Методология стратегического управления качеством образования в научно-исследовательском инновационном университете (31.08.2009)

Автор: Бонюшко Наталья Анатольевна

формулировании принципов организации и развития интеграционной деятельности между образовательным учреждением и отраслевым научным предприятием;

Основные цели научно-образовательного, социального и хозяйственного развития вуза

Разработка перечня мероприятий в обеспечение научно-образовательного, производственного, организационного и хозяйственного развития

Оценка перспективной экономической деятельности, конкурентоспособности, устойчивости

Рис.3. Перечень и функциональные связи между основными организационными процессами формирования стратегического плана развития НИИУ

проведении анализа направлений и форм интеграции вузов и научных предприятий и разработке интеграционной модели функционирования образовательного учреждения и отраслевого научного предприятия по каждому из процессных блоков (менеджмент, бизнес-процессы, обеспечивающие процессы);

методологическом обосновании необходимости включения в процесс интеграции инновационной деятельности, ориентированной на использование интеллектуальной собственности и других продуктов интеллектуального труда, полученных в результате научной деятельности интегрированной структуры;

обосновании целесообразности интеграции научной и образовательной деятельности в рамках научно-исследовательского инновационного университета (НИИУ), прерогативой развития которого выступают научные исследования;

разработке системы критериев оценки устойчивости вуза и разработке показателей их определяющих;

разработке методологического подхода к формированию стратегического плана развития интегрированного образовательного учреждения.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ НОВИЗНЫ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном исследовании методологических, методических и организационных проблем интеграции научной и образовательной деятельности в условиях рынка и необходимости перехода экономики на инновационный путь развития как основы повышения качества системы высшего профессионального образования. Впервые осуществлено комплексное исследование проблем методологии стратегического управления качеством образования в научно-исследовательском инновационном университете, и на этой основе разработаны методические подходы по интеграционной деятельности вузов и научных организациях отраслевого профиля, а также сформированы основы обеспечения устойчивого развития высших учебных заведений адаптированные к современным условиям функционирования российской экономики.

К основным результатам, определяющим новизну диссертационного исследования, можно отнести:

разработаны методологические основы, определяющие процесс интеграции образовательной и научной деятельности в вузе и его влияние на качество предоставляемых образовательных услуг, также предложен комплекс показателей, характеризующих процессы в рамках этих видов деятельности;

предложен организационный механизм развития интеграционной деятельности между образовательным учреждением и отраслевой научной организацией, включающий: структуру основных процессов, определяющих развитие каждого из интегрированных направлений деятельности, и интеграционные взаимосвязи и взаимозависимости кадрового и инфраструктурного обеспечения;

сформированы организационно-экономические основы обеспечения устойчивого развития высших учебных заведений, разработана система критериев оценки устойчивости вуза, в числе которых: качество образовательных услуг, актуальность образовательных программ, финансовое состояние учреждения, проведен их качественный анализ и дана экспертная количественная оценка их значимости в обеспечении конкурентоспособности образовательного учреждения.

разработана структурная модель согласования характеристик образовательного процесса и требований рынка труда, базирующаяся на компетентностном подходе, включающим анализ сектора рынка использования трудовых ресурсов, вида производственной деятельности и на этой основе определение базовых компетенций, характеризующих уровень профессионального образования и возможности трудоустройства выпускников в соответствии с полученной квалификацией.

методологически обоснована необходимость включения в процесс интеграции наряду с образовательной и научной деятельностью, инновационной составляющей, ориентированной на использование интеллектуальной собственности и других продуктов интеллектуального труда, полученных в результате научной деятельности НИИУ.

обоснована целесообразность интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности в рамках научно-исследовательского инновационного университета (НИИУ), прерогативой развития которого выступают научные исследования и их результаты, определяющие экономическое развитие непосредственно отдельных видов производств, а опосредованно – всей национальной экономики, и формирующие стратегические задачи подготовки специалистов, знания и навыки которых должны соответствовать перспективным потребностям рынка.

разработан методологический подход к формированию стратегического управления развития интегрированного образовательного учреждения, включающий целеполагание, принципы и закономерности его развития, определение интегрированных приоритетных (магистральных) направлений, объединяющих исследовательскую, образовательную, инновационную виды деятельности и механизм их реализации, направленный на повышение конкурентоспособности НИИУ в условиях международной интеграции.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выводы и рекомендации, сформулированные автором в диссертационном исследовании, могут быть использованы учреждениями высшего профессионального образования и отраслевыми научными организациями любой отраслевой принадлежности, размера, формы собственности для их трансформации в научно-исследовательские инновационные университеты в контексте обеспечения качества и конкурентоспособности образовательного комплекса и разработки стратегии управления качеством образования. Практическая значимость работы подтверждается тремя актами внедрения основных положений работы в интеграционные и инновационные процессы вузов и научных предприятий (СПбГУИТМО, СПбГУЭФ, ФГУП «НПК ГОИ им.С.И.Вавилова»). Результаты диссертационного исследования нашли применение в учебном процессе для студентов СПбГУЭФ в курсе «Управление качеством», для слушателей профессорско-преподавательского состава вузов России и стран СНГ в программе повышение квалификации «Обеспечение качества образования в условиях Болонского процесса», при разработке программ стратегии развития и функционирования научно-образовательного центра СПбГУИТМО и ФГУП «НПК ГОИ им.С.И.Вавилова», создании ряда инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий в Северо-Западном регионе.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-методических конференциях преподавателей и сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, на 10 международных и всероссийских научно-практических конференциях, таких как: «Конкурентоспособность – основа стратегического развития России» (Санкт-Петербург, 2004г.), «Актуальные проблемы и перспективы развития Северо-Запада» (Санкт-Петербург, 2005г.), «Современные проблемы менеджмента качества в условиях глобальной экономики» (Саранск, 2008), «Повышение качества в условиях инновационной экономики» (Санкт-Петербург, 2008г.).

Отдельные положения диссертационной работы внедрены при разработке системы качества в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, использованы в процессе интеграции деятельности Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики и ФГУП «Научно-производственная корпорация ГОИ им.С.И.Вавилова».

Публикации. Всего автором опубликовано по теме исследования 55 научных работ, общим объемом 75,69 п.л., в том числе лично автора – 41,35 п.л.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:

Монографии, брошюры, учебные пособия:

Бонюшко Н.А., Горбашко Е.А., Курочкина А.Ю., Соколова Н.А. Модернизация системы обучения в СПбГУЭФ. Выпуск 4. Разработка системы менеджмента качества в образовательной деятельности вуза: Методические рекомендации. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. – 4,9/1,23 п.л.

Бонюшко Н.А., Горбашко Е.А., Максимцев И.А. и др.Управление качеством образования в высшей школе. Монография. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 19,7/2,12п.л.

Бонюшко Н.А. Методические основы проведения аудита системы менеджмента качества: Учебное пособие. - СПб: Изд-во Недра, 2005. – 2,5 п.л.

Бонюшко Н.А. Процессный подход в управлении качеством: Препринт. – СПб: Изд-во Недра, 2005. – 1,6 п.л.

Бонюшко Н.А. Анализ эффективности функционирования системы менеджмента качества: Препринт. – СПб: Изд-во Недра, 2006. – 2,0 п.л.

Бонюшко Н.А. Система менеджмента качества – разработка стратегии развития: Препринт. – СПб: Изд-во Недра, 2006. – 2,5 п.л.

Бонюшко Н.А., Стефанова Т.Г., Розанова С.К., Ковалев В.В. Разработка стандартов в системе менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000: Учебное пособие. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 5,75/1,44 п.л.

Бонюшко Н.А., Горбашко Е.А., Туманов К.М. Качество и конкурентоспособность: аспекты стратегического взаимодействия: Монография. - СПб: Изд-во СПбГПУ, 2008. – 10/3,33 п.л.

Бонюшко Н.А. Стратегическое управление качеством образования: аспекты интеграционного взаимодействия: Монография. - СПб: Изд-во СПбГПУ, 2009. – 9.5 п.л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России:

Бонюшко Н.А., Туманов К.М. Роль менеджмента качества в системе стратегического планирования вуза //Экономика и управление.- № 3 (35). - 2008. – 0,62/0,31 п.л.

Бонюшко Н.А., Туманов К.М. Основы стратегического управления качеством в вузе //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Серия Экономические науки.- № 4 (61). - 2008. – 0,75/0,37 п.л.

Бонюшко Н.А., Туманов К.М. Стратегия формирования системы менеджмента качества вуза //Стандарты и качество.- № 9. - 2008. – 0,38/0,2 п.л.

Бонюшко Н.А. Формирование конкурентной стратегии образовательного учреждения //Проблемы современной экономики, № 3 (27). - 2008. – 0,62 п.л.


загрузка...