать сельский социум и сельская территория: решение проблем закрепления молодых специалистов; организация сельского строительства на селе и не только для молодых семей; господдержка сельской занятости, развитие социальной и инженерной инфраструктуры, разработка минимальных социальных стандартов - одни из главных нормативов косвенной государственной поддержки.

8. Разработана концепция совершенствования организационно-экономического механизма государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, вбирающая в себя комплекс мер, направленных на обеспечение эффективного конкурентоспособного функционирования хозяйствующих субъектов АПК. Цель данной концепции состоит в том, чтобы в условиях мирового финансового кризиса через эффективный механизм господдержки обеспечить товаропроизводителю на первом этапе адаптационно-антикризисный, а затем и инновационно-приростной характер функционирования. Данный механизм должен позволить и в условиях кризиса реализовать появившиеся отдельные преимущества сельскохозяйственного производства.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке предложений, научно-обоснованной концепции и практических рекомендаций, направленных на совершенствование базовых элементов механизма государственной поддержки сельского хозяйства.

Полученные автором результаты исследования, разработанные методики и модели могут быть использованы органами государственного управления АПК при планировании объемов государственной поддержки, выборе приоритетов, а также оценке эффективности использования бюджетных средств в хозяйственной практике сельхозтоваропроизводителей.

Выработанные концептуальные направления совершенствования системы государственной поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей могут быть использованы и в законотворческой деятельности (как при внесении изменений и дополнений в действующие законы, так и при разработке новых, касающихся решения проблем продовольственной безопасности государства, государственного регулирования и государственной поддержки аграрного сектора экономики).

Апробация и реализация результатов исследования. Результаты исследования по теме диссертации докладывались на Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения академика В.А. Тихонова (г. Курган, 1997); Региональной научно-практической конференции «Региональная стратегия антикризисного развития АПК» (г. Екатеринбург, 1998); Региональной конференции «Новый взгляд на проблемы АПК» (г. Тюмень, 2002); Республиканской «Управление затратами и результатами производственно-коммерческой деятельности в АПК» (г. Москва, 2002); Всероссийской научно-практической конференции «Организационно-экономический механизм поддержки сельского хозяйства» (г. Москва, 2003); Международной научно-практической конференции «Региональные проблемы социально-экономического развития АПК» (г. Барнаул, 2003); Межрегиональной научно-практической конференции «Вклад ученых-аграрников в решение актуальных проблем АПК Урала» (г. Екатеринбург, 2005); Региональной научно-практической конференции «Сельские территории: проблемы и перспективы развития» (г. Екатеринбург, 2006); Межрегиональной «Механизмы обеспечения продовольственной безопасности государства» (г. Екатеринбург, 2008).

Материалы диссертационного исследования (в части установления обоснованных объемов бюджетной поддержки) были учтены при подготовке и реализации постановления Правительства Свердловской области от 03.02. 2005 г. №77 - ПП «О государственной поддержке агропромышленного комплекса в 2005 году за счет средств областного бюджета» и Государственной программы «Развитие АПК Свердловской области на 2008 -2012 годы» (постановление Правительства Свердловской области от 29. 01. 2008 г. №51 - ПП).

Разработанные методики планирования и установления нормативов эффективного использования бюджетных средств, направляемых на поддержку сельского хозяйства используются в практической деятельности отделов и управлений Минсельхозпрода Свердловской области.

Результаты исследования нашли применение в учебном процессе ряда высших учебных заведений Урала при чтении курсов: «Менеджмент», «Стратегический менеджмент» (Уральский государственный экономический университет); «Бухгалтерский (управленческий) учет» (Югорский государственный университет); «Экономика сельского хозяйства» (Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева); «Основы предпринимательства в АПК», «Ценообразование» (Уральская государственная сельскохозяйственная академия).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 63 работы общим объемом 75 п.л. (авт.– 48 п.л.), в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 17 работ общим объемом 5 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов и предложений, списка литературы, приложений, изложена на 310 страницах, содержит 72 таблицы, 18 рисунков и схем.

Во введении обоснована актуальность темы, проведен анализ научной разработанности проблемы, определены цель, задачи, предмет и объект исследования, новизна и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей» рассмотрены специфические особенности функционирования сельского хозяйства и научно обоснована объективная необходимость его государственной поддержки, отражены сущностные аспекты формирования основных элементов и компонентов механизма государственной поддержки. Дана экспертная оценка зарубежного опыта государственной поддержки товаропроизводителей.

Во второй главе «Основные формы, методы и направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей» представлены основные формы и методы государственной поддержки, рассмотрены методы прямого и косвенного воздействия государства на развитие аграрного производства; показана реализация мер приоритетных национальных проектов как фактора опосредованной поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Разработана и апробирована методика планирования и оценки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на поддержку сельского хозяйства.

В третьей главе «Программно-целевые и системные подходы в организации государственной поддержки приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства» рассматриваются программно-целевые и системные подходы в реализации мер государственного вмешательства в экономику отечественного сельского хозяйства, представлен механизм мониторинга осуществления государственной поддержки программных мероприятий национального проекта «Развитие АПК» и Госпрограммы (2008-2012 гг.), приведен анализ результатов выполнения запланированных мер государственной поддержки.

В четвертой главе «Концепция совершенствования форм и методов государственной поддержки сельского хозяйства» даны основные принципы построения концепции, уточнено содержание мер государственной поддержки агропроизводства, сформированы основные приоритетные направления, выделены процедуры и методы расчета объемов господдержки, оценки эффективности и анализа использования бюджетных средств, а также приводится организационно-экономический механизм реализации разработанной концепции.

В заключении излагаются основные выводы и рекомендации, являющиеся результатами диссертационного исследования.

2. Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту

1. Проведено уточнение и осуществлено развитие понятийного аппарата применительно к теории и методологии формирования и функционирования организационно-экономических механизмов, многофакторно воздействующих на субъекты хозяйствования аграрной сферы экономики.

В процессе исследования осуществлено уточнение ряда определений и понятий, что позволило дополнить понятийный аппарат в сфере государственного регулирования и государственной поддержки хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики. Используя историко-генетический и абстрактно-логический методы исследования, а также опираясь на циклично-волновую теорию, теорию «больших циклов» Н.Д. Кондратьева удалось проанализировать важнейшие периоды проведения аграрной политики (реформы и антиреформы), представив их в виде циклов, включающих в себя «повышательные» и «понижательные» волны. Такое построение циклов позволило нам проанализировать прошедшие спады и подъемы сельскохозяйственного производства, развитие многоукладности, стратегические преобразования и др. Так, анализ «повышательных и понижательных» волн был осуществлен по шести основным разработанным циклам (с конца 1780-х годов по начало 2008 года), или другими словами, с повышательной волны реформ Александра I и проектов Сперанского до понижательной волны – разразившегося современного мирового финансового и экономического кризиса. Проведенное исследование показывает, что каждому циклу, каждой «повышательной волне» соответствовали различные многоэлементные и многокомпонентные экономические механизмы. Причем, как правило, повышательные волны сопровождались реформами, а понижательные – антиреформами. В период повышательных волн разрабатывались, апробировались и функционировали новые более эффективные экономические механизмы, которые были направлены на техническое перевооружение аграрной сферы, укрепление производственного потенциала сельхозорганизаций; увеличение финансирования отраслей сельского хозяйства; совершенствование налоговой политики и др.


загрузка...