История культуры таджикского народа в первой четверти XX века (31.05.2010)

Автор: Расулов Кахор

теоретические подходы (прежде всего, социально-формационный и

цивилизационный) с новейшими научными подходами современного

социокультурного исследования. Научные результаты

диссертационного исследования могут быть использованны при написании обобщающих трудов по истории таджикского народа, в том числе истории культуры первой четверти XX века, при написании истории стран Центральной Азии, чтении специальных курсов по истории и истории культуры в учебном процессе в высших и среднеспециальных учебных заведениях, при подготовке и публикации различных справочных изданий.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1.В научный оборот введены новые документы Государственных архивов Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, отражающие историю создания и численность учащихся русско-туземных школ в Туркестанском генерал-губернаторстве.

2 Впервые представлены научной общественности редкие рукописи, принадлежащие Садри Зиё, Мухаммадали Балджуани и другим представителям культуры таджикского народа.

Применен новый подход в исследовании сущности джадидизма,

в основу которого положен не идеологический, а строго научный

подход. С одной стороны выявлен прогрессивный характер

джадидских школ, в силу их нововведений, пропаганды научных

знаний и просвещения, с другой антитаджикская

направленность, так как они пропагандировали реакционную пантюркистскую идеологию.

Впервые научно исследованы жизнь и творчество ряда ранее

неизвестных поэтов, ученых и литераторов, теологов, преимущественно живших в горных районах нынешнего Таджикистана.

5. Несмотря на то, что многие компоненты, аспекты и стороны культуры таджикского народа в первой четверти XX века являлись объектом разнообразных научно-литературных, исторических, культурологических, социально-политических и иных исследований, в таджикской исторической науке до сих пор нет комплексного и целостного специального монографического или диссертационного исследования, посвященного истории культуры таджикского народа в первой четверти XX века. Настоящая работа является первым в исторической науке комплексным научным исследованием, объективно освещающим историю культуры таджикского народа данного периода.

Апробация работы. Основные теоретические положения диссертации отражены в 3 монографиях, 2 брошюрах и 37 научных статьях общим объемом 40 п.л. Результаты исследования апробированы в научных докладах на международных и республиканских конференциях.

Диссертационная работа обсуждалась на расширенном заседании кафедры истории таджикского народа Таджикского национального университета и была рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 6 глав, 17 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

Во введении обосновывается актуальность темы, определены

степень изученности, объект и предмет исследования, цель и задачи,

показана научная новизна и практическая значимость

диссертационного исследования, дана характеристика

методологической и источниковой базам работы.

Первая глава - «Историография проблем культуры таджикского народа в первой четверти XX века»- посвящена анализу и обобщению изданной литературы и источников, освещающих историю культуры таджикского народа.

В первом параграфе «Зарождение исторической науки в Таджикистане» анализируется процесс становления исторической науки Советского Таджикистана, тесно связанное с установлением и упрочением Советской власти и строительством социализма в республике. Поэтому, среди многочисленных проблем исторической науки вопрос истории культуры приобрел первостепенное значение. Это определяется важностью самого революционного переворота, положившего начало новому историческому этапу развития культуры и ее истории.

В главе важное значение придаётся анализу общих закономерностей социалистического общества, в частности всестороннему, динамичному и гармоничному развитию науки. Диссертант подчеркивает, что Советская власть дала таджикскому народу не только возможность его консолидации как нации, но и способствовала возрождению его культуры, всестороннему развитию науки, в том числе истории.

Целенаправленное изучение истории культуры в Таджикистане началось после образования Таджикской АССР. Одним из первых мероприятий Ревкома республики, в области становления науки стало его обращение к ученым САГУ и Коммунистического университета народов Востока, с целью привлечь их внимание к изучению истории и производительных сил республики Результатом этого обращения было образование «Общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами». Членами его стали ученые САГУ, партийные и государственные деятели1.

Дальнейшие задачи социалистического строительства, развитие народного хозяйства и культуры выдвинули новые, более кардинальные проблемы изучения производительных сил и ресурсов республики, создания научных центров и подготовки высококвалифицированных кадров в области образования и науки. В главе отмечается, что организация науки в республике была связана с рядом трудностей. Не хватало научных кадров, научных центров и опыта научных изысканий. На помощь Таджикистану пришли братские республики, ведущие научные центры страны, особенно АН СССР1. В 1928 г. правительство республики при содействии АН СССР создает новые научные центры. Ими стали Таджикская научная комиссия (ТНК) при АН СССР и Таджикский научно-исследовательский институт при СНК Таджикской АССР. Изучению производительных сил и истории Таджикистана определенное внимание уделяли Президиум и Академическая комиссия АН СССР.2 Учитывая тот факт, что по вопросу создания Таджикистанской базы АН СССР существуют разные мнения, в диссертации уделяется определенное внимание изучению этого вопроса.

Во втором параграфе «Этапы исследования истории культуры таджикского народа» дана периодизация истории культуры таджикского народа первой четверти XX века, у истоков которой стояла первая плеяда советских историков: в общесоюзном масштабе - М.Н.Покровский, Н.Авдеев, В.В.Адоратский; в региональном масштабе (по Туркестанской АССР) - Г.Сафаров, С.Гинзбург3 и др.

В работе отмечается, что общая концепция становления советской науки сложилась в первой четверти XX века. Что касается периодизации таджикистанской науки как советской, то она была создана позже других союзных республик европейской части, т.е. в начале 30-х годов XX века.

Первый этап связан с периодом перехода от капитализма

(феодализма) к социализму. По времени этап становления социалистической культуры был определен решением главных задач советской власти, строительства основ социализма: индустриализации,

коллективизации и культурной революции, до принятия основного закона - Конституции победившего социализма в декабре 1936 г. в СССР и марте 1937 года в Таджикистане.

В отношении второго этапа существуют разногласия. По мнению некоторых историков, второй этап охватывал период до 1956 г., по мнению других - до 1959 года, по мнению третьих- до 1961 года, т.е. до принятия XXII съездом КПСС (1961 г.) программы строительства коммунизма, и по четвертой версии- до середины 60-х годов, до подведения итогов семилетки. Разногласия в определении рамок очередного этапа объяснялись теоретическими, экономическими, политическими, международными причинами. Большинство ученых придерживаются второй и третьей периодизации, условно определяя окончание второго этапа 50-60-ми годами XX века.

На наш взгляд, более приемлемой в отношении конца второго этапа является 1961г., когда была принята новая программа партии. В любом случае эту условность советская наука (особенно историки партии) стали теоретически и практически обосновывать и фактически заставили других ученых принять это периодизацию за основу.

В третьем параграфе главы «История изучения вопросов культуры таджикского народа», анализируется литература, освещающая историю культуры таджикского народа в исследуемый период, делается вывод о том, что целенаправленное изучение истории культуры таджикского народа косвенно связано с периодом фактического присоединения Средней Азии к России, и больше того, с развитием русской военно-исторической науки и дипломатии. В этом процессе главной особенностью изучения истории Средней Азии было подчинение вопросов истории и культуры политическим и дипломатическим аспектам международной политики российского империализма. Русская ориенталистика к началу XX века перешла от административно-управленческого уровня к хозяйственному изучению истории Центральной Азии. Русская ориенталистическая историография к этому времени уже изучала древнюю, средневековую и новую историю Туркестана и прилегающих к нему регионов. Поэтому русская ориенталистика начала XX века была академической наукой, нежели просто ориенталистикой в узком понимании.

В диссертации подчеркивается, что русской историографии 1901-1917 гг. характерно изучение и освещение, прежде всего, экономических аспектов края: состояния сельского хозяйства, промышленности, торговли и вопросов, связанных с ними, а также культуры производства. Вместе с тем, в диссертации сделан вывод, что несмотря на большие успехи русской науки в изучении истории культуры начала XX века, изучаемая нами проблема не стала предметом самостоятельного исследования. Отдельными вопросами истории культуры, такими как образование, здравоохранение, музыка, народное ремесло и др., занимались министерства, ведомства, даже администрации, связанные с политической ситуацией на время действия и на перспективу. Российская наука в изучении истории Средней Азии учитывала потребность колониальной политики государства. В исследованиях русских туркистановедов существуют материалы по культурной жизни таджикского народа, которые диссертант разделил на несколько групп1.

В диссертации уделено особое внимание вопросу изучения истории культуры таджикского народа первой четверти XX века в советский период. При этом отмечается, что с первых дней утверждения советской власти оно санкционировалось на государственном уровне.


загрузка...