Формирование и совершенствование системы нравственно-патриотического воспитания младших школьников на основе организации образовательно-инновационного процессов (на материалах начальных  школ Республики Таджикистан) (31.05.2010)

Автор: Шарипова Дильбар Яхъяевна

8 -11 баллов 6 -7 баллов 3 - 5 баллов менее 3 баллов

Результаты ответов на вопросы экспериментального и контрольного классов в процентном соотношении представлены в данной таблице.

Баллы за ответы на вопросы

Уровень Баллы за самостоятельно-заданные вопросы

Уровень Общая

сумма баллов Окончательный уровень

7 Героя

Героя 9

9 Героя

Героя 15

16 Героя

Верной и неоднозначной оценке героя Определение последствий поступков Наблюдение динамики отношения Определение мотивов поступков Обобщение прочитанного

88% 84% 80% 84% 80%

Как было указано выше, определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность учащихся самим выступать в роли учителя и задавать вопросы к тексту, поэтому, прежде чем сделать окончательный вывод, необходимо установить, насколько успешно учащиеся справляются с данным заданием.

Чтобы выяснить насколько ученики способны сами задавать вопросы к тексту была взята сказка «Иван и тюленья шкурка». После двукратного прочтения сказки было предложено учащимся, поставить пять вопросов к тексту.

Оценка поставленных вопросов происходила следующим образом: вопрос на воспроизведение событийной стороны произведения и указание основных нравственно-патриотических качеств персонажей оценивались в - 1 балл; вопрос на оценку героя и его нравственно-патриотических качеств, и установления причинно-следственных связей в - 2 балла; вопрос обобщенного характера в - 3 балла.

Анализ результатов показал, что у 16% учащихся экспериментального класса преобладают вопросы: на выявление мотивов поведения персонажей; на оценку героев; на установление причинно-следственных связей. Каждый из таких вопросов оценивался в - 2 балла. Однако 84% учащихся экспериментального класса при постановке вопросов к сказке стремились, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону, что характерно для читателей находящихся на констатирующем уровне восприятия художественного произведения.

Найдем для каждого ученика сумму баллов, полученных за составленные вопросы. По количеству баллов распределим учащихся по уровням соответствий со следующей шкалой:

Уровень «идеи» Уровень «героя» Констатирующий уровень Фрагментарный уровень.

12-15 баллов 9-11 баллов 5-8 баллов 5 баллов

Теперь найдем для каждого ученика общую сумму баллов, полученных за ответы на вопросы и самостоятельно поставленные вопросы к тексту сказки. Исходя из этого, окончательно определим уровни восприятия сказки и содержащих в ней морально-нравственных норм младшими школьниками.

Установим, что, если сумма находится в пределах:

Уровень «идеи» Уровень «героя» Констатирующий уровень Фрагментарный уровень.

от 20 до 26 баллов от 15 до 18 баллов от 8 до 13 баллов менее 8 баллов

Итак, в результате проведения констатирующего эксперимента и обработки полученных данных можно сделать вывод о том, что 84% учащихся экспериментального класса, находятся на констатирующем уровне восприятия сказки. 16% учащихся экспериментального класса поднялись в своём развитии на уровень «героя». Эти учащиеся дают более глубокие и подробные ответы на вопросы. Ребята, верно, оценивают сказку, определяют мотивы, последствия поступков персонажей, ориентируясь не только на житейские представления, а на изображение героев автором. При постановке вопросов к сказке учащиеся, находящиеся на уровне «героя», неоднократно обращались к тексту сказки. Таким образом, установлено, что большинство учащихся находятся на констатирующем уровне восприятия, следовательно, они не способны полноценно воспринимать художественное произведение и нравственно-патриотическую проблему, содержащую в нём. Чтобы поднять уровень восприятия учащихся, необходима систематическая, целенаправленная работа со стороны учителя.

Проведение формирующего и контрольного эксперимента и анализ его результатов.

В ходе экспериментального обучения велась работа аналитического и синтетического характера над произведениями, включенными в учебник. На уроках внеклассного чтения работа над каждым художественным произведением проводилась в соответствии с современной методикой, которая определяет три этапа работы над художественным произведением: первичный синтез; анализ; вторичный синтез.

При этом ведущей деятельностью учеников является анализ произведения под руководством учителя.

Анализ художественного произведения предполагал оценку учащимися героев произведения, определение авторской позиции, освоение идеи произведения, говоря другими словами, анализ предполагал диалог учащихся с автором произведения «Вопросы к автору».

Для того чтобы вступить в такой диалог, ребёнку необходимо самому побыть автором, погрузиться в стихию художественного творчества. Благодаря такому, говоря «быванию». После того, как на уроках чтения произведение будет прочитано, детям предлагается в качестве домашнего задания к рассказу придумать продолжение, рассказать о том, как могли разворачиваться события дальше.

При пересказе произведения учащимся нужно было добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая в произведении. Необычность такого рода домашнего задания вызывает у учащихся живой интерес. Во время проверки домашнего задания ответили почти все учащиеся. При этом лишь 3 ученика из класса не справились с заданием. Начало их рассказа никак не увязывалось с самим произведением. Однако под руководством учителя учащимся удалось устранить недочёты, дети пересмотрели содержание своего рассказа.

В следующий раз детям был предложен другой вид творческого пересказа – с изменением грамматического времени глаголов. При этом обращалось внимание детей на то, как меняются события. В данном произведении вместо глаголов прошедшего времени нужно было употребить глаголы в настоящем времени, что создаёт эффект присутствия и упрощает понимание морально-нравственных норм, изложенных в данном произведении.

Творческий пересказ от лица какого-либо героя произведения тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев, сопереживать им. По оценкам самих учащихся пересказывать от лица героев было достаточно приятно.

Таким образом, учащиеся сами, без посторонней помощи подходят к осознанию идеи произведения – надо вести себя так, чтобы потом не было стыдно за собственное поведение.

Во всех примерах творческого пересказа, описанные выше, учащиеся должны были создать портрет героя или придумать: начало и концовку к рассказу, оценить его героев, передать содержание от лица одного из героев или от своего собственного лица как автора, сделать концовку к рассказу. Большинство рассказов, несли в себе воспитательный потенциал.

В ходе экспериментального обучения учащимся экспериментального класса ставились вопросы к содержанию художественного произведения. Такая работа повышала вдумчивость чтения, очень оживляла работу и способствовала лучшему уяснению содержания текста. Таким образом, было проведено экспериментальное обучение, включающее различные виды творческого пересказа, направленные на повышение уровня восприятия художественного произведения учащимися четвертого класса.

Проведение контрольного эксперимента и анализ его результатов.

С целью определения эффективности различных видов творческого пересказа, направленных на выполнение уровня восприятия художественного произведения, была проведена контрольная работа, которая предполагала решение следующих задач:

1) выявить уровни восприятия художественного произведения в нравственно-патриотических ситуациях младшими школьниками.

2) сопоставить результаты проведенной работы с данными констатирующего эксперимента.


загрузка...