Эволюция институтов и модернизация российской экономики (31.08.2009)

Автор: Димов Владимир Александрович

Исходя из этих целей и итогов российских реформ в период с 1992 по 2008 год, автором поставлен ряд задач эволюционного развития институтов системной демократии, обеспечивающих, на его взгляд, достижение целей, предусмотренных Стратегией-2020. Только отказ от иллюзии управления креативными процессами развития классом чиновников и расширения сферы саморегулируемого местного самоуправления, переход от теневого рынка к рынку реальной конкуренции позволит достичь новых гуманитарных, социальных и экономических параметров. Заклинания на тему, что «экономика должна быть инновационной», мало чем отличаются от лозунга «экономика должна быть экономной». Секрет эффективности – в наличии зрелых, независимых и эффективных институтов, предусмотренных российской Конституцией. Безусловно, что это работа на 10-15 лет, главное же – надо относиться к институциональным изменениям профессионально, без политической риторики псевдолиберального толка и политического лукавства коррумпированных чиновников.

Для обоснования этих целей в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

1. В рамках междисциплинарных исследований провести анализ развития базисных институтов гражданского общества и определить их классификацию.

2. Исследовать экономику переходного периода в постсоветской России и определить его целевую функцию

3. Разработать методологические принципы создания и функционирования базисных институтов, непосредственно влияющих на экономическую эффективность – институтов частной собственности, местного самоуправления, конкурентного рынка, независимой науки.

4. Определить институциональные параметры развития российской экономики в рамках Стратегии-2020.

5. Сформулировать системные предложения для модели эффективного государства в рамках концепции «командных высот» в экономике переходного периода.

Обоснованность и достоверность научных результатов диссертации подтверждается:

- использованием широкого круга первоисточников для системного исследования истории демократических институтов Европы и США;

- анализом институциональных проблем в ходе российских реформ 1990-2008 годов;

- анализом Стратегии-2020 и других концепций развития России;

- использованием теоретических, методологических и практических материалов, являющихся итогом исследовательской деятельности таких признанных научных центров как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, Институт экономики РАН, Институт экономики переходного периода, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Высшая школа экономики, Институт США и Канады РАН;

- соответствием предлагаемой модели саморегулируемой экономики опыту развитых экономик Европы и США;

- профессиональными знаниями автора по экономической истории, истории политических и экономических учений;

- соответствием теоретических положений диссертации опыту участия автора в экономических и институциональных реформах в 1997-2000 годах, работе в антимонопольных органах РФ и совместных комиссиях Правительства РФ и Мирового Банка в качестве 1-го заместителя Министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

- тем, что диссертант является автором ряда книг, монографий и статей, посвященных вопросам истории демократии и институционального развития – «Два гиганта», «Уроки немецкого», «Справедливый либерализм»; «Конкурентная Россия»; «Демократия как наука»; «Власть институтов»;

опытом международного сотрудничества автора в рамках Свободного российско-германского Института публицистики и его выступлениями на международной конференции «Образ России в западных СМИ» (июнь 2008);

Основные идеи автора озвучены в его выступлениях на 7-й Международной конференции «Государственное управление в ХХI веке. Традиции и инновации». (МГУ им. М.В. Ломоносова, 27-29 мая 2009 г.).

Новизна научных результатов диссертационного исследования. Научная новизна заключается в отказе от традиционного противопоставления моделей развития Европы и России. В качестве особой цивилизации Россия давно выступает в диалоге мировых культур и цивилизаций и здесь ее достижений никто не отрицает. Противопоставление начинается в другом измерении – самодержавная, а затем патерналистская модель государственности на протяжении сотен лет истории подавляла интеллект и волю великого народа, ограничивали его права на свободу, достойную жизнь и творческую самореализацию. Никакой другой народ в Европе не испытал на себе столько исторических испытаний и катастроф как русский. И всякий раз очередному поколению, пережившему кризис, доказывали, что дело в личных недостатках или ошибках отдельных правителей и правительств. С каждым новым национальным поражением в обществе нарастала уверенность, что проблемы России могут быть решены только в рамках реформы институтов. Автор развивает этот подход:

1. Автором впервые поставлены и решены с использованием междисциплинарной методологии проблемы теоретического осмысления использования зарубежного опыта успешных экономик при проведении российских экономических реформ XVIII-XX веков.

2. Проведено исследование институциональных оснований саморегулируемой экономики и границ государственного регулирования, что позволило сформулировать основные положения теории институтов, проанализировать принципы неудач российских реформаторов прошлого, в том числе демократических реформ в постсоветской России. Сформулирован вывод о том что, если реформы не завершаются институциональными изменениями, они обречены на неудачу; чиновники не являются полноценной заменой институтов; деятельность административных моделей «ручного управления» может обеспечить только кратковременный экономический рост и, как правило, уже в среднесрочной перспективе приводит к экономическому застою.

3. Разработана концепция саморегулируемой экономики, базирующаяся на институтах гражданского общества, выработанных средним классом в процессе исторической эволюции (идеи защиты жизни, свободы, конкуренции и равенства всех перед законом). При этом раскрыто содержание категории «институциональная демократия», выступающей политическим и экономическим базисом государств с саморегулируемыми экономическими системами. Обосновано, что в формате институциональной демократии государству не надо будет «поддерживать» малый и средний бизнес, который получает механизм полноценной самореализации.

Сделан вывод о том, что институциональное мышление для ХХI века более продуктивно, чем известное противопоставление экономики политике, так оно, по сути, является политэкономическим мышлением гражданского общества.

4. Показано, что эффект саморегулируемой экономики создают институты системной демократии в целом, а не только институт свободной конкуренции, эффективность которого напрямую связана с эффективностью других институтов, например, местного самоуправления или независимой науки.

5. Сформулирована вербальная модель институциональных параметров саморегулирования, на основе исследования характеристик функционирования хозяйств в развитых экономиках мира. В качестве основных элементов модели выделены следующие параметры:

- удельный вес государственной собственности (не более 35-40%);

- удельный вес малого и среднего бизнеса в ВВП (не менее 50-55%);

- независимость и финансовая самодостаточность местного самоуправления, где интересы граждан выступают в непосредственном виде;

- независимая, организованная на принципах демократии наука, ориентированная на нерасщепленный результат, когда университеты представляют собой единые исследовательские и технологические центры по разработке опорных технологий;

- главная задача институциональных органов – не управление экономическими процессами, а создание институтов. Предложенная модель проанализирована с позиций ее применимости в России.

6. Обоснован подход к государственному регулированию, построенному на основе отделения власти от бизнеса.

7. Предложена новая модель административной реформы (без революций и политических катаклизмов) в качестве концепции переходного периода. Выделен главный принцип институциональных реформ: создан институт (информационно-правовое «окно» в институциональное поле, где каждый гражданин может реализовать свою жизнь, свободу и экономические интересы) – чиновники должны уйти. Обоснован вывод о том, что соотношение между институтами и чиновниками должно постоянно меняться в пользу институтов.

8. Разработана пошаговая программа модернизации российской экономики с учетом необходимых институциональных изменений, направленная на сокращение функций администрирования в сфере экономики, развитие механизмов саморазвития и расширения сферы саморегулирования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и списка литературы.

Структура диссертационной работы:

Введение

Глава I. Введение в институциональную демократию

1.1. Экономические взгляды Джона Локка и Ш.Монтескье, А.Смита и В.Гумбольдта на роль государства в развитии свободной конкуренции

1.2.Взгляды А. Токвиля на формирование институтов молодой американской демократии

1.3. Об институциональных причинах монополии на власть и роли институтов в постиндустриальной экономике (Р.Миллс, и Ф. фон Хайек)


загрузка...