Формы и приоритеты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (31.08.2009)

Автор: Михайлюк Оксана Николаевна

Дизтопливо 77230 4,1 9,3 - - -

Прочие 13847 0,7 1,7 - - -

Косвенная поддержка 79351 4,2 9,6 2000000 15,3 142,9

Целевые комплексные программы 79351 4,2 9,6 2000000 15,3 142,9

в т.ч. «Сохранение и восстановление

плодородия почв ….» 79351 4,2 9,6 1000000 7,7 71,4

«Социальное развитие

села» 0 0,0 0,0 1000000 7,7 71,4

Опосредованная поддержка 697010 36,9 84,3 1800000 13,8 128,6

Внепрограммные субсидии 688847 36,5 83,3 - - -

Прочие 8163 0,4 1,0 - - -

Целевые комплексные программы - - - 1800000 13,8 128,6

в т.ч. «Охрана

окружающей среды» - - - 500000 3,8 35,7

«Развитие отраслевых союзов» - - - 100000 0,8 7,1

«Развитие регионального сельхозмашиностроения» - - - 1000000 7,7 71,4

«Подготовка и закрепление молодых специалистов в сельской местности» - - - 200000 1,5 14,3

Всего 1887432 100 192,9 13050000 100 932,1

Для достижения продовольственной безопасности региона, следует увеличить производство продукции растениеводства не менее чем в 2, а продукции животноводства в 3 раза. При этом стоимость товарной продукции сельского хозяйства возрастет до 30 млрд руб.

Этому должна способствовать новая политика государственной поддержки, в основе которой – усиление помощи основному производству через рост прямой поддержки сельхозтоваропроизводителей.

В условиях сохраняющегося диспаритета цен, кризисного положения многих сельскохозяйственных организаций пока невозможно сократить ее объемы и тем самым уменьшить нагрузку на бюджет. По нашим расчетам размер прямой поддержки должен увеличиться не менее чем в 6,5-7 раз (13-14% от расходной части бюджета), а ее доля в общем объеме бюджетной поддержки возрастет с 59 до 80-85%. При этом соотношение поддержки к выручке от реализации продукции изменится с 0,08:1 до 0,38:1.

Необходимо значительно увеличить косвенную поддержку и практически свести на «нет» опосредованную поддержку регионального порядка. Опосредованная поддержка сельхозтоваропроизводителей должна осуществляться за счет средств федерального бюджета, носить национальный характер, решать проблемы сохранения и развития сельских территорий и целостности государства, улучшать демографическую ситуацию, формировать средний класс и высокообразованное общество.

Основу опосредованной поддержки должны составить совместные межведомственные программы федерального значения, частного бизнеса и корпоративные программы региональных сельхозтоваропроизводителей (например, на уровне кластеров).

6. Разработана и апробирована комплексная методика оценки эффективности бюджетных субсидий, выделяемых на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей. Выработаны конкретные рекомендации по повышению эффективности бюджетной поддержки

Мы предлагаем три основных подхода к оценке эффективности государственной поддержки:

1. Упрощенный подход (для оценки технических субсидий «точечного» характера - на приобретение элементов технологического оборудования или замену на более эффективное в различных процессах производства).

2. Комплексный подход к оценке финансового состояния организации (при оценке крупной, свыше 20 млн руб., государственной финансовой поддержки производства).

3. Комплексный подход к оценке регионального экономического эффекта (для оценки комплекса государственной поддержки производства региона).

Упрощенный подход достаточно апробирован. Годовой экономический эффект – Эг (экономия приведенных затрат в рублях) рассчитывается по формуле:

где С1 и С2 – себестоимость единицы продукции (работ, услуг) до и после освоения средств государственной поддержки, руб.;

В – годовой объем продукции (работ, услуг) после освоения средств государственной поддержки в натуральном выражении – т, м3, м и т.д.

Государственная поддержка считается экономически эффективной, если срок окупаемости единовременных затрат не выше нормативного. В условиях подъема экономики нормативный срок окупаемости (Тн) должен составлять не более 5 лет, в условиях экономического кризиса – от 5 до 12 лет.

Срок окупаемости единовременной государственной поддержки (Tед.) определяется отношением единовременных затрат (Зед.) (капитальные вложения) к годовой экономии от снижения себестоимости продукции:

где Зед. - единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятия, осуществляемого с использованием средств государственной поддержки, рублей (капитальные вложения).

Процедура комплексного подхода достаточно трудоемка. Связано это с тем, что в производстве задействованы прямым или косвенным образом все отрасли а и все сферы организации и управления производства.

Одним из вариантов оценки эффективности государственной поддержки при комплексном подходе (в том числе и прочие инвестиции) в региональном масштабе, может стать соотношение прироста стоимости товарной продукции, обоснованной государственной поддержкой, к объему поддержки:

где К эфф. гп. – коэффициент эффективности господдержки;

? СТП – прирост товарной продукции, тыс. руб.;

Огп. - объем господдержки, тыс. руб.

Чтобы рассчитать эффективность государственной поддержки необходимо выделить долю государственной поддержки в общих инвестициях и долю дополнительной стоимости товарной продукции, обеспеченной государственной поддержкой. Тогда формула (6) примет вид:


загрузка...