Методологическая функция социальной философии в изучении юридического лица как субъекта права (31.08.2009)

Автор: Мельникова Татьяна Витальевна

Мельникова Татьяна Витальевна

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В ИЗУЧЕНИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

КАК СУБЪЕКТА ПРАВА

Специальность 09.00.11 – Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Красноярск 2009

Работа выполнена на кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева.

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Чуринов Николай Мефодьевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Пфаненштиль Иван Алексеевич

доктор философских наук, профессор

Грякалов Алексей Алексеевич

доктор юридических наук, профессор

Корноухов Валентин Егорович

Ведущая организация: Сибирский юридический институт

МВД России, г. Красноярск

Защита состоится « 12 » ноября 2009 г. в _____ на заседании диссертационного совета ДМ 212.249.01 при Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М.Ф. Решетнева по адресу: 660014, г. Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 31, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф.Решетнева.

Автореферат разослан «_____»___________2009 г.

И.о. ученого секретаря

диссертационного совета В.Д. Лаптенок

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью поиска решения проблемы роли права и государства в обществе.

Методологическая функция философии в области философии права реализована в незначительной степени. В частности, это заключается в том, что в науке изучается, а на практике реализуется, как правило, правопонимание в значении степеней свободы его субъектов. Так, политический электорат, опираясь на теоретические обоснования современной российской юриспруденции, обосновывает концепцию права, преимущественно, в направлении наибольшего сближения Российского права с правом Западной цивилизации. Такое обоснование подкрепляется провозглашением в Российских законах основных ценностей Западной цивилизации: правового государства, верховенства закона, принципа формального равенства, свободы воли и т.д.

Вместе с тем, концепция права Запада, по мнению западных исследователей, находится в состоянии кризиса. Оказалось, что указанная концепция, претендовавшая на звание универсальной, не способна на должном уровне способствовать решению наиважнейших проблем в государствах, не относящихся к числу западных государств. Более того, эта концепция устарела и для самого Запада. Возникла напряженность в правовых концепциях стран Запада, что влечет за собой правовой нигилизм в западной цивилизации, выражающийся в увеличении количества совершаемых правонарушений, в том числе преступлений.

В этой связи является актуальным изучение методологической функции социальной философии в правоведении вообще и применительно к изучению юридического лица как субъекта права, в частности, в соответствии с различными методологическими традициями и реально функционирующими в жизни обществ моделями мира. Особую значимость приобретает концепция, зародившаяся в исследованиях древнегреческих мыслителей и оформленная в трудах Аристотеля - о совершенстве (гармонии) государственно-правовых явлений. Данная концепция актуализирует проблему совершенствования социальных отношений, включая правоотношения, и вызывает к жизни ту модель мира, в соответствии с которой любые проблемы, в том числе государственно-правовые, раскрываются с точки зрения принципа всеобщей связи явлений (диалектическая методологическая традиция). Это космическая модель мира.

Правовые явления изучаются и в соответствии с другой моделью мира – универсалистской, которая получила фундаментальную реализацию в римском праве. Центральным принципом этой модели мира является принцип антропоцентризма, в связи с которым раскрываются степени свободы субъектов права. Развертывание права в таком случае осуществляется по пути увеличения или уменьшения количества степеней свободы, а также их ограничений. В дальнейшем в условиях Западной цивилизации изучение правовых явлений осуществлялось в соответствии с реалистской и номиналистской методологическими традициями метафизики.

Так, в практической юриспруденции было выявлено, что методологическая функция философии всегда реализуется в рамках соответствующей модели мира. Тем не менее в правоведении методологическая функция социальной философии нередко недооценивается. В современной юриспруденции не выявлено то, что право реализуется в плане той или иной модели мира, а также контексты права в зависимости от методологической традиции и модели мира. В связи с этим правоведы нередко оказываются в затруднительном положении, когда исследователи все правовые явления, не соответствующие Западным концепциям права, аргументируют как проявления отсталости того или иного общества, называя такие общества «нецивилизованными».

Изучение теоретической и практической юриспруденции с учетом методологической функции социальной философии является актуальным и существует крайняя необходимость в том, чтобы результаты данного изучения были реализованы в качестве общетеоретической базы в правотворчестве, правопонимании, применении права, а также в работе различных правовых институтов.

В частности, является очевидной актуальность различия в реализации методологической функции философии в зависимости от принятой модели мира, космической или универсалистской, на примере такого субъекта права, как юридическое лицо. Изучение этой конкретной проблемы показывает общую связь методологической функции философии с наукой правоведения и юридической практикой.

Данная точка зрения является тем более актуальной, что, несмотря на большое количество теорий юридического лица, существующих в науке, проблема юридического лица не может быть признана как решенная. Юридическое лицо в большинстве случаев изучается исследователями в соответствии с универсалистской моделью мира. Такое положение в правоведении зачастую отражается и в законодательстве и, как правило, не влечет за собой удачные решения проблем.

Недостаточная проработанность проблематики юридического лица в весьма существенной мере вызвана тем, что законодатель в соответствии с методологическими традициями, соответствующими универсалистской модели мира, оставляет многие важные вопросы, требующие разрешения в отечественной теоретической и практической юриспруденции в условиях, когда отечественное общественное правосознание исторически складывалось в соответствии с другой моделью мира, согласно которой объективно актуализировалась методологическая функция иной философской традиции и шло вразрез с заимствованными результатами теоретической и практической юриспруденцией Западной цивилизации и не получив необходимой философской рефлексии, насаждается в законодательном порядке, на усмотрение провозглашенного в Российской Федерации гражданского общества, что влечет зачастую правовой нигилизм и злоупотребления в обществе предоставленными законом правами. Широко известны такие способы «реализации своих прав» как корпоративные захваты, недружественные поглощения и т.п. А.В. Чуясов пишет: «Сегодня в России из всех сделок в сфере слияний и поглощений примерно 20% происходит через корпоративные конфликты, но законно, и от 5 до 8% - путем криминальных захватов, имеющих под собой псевдозаконодательную основу»1.

Основная концепция диссертационной работы состоит в том, чтобы показать методологическую функцию социальной философии в правоведении, в том числе при изучении юридического лица как субъекта права. Выявлено, что в современном обществе правовые явления изучаются в соответствии с одной из двух моделей мира: космической или универсалистской. Космической модели мира соответствуют принципы единства мира и всеобщей связи. Универсалистской модели мира соответствуют принципы дуализма и антропоцентризма. Каждая из моделей мира предполагает использование определенной философской методологии: соответственно, диалектической и метафизической. При этом исследователи в большей или меньшей мере реализуют диалектическую методологическую традицию или одну из двух метафизических методологических традиций: реалистскую или номиналистскую.

Вместе с тем, в ряде правоведческих исследований, где авторы не придают существенного значения данным традициям, объективно реализуется эклектический метод, применение которого влечет за собой утрату методологической функции социальной философии в правоведении.

Степень разработанности проблемы. Основным аргументом в пользу выбора данной темы исследования является то, что, несмотря на множество работ, посвященных в целом или частично изучению юридического лица, как отечественных, так и зарубежных авторов, до сих пор методологическая функция философии в области философии права, в общем, и юридического лица, в частности, реализована слабо.

Диссертант отмечает, что понятие «модель мира» используется представителями частных наук и искусств: Г. А. Кирпичниковым, В. Е. Жвирблис, Т. В. Цивьян, Р. М. Грановской, В. А. Пищальниковой, С. Л. Слободнюк и другими. В философских исследованиях (А. М. Кумин, В. В. Миронов, Н. М. Чуринов) также постепенно вводится понятие модели мира. На формирование космической модели мира оказала глубокое влияние античная философская мысль. Идея космоса разрабатывалась такими древнегреческими мыслителями, как Анаксимандр, Парменид, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Платон, Аристотель. Диссертант анализирует некоторые системы теоретизирования, соответствующие диалектическому методу, который лежит в основе космической модели мира. Это исследования, в частности, представителей «серебряного века». Н. А. Бердяева, Л. П. Карсавина, Н. О. Лосского, Е. Н. Трубецкого, Г. В. Флоровского; современных исследователей В. О. Аболонина, М. А. Некрасова, Д. И. Рожанского, Н. М. Чуринова. Универсум как модель мира изучается диссертантом на основе учений древнегреческих философов - киников Антисфена и Диогена, римских философов Эпиктета, Сенеки, Марциала Марка, Петрония Арбитра Гая, а также на основе отдельных положений римского права, дошедших до наших дней, в частности в Институциях Гая. Диссертант анализирует способствующие познанию универсалистской модели мира метафизические системы теоретизирования, разработанные российскими исследователями Х1Х в. Н. А. Бердяевым, П. И. Новгородцевым, Б. Н. Чичериным, а также некоторыми современными исследователями: С. В. Климовой, Д. А. Ивайловским.

Раскрытию содержания понятия права в соответствии с принципами единства мира и всеобщей связи, характеризующих космическую модель мира, способствует анализ учений древнегреческих философов Платона и Аристотеля, современных исследований Н. М. Чуринова, Ю. И. Гревцова, С. А. Дробышевского, Р. И. Ивановой, И. Е. Малькова, и других исследователей. Содержание понятия права в соответствии с принципами антропоцентризма и дуализма в универсалистской модели мира диссертант изучает, анализируя Институции Гая, исследования И. Бентама, Дж. Бруно, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Иеринга, И. Канта, К. Маркса, Савиньи, Б. Спинозы, Пухта, А. Токвиля, а также русских философов и правоведов Н. Н. Алексеева, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Б. А. Кистяковского, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, И. А. Покровского, Л. А. Тихомирова, Е. Н. Трубецкого, современных исследователей А. А. Алова, Л. И. Антоновой, Н. Г. Владимирова, Д. А. Керимова, Д. И. Луковской, П. Е. Недбайло, В. С. Нерсесянца, И. С. Самощенко, Л. С. Явича.


загрузка...