Организационное проектирование инновационного развития системы госу-дарственного регулирования предпринимательства (31.08.2009)

Автор: Дежкина Татьяна Германовна

14. Уточнение маркетинговых функций, разработка необходимой методической документации, управление потоками маркетинговой информации, поступающей от представительств заказчика.

15. Анализ рынков сбыта списанной и подлежащей утилизации продукции, выработка соответствующих предложений.

16. Оценка эффективности деятельности службы маркетинга (аудит-маркетинг).

В диссертации предлагается два варианта организации службы маркетинга: перспективный, в виде полноценного отдела, и вариант в виде компактной группы специалистов.

Предлагаемая структура отдела маркетинга системы государственного предпринимательства (ОМГП) показана на рис. 4.

Рис. 4. Вариант структуры отдела маркетинга в системе государственного регулирования предпринимательства

Распределение обязанностей между подразделениями ОМГП, с точки зрения решения вышеперечисленных задач, может быть следующим:

- отделение маркетинговых исследований решает задачи 3, 11, 14, 15;

- отделение информационного обеспечения и анализа – 1, 2, 4, 6, 12;

- группа организации конкурсного размещения заказов – 5, 10;

- группа разработки ценовой политики – 7, 8, 9;

- группа планирования и контроля эффективности – 10, 12, 13, 16.

Отделения ОМГП взаимодействуют с основными (линейными) подразделениями, непосредственно занимающимися государственными заказами начальниками отделов заказов и их заместителями, начальниками групп, рядовыми «контрактными чиновниками», и выполняет их запросы.

Достоинством предлагаемой функциональной организации ОМГП является сочетание простоты в управлении и специализация сотрудников.

Как информационный орган, ОМГП предоставляет данные по вопросам подготовки заключения контрактов. Как координирующий орган – вырабатывает единую рыночную политику государственного предпринимательства, систематизируя и обобщая накопленный опыт работы различных, параллельно функционирующих основных подразделений государственного заказчика.

Таким образом, ОМГП – профессиональный экономический орган системы государственного регулирования предпринимательства, решающий проблему эффективного взаимодействия заказывающих подразделений с предприятиями промышленности различных форм собственности.

Создание ОМГП в значительной степени трансформирует рассчитанную на планово-административную экономику товарную структуру органов государственного предпринимательства, в основе которой лежит принцип специализации по виду изделий, в смешанный тип организации, обладающий большей функциональной гибкостью и более приспособленной к ведению договорной работы в условиях рынка.

В производственной фирме, функционирующей на основе концепции маркетинга, маркетологи анализируют контрольные цифры целевой прибыли и с помощью управленческих методов вырабатывают маркетинговую стратегию и тактику поведения предприятия на рынке. В случае их одобрения высшим менеджментом фирмы, маркетинговая программа как раздел бизнес-плана предприятия трансформируется в планы деятельности производственных подразделений.

Стратегическая цель ОМГП заключается в выработке предложений по оптимизации распределения выделяемых средств на приобретение продукции и выполнение НИОКР. В качестве тактической задачи ОМГП рассматривается оптимизация условий заключаемых государственных контрактов. При этом акцент необходимо делать на экспертизу, максимальный учет рыночных факторов, поиск источников разумной экономии, предотвращение расточительности и неэффективности.

Если представительства системы государственного регулирования предпринимательства подготавливают и контролируют исполнение контрактов на микроуровне, то ОМГП решает эти задачи системно на мезоуровне, обладая достаточно полной отраслевой информацией и задавая своим представительствам необходимую направленность маркетинговых действий.

В ОМГП сосредотачивается аналитическая информация, направляемая всеми участниками системы в отчетных материалах. Специалисты ОМГП систематизируют ее, обобщают и в формализованной форме предоставляют лицам, принимающим управленческие решения совместно с разработанными предложениями.

Экономическая оценка затрат и результатов на выполнение функции маркетинга с помощью ОМГП может характеризоваться следующими данными. Если исходить из среднемесячной заработной платы сотрудников органа государственных закупок в 10 тыс. руб., то годовой бюджет ОМГП не превысит 1,6 млн. руб. В случае, если функционирование ОМГП позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств хотя бы на 5 %, то прямая экономия возникает начиная с 32 млн. руб. расходов на государственные закупки. В предположении, что годовой объем ассигнований, выделяемых на закупки продукции составляет 1 млрд. руб., работа ОМГП с 5 % экономией даст чистый экономический эффект в размере 48,4 млн. руб.

Создание полноценного отдела маркетинга в системе государственного регулирования предпринимательства является перспективным мероприятием реструктуризации всей системы управления государственным предпринимательством.

В экспериментальном порядке может быть организовано компактное бюро маркетинга, которое включает группу маркетинговых исследований и анализа и группу ценовой политики и конкурсного отбора. В рамках деятельности подразделения следует осуществлять исследование рынка потенциальных поставщиков, подготовку предложений по организации конкурсного отбора, экономическую экспертизу отдельных договоров, аналитическую оценку проектов договорных цен, ведение информационной базы данных.

Организация службы маркетинга в системе государственного регулирования предпринимательства не ограничивается созданием соответствующего подразделения в центральном аппарате. Системный подход требует участия в этом процессе представительств всех заинтересованных структур.

Существующую сеть представительств можно рассматривать как распределенную систему коммуникаций, через которую информация о поставщиках и ситуации на региональных рынках профильной продукции поступает в информационную базу ОМГП.

Для целей контроля качества на стадиях разработки и производства наукоемкой продукции в представительствах ОМГП должны формироваться внештатные группы маркетинга и управления качеством (внештатные), направляющие потенциал специалистов по контролю качества на решение новых задач.

Вариант структуры, отражающий это предложение, представлен на рис. 5.

Рис. 5. Вариант организационно-штатной структуры

Маркетинговые функции в представительстве заказчика должен выполнять специалист ( штатный маркетолог или маркетолог по совместительству (ответственный за маркетинг), организующий маркетинговые исследования местного и регионального рынка и изыскивающий способы повышения экономической эффективности предпринимательской деятельности.

В сферу обязанностей ответственного за маркетинг входит анализ рыночных цен на материалы, комплектующие, услуги, работы. Информация передается в центральную базу данных службы маркетинга, где сопоставляется с данными по другим регионам и ложится в основу условий заключаемого контракта.

Таким образом, маркетинговый подход создает предпосылки для формирования эффективного механизма, позволяющего исследовать, выявлять и устранять причины, вызывающие расхождение прогнозируемых и реальных результатов от предпринимательской деятельности. Предложенный механизм смещает акценты в предпринимательской деятельности государства с инженерно-технического контроля производства и разработок на финансово-экономический контроль и анализ, экономико-юридическую проработку контрактных соглашений.

Маркетинговая концепция, применяемая в системе государственного регулирования предпринимательства направлена на обеспечение возможности ее эффективного использования в процессе создания общественных благ.

Ценность предложенного подхода к интерпретации и оценке потребительского эффекта маркетинга, который позволяет в рамках традиционной модели определить степень маркетингового воздействия на индивидуальный спрос, заключается в следующем:

- во-первых, реализация маркетинговых мероприятий адекватна микроэкономической теории спроса и, не изменяет логику рационального поведения потребителя;

- во-вторых, преодолевается статичность потребительских предпочтений, а традиционная модель оптимального выбора потребителя отражает реальную экономическую ситуацию и становится более чувствительной к внешним факторам;

- в-третьих, на основе полученных функциональных зависимостей возможно сформулировать новый класс маркетинговых задач, связанных с изменением структуры индивидуального спроса.

Результаты моделирования процесса свидетельствуют о том, что спроектированный процесс наиболее адекватен современным задачам повышения уровня и качества жизни всего населения в постоянно изменяющихся условиях конкурентной среды. Данный вывод подтверждается многочисленными исследованиями зарубежных и отечественных специалистов в сфере управления.

5. Эффективность инновационного проекта, который может быть использован в системе государственного регулирования предпринимательства, характеризуется экономическими показателями, отражающими соотношение связанных с проектом затрат и результатов, и позволяющих судить об экономической привлекательности проекта для его участников, а также преимуществах одних проектов над другими. Показатели эффективности инновационных проектов в диссертации классифицированы по следующим признакам:

по виду экономических субъектов;


загрузка...