Формирование и совершенствование системы нравственно-патриотического воспитания младших школьников на основе организации образовательно-инновационного процессов (на материалах начальных  школ Республики Таджикистан) (31.05.2010)

Автор: Шарипова Дильбар Яхъяевна

? Вопросы на оценку (оценочные) - эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов и задаются учащимся для того, чтобы они вынесли суждения о хорошем и плохом или о справедливом и несправедливом в соответствии с теми принципами, которым учащийся должен дать определение.

? Практические вопросы. Чтобы учащиеся смогли размышлять о новой информации и интегрировать её с предыдущими знаниями и представлениями, они должны участвовать в содержательных беседах, излагать свои идеи собственными словами и осваивать новый словарь.

Наш опыт показал, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Один и тот же материал может быть изучен разными методами (приёмами) и их сочетаниями. Учитывается также принцип педагогической целесообразности.

Например, выразительное чтение имеет важное значение, на этапе первоначального восприятия текста, чтение с комментариями позволяет привлечь внимание к тем сторонам произведения, которые при самостоятельном чтении не могут быть в достаточной степени восприняты и поняты учащимися.

В практике обучения младших школьников используется самостоятельная работа учащихся по заданиям учителя: анализ текста художественной литературы входящих и не входящих в программу.

Действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер. На уроках учащимся нужно создать такие условия, при которых предлагаемые материалы и задания выходят за рамки общепринятой программы и содержат нечто новое и оригинальное. Доминирующими методами на уроках являются эвристические методы: решение познавательных задач, выполнение заданий, проблемное изложение, эвристическая беседа и т.д.

Во втором классе можно обучать детей исследовательскому методу: желательно проводить уроки в основном в игровой форме с опорой на базовые знания учащихся; большое внимание на уроках уделяется образности, занимательности, наполненности практической деятельностью. Только на основе такого выбора методов обучения с учётом психолого-возрастных учебных возможностей и особенностей детей младшего школьного возраста, вероятно, приблизиться к решению стоящих перед курсом задач развивающего обучения.

Нужна активная мыслительная деятельность, самостоятельное продумывание фактов, поступков людей и последующая их оценка. Поэтому в учебный процесс включаются вопросы такого типа: - Как Вы думаете?; - А как бы Вы поступили на месте данного литературного персонажа?

Эффективным приёмом нравственно-патриотического воспитания являются специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники применяют известные им нравственно-патриотические понятия при рассмотрении поступков литературных персонажей, выражая своё личное отношение к ним.

Необходим путь познания – от учеников. В данном случае на развитие критического мышления учащихся влияет только их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональной сферой.

«Идти от детей» в процессе познания означает организовать и направлять их поиск, то есть вести учеников в их коллективном творческом поиске (по Л.С. Выготскому).

Активизации мыслительной деятельности младших школьников способствуют: вопросы, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия; действия выбора, основанного на «взвешивании» и сопоставлении друг с другом различных вариантов; задания типа «Подтверди собственным примером…», «Докажи текстом…»; задания, требующие исправления чужих логических, стилистических, фактических и прочих ошибок.

Важным методическим моментом является самостоятельный поиск учеников, «добывание» знаний из различных источников из списка для внеклассного чтения.

Необходимо выделить методы, направленные на стимуляцию творческой и умственной активности детей: обеспечение благоприятной атмосферы на уроках, доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка; обогащение «окружающей среды» ребёнка самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей; обеспечение возможности для практики. Учитывая возрастные особенности (педагогические и психологические) младших школьников, учитель должен обращать внимание на осознанность, действенность и системность, а также прочность знаний. Достижение высоких уровней знаний возможно лишь при правильном сочетании информационного, эвристического, исследовательского методов познавательной деятельности.

Работа с художественной литературой на уроках нестандартного, интерактивного, нового типа, нашедшие широкое применение в практике современной школы: урок – анализ первоисточников; урок – комментарий; урок – панорама; урок – викторина; экспресс – опрос и так далее.

Учебные формы такого рода активизируют: мыслительную деятельность школьников; развивают чувство ответственности; повышают творческие способности; побуждают к изучению дополнительного материала; развивают межпредметные связи.

4.2. - «Особенности восприятия произведений художественной литературы младшими школьниками через призму нравственно-патриотического воспитания» Прежде чем дать анализ содержанию и организации ознакомления с художественной литературой детей младшего школьного возраста, был рассмотрен вопрос «Как сегодня учить и учиться?», а также этапы формирования детей – читателей и особенности восприятия ими литературных произведений.

В центре предлагаемых технологий «Программы развития критического мышления» стоят различные виды чтения и письма - чтение как источник познания и письмо как средство выражения своих идей и чувств, как возможность осознать их самому и поделиться с другими своими открытиями.

Особое место в этой методике занимают различные виды бесед и дискуссий через прочитанное. Встаёт вопрос: - «А разве не говорили о проблемном обучении Д.Эльконин и В.Давыдов; не графические ли организаторы использовал на своих уроках В.Шаталов; не об обучающем ли диалоге говорил Е.Ильин? А С.Лысенкова, а Амонашвили, А.Азизов?». Конечно, же, в разных странах педагоги шли одной дорогой: от школы заучивания – к школе познания. Не удивительно, что так много общего во всех этих подходах.

Но речь, в действительности, идёт не просто об иной методике, а об иной философии образования. Роль учителя – роль умеющего уважать, способного к пониманию и поддержке друга и помощника.

Многие учителя знают, что учащимся нередко бывает трудно понять учебник или произведение художественной литературы, они прочли немало сюжетной литературы и привыкли к повествовательному тексту. Он знаком, учащимся со времён «сказок на ночь», а поэтому легче усваивается.

Учебный текст организован иначе, в нём отсутствует место действия, характеры, сюжет. В нём используются такие элементы, как заголовки, подзаголовки, жирный шрифт, графики и таблицы.

В таблице мы перечисляем некоторые методы, которые читатель 3-4 класса может использовать: до чтения, во время чтения и после чтения.

Методы эффективного чтения текста (конструктивно-отзывчивого чтения)

ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ:

Сформулируйте цель или желаемый результат чтения данного текста. Спросите себя;

«О чем я буду читать? Чего жду от этой главы, параграфа?»

Пробегите глазами главу, просмотрите заголовки и подзаголовки, рассмотрите иллюстрации. Если заголовки и иллюстрации отсутствуют, прочтите первые предложения каждого абзаца, чтобы составить примерное представление об организации главы в целом.

Отметьте такие характеристики параграфа/главы, как длина и структура.

Отметьте важные пункты, выделенные жирным шрифтом или вынесенные в подзаголовки.

Определите, что может быть полезного в данном тексте в свете целей вашего чтения.

Определите, на что стоит обратить особое внимание, а что можно проигнорировать.

Воспользуйтесь имеющимися у вас знаниями пол теме, которой посвящен данный текст. Спросите себя: «Что я уже знаю по этой теме?» Припомните прочитанное на эту тему раньше, если нужно, запишите то, что вспомнили. Рассмотрите иллюстрации и другие материалы по этой теме, вернитесь к своим записям.

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ:

Особенно тщательно прочитывайте важные части текста, читайте выборочно.

Прочтите вслух трудные, требующие особого внимания отрывки.

Перескажите прочитанное, своими словами.

Не забывайте делать заметки.

Делайте остановки, задавайтесь вопросом: «Что хотел сказать автор?»

Перефразируйте отдельные части главы/параграфа.


загрузка...