Формирование инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона (31.05.2010)

Автор: Палкина Марина Викторовна

Размещение отраслей промышленного комплекса в клетках матрицы в соответствие с показателями их развития и инновационности производства позволило получить распределение отраслей по уровню инновационной привлекательности на следующие группы :

Отрасли с высоким уровнем инновационной привлекательности (I,II,V,IX квадранты матрицы). В данную группу входят отрасли, в которых наблюдается высокий темп роста производства, т.е. развивающиеся отрасли. Те отрасли (II квадрант матрицы), в которых темп роста производства на региональном уровне ниже, чем на национальном, но его инновационность выше, при соответствующей региональной инвестиционной политике могут перейти в число отраслей ускоренного развития (I квадрант матрицы). В отраслях (V, IX квадрант матрицы) с темпом роста производства выше национального, но средним и пониженным уровнем его инновационности, необходимо проводить активную региональную инновационную политику для перевода данных отраслей в перспективе в число отраслей с высокой инновационностью производства.

Отрасли со средним уровнем инновационной привлекательности (III,IV,VI,VII,VIII,X,XI квадранты матрицы). В данной группе располагаются как отрасли, в которых наблюдается замедляющийся рост и стабилизация объемов производства, так и отрасли с медленным падением объемов производства, вызванные старением отрасли и ее постепенным переходом из стадии зрелости в стадию упадка. Соответствующая региональная инновационная политика позволят : в отраслях отстающих в развитии и стабильного положения (VI,VII,III квадрант матрицы) повысить инновационность производства; в стагнирующих отраслях с повышенной и средней инновационностью производства (IV,VIII квадрант матрицы) сохранить и укрепить положение предприятий этих отраслей.

Отрасли с низким уровнем инновационной привлекательности (XII квадрант матрицы). В данной группе находятся стагнирующие в своем развитии отрасли. В этих отраслях наблюдается спад регионального производства темпами либо ниже, либо выше, чем на национальном уровне. Уровень инновационности производства в таких отраслях на региональном уровне ниже, чем на национальном. Вследствие чего эти отрасли почти не имеют перспектив роста и имеют низкий приоритет сохранения в отраслевом портфеле региона.

Для каждого квадранта матрицы можно подобрать совокупность методов воздействия субъекта управления ИСУРПКР на развитие инновационных процессов в отраслях регионального промышленного комплекса в соответствие с избранной инновационной стратегией региона.

Вследствие того, что инновационная стратегия региона определяет приоритетные направления развития инновационных процессов при ее разработке необходимо предусмотреть установление приоритетов развития сферы создания и сферы освоения инноваций, а также сферы обслуживания и обеспечения данных процессов. Выбор приоритетов развития сферы создания инноваций предлагается производить посредством агрегированных показателей, характеризующих, с одной стороны, рыночный потенциал создаваемых инноваций, а с другой стороны, потенциал освоения создаваемых инноваций в приоритетных отраслях промышленного комплекса региона. Рыночный потенциал создаваемых в регионе инноваций , по мнению автора, будет зависеть от емкости и доли рынка, которую способны занять инновации (инновационная продукция, услуга) и темпов ее прироста; потенциал освоения будет зависеть от доли предприятий в приоритетных для развития отраслях, способных внедрить в производство данные инновации. Агрегированные показатели предлагается определять посредством составления матрицы «рыночный потенциал инновации – потенциал освоения инновации», показывающей место каждой инновации в системе координат, характеризующих их стратегические позиции.

Данная матрица позволяет получить распределение инноваций на следующие группы : инновации с высоким уровнем приоритета развития (I квадрант матрицы); инновации со средним уровнем приоритета развития (II,III,IV,V квадранты матрицы); инновации с низким уровнем приоритета развития (VI,VII,VIII,IX квадранты матрицы).

Выбор приоритетов развития сферы обслуживания и обеспечения процессов создания и освоения инноваций предлагается производить посредством агрегированных показателей, характеризующих, с одной стороны, потенциал по обеспечению создания инноваций, а с другой стороны, потенциал по обеспечению освоения в приоритетных отраслях промышленного комплекса региона создаваемых инноваций. Потенциал по обеспечению создания в регионе инноваций, по мнению автора, будет зависеть от доли инноваций и темпов ее прироста, которая может быть создана посредством субъектов инновационной инфраструктуры; потенциал по обеспечению освоения в приоритетных отраслях промышленного комплекса региона создаваемых инноваций будет зависеть от доли инноваций и темпов ее прироста, которая может быть освоена посредством субъектов инновационной инфраструктуры. Интегрированные агрегированные показатели определяются на основе составления матрицы «потенциал по обеспечению создания инновации – потенциал по обеспечению освоения инновации», показывающей место каждого субъекта инновационной инфраструктуры в системе координат, характеризующих ее стратегические позиции.

Разместив субъекты региональной инновационной инфраструктуры в клетках матрицы можно получить распределение на следующие группы : субъекты инновационной инфраструктуры с высоким уровнем приоритета развития (I, II,III,IV,VII квадрант матрицы); субъекты инновационной инфраструктуры со средним уровнем приоритета развития (V,VI,VIII квадранты матрицы); субъекты региональной инновационной инфраструктуры с низким уровнем приоритета развития (IX квадрант матрицы).

Основные этапы процесса разработки и реализации инновационной стратегии региона, по мнению автора, можно представить в виде последовательности этапов (рис.2.).

В работе обосновано, что организационно - управленческим базисом реализации инновационной стратегии региона является региональная инновационная система, неотъемлемой частью которой является инновационная система управления развитием промышленного комплекса региона. Формой реализации инновационной стратегии региона является региональная инновационная политика. В диссертации представлены принципы формирования региональной инновационной политики. Инновационная политика региона реализуется на основе инновационной программы и портфеля инновационных проектов, сформированных в регионе. Инновационная программа должна включать конкретные мероприятия по реализации целей региональной инновационной политики. В работе определена структура региональной инновационной программы.

Рис.2. Процесс разработки и реализации инновационной стратегии региона

Реализация региональной инновационной программы представляется автором посредством решении следующих задач : непосредственное осуществление мероприятий программы в соответствие с календарными графиками; финансовое обеспечение и организационное сопровождение процесса реализации программы; контроль и анализ реального исполнения программы; оперативное внесение корректирующих изменений и воздействий по ходу реализации мероприятий программы; подготовка нового очередного варианта программы на следующий период.

Оценка результатов реализации инновационной стратегии региона должна осуществляться на основании оценки эффективности реализации региональных инновационных программ за анализируемый период.

4. Разработан структурно – функциональный состав субъектов региональной инновационной системы. Определена и структурирована совокупность ключевых функций субъектов инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона, что позволило выявить их полномочия и ответственность в процессах перевода региональной промышленности на инновационный тип развития. Обоснована целесообразность формирования организационных структур общественного регулирования инновационной деятельности на мезоэкономическом уровне, обеспечивающих объединение потенциалов и интересов, усиление координации действий реальных и потенциальных участников инновационных процессов, реализуемых в промышленном комплексе региона, а также повышение эффективности управляющих воздействий со стороны субъектов управления инновационным развитием промышленного комплекса региона

Структурно – функциональный состав региональной инновационной системы представляет собой совокупность организационных звеньев - субъектов системы, а также выполняемых данными субъектами функций по реализации стратегических целей и задач. Он позволяет позиционировать региональную инновационную систему как особую организацию специализированных элементов, объединенных в единое целое и предназначенных для решения задач инновационного развития региона. Субъекты региональной инновационной системы, по мнению автора, представляют собой участников инновационных процессов, объединенных в определенную структуру, обеспечивающую достижение целей инновационного развития региона на основе реализации инновационной стратегии региона. Наличие субъекта в системе должно оправдываться его необходимостью, способностью обеспечивать функционирование региональной инновационной системы как единого целого, формировать единство действия других субъектов, при взаимодействии с ними.

Вследствие того, что региональная инновационная система динамична, темпы и направления развития инновационной деятельности в регионе меняются, может меняться и ее структурно – функциональный состав. Причем изменение структурно – функционального состава возможно как под влиянием эндогенных, так и под влиянием экзогенных факторов инновационной среды. Субъекты региональной инновационной системы должны обладать определенной степенью устойчивости, что обеспечивается стабильностью хозяйственных связей между ними, гибкостью и учетом интересов региона в стратегии собственного развития элементов.

Субъекты региональной инновационной системы вступают во взаимоотношения, преследуя разные интересы. В частности, интересы региона заключаются в повышении налоговой отдачи от инновационной деятельности региональной промышленности в бюджет и росте занятости населения в инновационной сфере региона. Предприятия региона, осуществляющие инновационную деятельность, заинтересованы в повышении эффективности использования всех имеющихся ресурсов и, как следствие, финансовых результатов реализации инновационных проектов. Только при совпадении интересов всех взаимодействующих элементов возможна активизация инновационных процессов в промышленном комплексе конкретно взятого региона.

Региональная инновационная система представляет собой подсистему социально - экономической системы региона. В связи с чем, природные, ресурсные, географические, социально - демографические и прочие особенности региона, предопределяющие его специализацию, развитие определенных видов экономической деятельности оказывают влияние и на ее структурно - функциональный состав. Помимо этого целесообразно при определении структурно - функционального состава региональной инновационной системы учесть административно – территориальное устройство региона, поскольку оно определяет состав муниципальных образований, обладающих собственным инновационным потенциалом и органами управления. Региональная инновационная система также является органичной частью национальной инновационной системы. Вследствие чего ее структурно - функциональный состав может включать субъекты как мезо, так и макроэкономического уровня и значения.

Вследствие того, что субъекты региональной инновационной системы не являются однородными, могут выполнять различные функции в инновационной сфере, структурно – функциональный состав такой системы, по мнению автора, целесообразно рассматривать с учетом следующих входящих в нее подсистем : создания инноваций; освоения инноваций; обслуживания и обеспечения процессов по созданию и освоению инноваций; регуляции инновационных процессов.

На основе изучения и систематизации отечественных и зарубежных научных взглядов и практического опыта, автором разработан структурно - функциональный состав региональной инновационной системы. Особенностью данного состава является выбор из числа известных субъектов инновационной сферы тех из них, функционирование которых на мезоэкономическом уровне позволит реализовать инновационную стратегию региона и повысить его конкурентосопособность. В предлагаемом составе субъекты структурированы в контексте выполняемых ими функций и подсистем региональной инновационной системы. Разработанная структурно – функциональная модель региональной инновационной системы послужила концептуальной основой для предложенной в диссертации ИСУРПКР.

В работе предложено и обосновано создание специализированной организационной структуры общественного регулирования инновационных процессов на мезоэкономическом уровне - региональной ассоциации разработчиков и производителей инновационной продукции, включающей в состав субъекты сфер создания, трансфера и освоения инноваций, а также обслуживания и обеспечения данных процессов на территории региона. Потребность в создании региональной ассоциации разработчиков и производителей инновационной продукции обусловлена необходимостью налаживания прочных взаимовыгодных хозяйственных связей между участниками инновационных процессов, объединения и лоббирования их интересов в органах государственной и муниципальной власти, продвижения инновационной продукции в другие регионы и государства, информационном обмене, координации действий, подготовке и реализации совместных инновационных программ и проектов. Объединяясь в региональную ассоциацию, участники инновационных процессов, не представляющие собой каждый в отдельности значительной политической силы, получают дополнительный вес. Это облегчает каждому вошедшему в ассоциацию субъекту инновационной системы реализацию своих собственных целей. В диссертации представлена организационно - функциональная модель ассоциации разработчиков и производителей инновационной продукции. Обоснованы основные направления усиления роли общественных структур в развитии инновационных процессов на мезоэкономическом уровне : расширение участия региональных общественных структур в разработке инновационной стратегии и политики региона; активизация деятельности региональных общественных структур в привлечении финансовых и инвестиционных ресурсов в инновационную сферу региона; увеличение влияния региональных общественных структур на процессы создания и развития инновационной инфраструктуры и др.

5. Разработан организационно – экономический механизм управления инновационным развитием промышленного комплекса региона , включающий : методы, инструменты, рычаги, нормативно – правовое, информационное и организационное обеспечение управляющего воздействия на инновационные процессы, согласующий стратегические цели и направления управления развитием инновационной деятельности хозяйствующих субъектов на мезоэкономическом уровне

В работе установлено, что организационно – экономический механизм управления развитием промышленного комплекса региона на основе инноваций представляет собой систему взаимосвязанных между собой элементов, которая обеспечивает постоянное управляющее воздействие со стороны региональных и муниципальных органов власти на инновационные процессы, реализуемые в региональной промышленности, охватывающие все этапы научно - исследовательских, опытно - конструкторских и прочих работ, непосредственно связанных с созданием, освоением, распространением и использованием инноваций, посредством мер организационного и экономического характера для достижения стратегических целей инновационного развития региона.

Автор обосновывает, что данный механизм должен включать следующие структурные элементы : цели, субъекты, объекты, методы, инструменты, нормативно - правовое, методическое, информационное и организационное обеспечение процесса управления развитием промышленного комплекса региона на основе инноваций. Субъекты управления (департаменты и управления по инновационному развитию региона, департаменты и управления по инновационному развитию муниципальных образований), оценив объект воздействия (инновационные процессы, реализуемые в промышленном комплексе региона), формируют цель, выбирают методы и инструменты управленческого воздействия, реализуют их в объекте, получая новое состояние промышленного комплекса региона, соотносимое с поставленной целью.

На основе анализа и обобщения методов воздействия со стороны государства на инновационные процессы автором предложена система методов организационного и экономического характера по управлению развитием промышленного комплекса региона на основе инноваций. Все предложенные методы необходимо использовать в комплексе. Соотношение между ними будет определяться уровнем и особенностями развития промышленного комплекса, избранной для реализации инновационной стратегии региона.

Нормативно - правовое обеспечение, по мнению автора, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, необходимых и достаточных для реализации инновационных процессов в промышленном комплексе региона. Правовое регулирование инновационной деятельности в РФ и регионах осуществляется как общим гражданским и предпринимательским законодательством, так и специальным законодательством инновационной сферы.

Методическое обеспечение включает в себя комплекс различного рода методических разработок (методики, положения , инструкции и т.п.) по прогнозированию, планированию, анализу, оценке и непосредственно осуществлению инновационных процессов в региональной промышленности, носящих рекомендательный характер. Целью методического обеспечения является создание единого понятийно – терминологического и методологического поля (принципов, техник, алгоритмов, методик и т.д.) в инновационной сфере региона, адаптированного к действующим международным и национальным стандартам (экономическим, техническим и пр.).

Информационное обеспечение механизма управления развитием промышленного комплекса региона на основе инноваций представляет собой совокупность информации, необходимой для осуществления комплекса мероприятий управления инновационными процессами, реализуемыми в региональной промышленности, включая определение целей инновационного развития промышленного комплекса региона, приоритетов инновационного развития промышленного комплекса региона , реализации инновационных программ и проектов. В конечном итоге, информационное обеспечение служит основой функционирования ИСУРПКР, позволяя реализовать обратную связь субъекта управления с объектом и выполняя функции сбора и обработки информации о состоянии объекта управления и управляемых инновационных процессов, выполнения анализа тенденций их развития в рамках развития инновационной системы региона. Без соответствующей информационной поддержки осуществление комплекса мероприятий по инновационному развитию промышленности региона было бы невозможным или трудноосуществимым. В работе предложена систематизация показателей информационного обеспечения управления инновационным развитием промышленного комплекса региона, формируемых из как из внешних , так и из внутренних источников.

Организационное обеспечение механизма управления развитием промышленного комплекса региона на основе инноваций представляет собой совокупность органов государственного и муниципального управления, а также общественного регулирования инновационной деятельности, осуществляющих управленческое воздействие на объект. В работе, на основе анализа соответствующих нормативных правовых актов, рассмотрено законодательное закрепление функций по государственному регулированию инновационной деятельности за федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Алгоритм управления развитием промышленного комплекса региона, основанный на разработанных автором подходе к формированию инновационной стратегии региона и организационно - экономическом механизме, показан на рис.3

Рис.3. Модель реализации организационно – экономического механизма управления развитием промышленного комплекса региона на основе инноваций

Эффективность реализации организационно – экономического механизма управления развитием промышленного комплекса региона на основе инноваций во многом зависит от формирования и слаженной деятельности системы управления в лице специально уполномоченных органов - департаментов и управлений по инновационному развитию регионов и муниципальных образований. В связи с этим, одной из основных задач в этой части является создание адекватной целям и стратегии инновационного развития региона структурно – функциональной модели региональной инновационной системы.

6. Обоснован алгоритм формирования модели региональной инновационной системы на основе имитационного моделирования, что позволяет определять наиболее предпочтительный вариант ее формирования на основе учета избранной в регионе инновационной стратегии и условий развития региональной промышленности

Формирование региональной инновационной системы можно представить как процесс, состоящий из этапов и ряда операций, составляющих каждый этап. Автор выделяет следующие этапы процесса формирования региональной инновационной системы. 1. Определение целей инновационного развития региона. На данном этапе осуществляется формализация параметров желаемого состояния инновационной сферы региона, позволяющих управлять инновационными процессами и оценивать их результативность. Итогом данного этапа должно стать дерево целей инновационного развития региона. Анализ программ социально – экономического регионов РФ позволил сделать вывод, что в качестве основной цели такого развития выделяются : повышение уровня и качества жизни населения региона, обеспечение финансово - бюджетной самодостаточности и конкурентоспособности региона.

В свою очередь анализ программ инновационного развития регионов РФ позволил выявить следующие основные цели, которые определяют регионы в развитии инновационной сферы : создание экономических, правовых и организационных условий для активизации инновационной деятельности всех хозяйствующих субъектов, освоения и выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки; перехода экономики региона на инновационный путь развития на основе эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала, освоения и коммерциализации наукоемких технологий.

Генеральной целью инновационного развития региона, по мнению автора, является повышение его конкурентоспособности на основе освоения инноваций в региональной промышленности. Достижение базовой цели обеспечивается выполнением следующих задач: создание условий и благоприятной среды для развития инновационных процессов на территории региона; создание регионального рынка инноваций; привлечение инвестиционных ресурсов в инновационную сферу региона; повышение инновационной активности и привлекательности предприятий промышленного комплекса региона; сокращение трансакционных издержек инновационных процессов в регионе (в том числе рисков, связанных с освоением инноваций в промышленном комплексе региона). Разработанная система стратегических целей и задач по инновационному развитию региона послужит в дальнейшем критерием оценки успеха или неудачи реализации инновационной стратегии и политики региона, функционирования региональной инновационной системы в предстоящем периоде в целом.

2. Разработка инновационной стратегии региона. Данный этап включает разработку альтернативных вариантов инновационной стратегии региона и выбор наиболее предпочтительного. Основу инновационной стратегии региона будет определять степень новизны инноваций, за счет осуществления которых планируется обеспечить рост конкурентоспособности промышленного комплекса региона.

3. Формирование портфеля функций по реализации инновационной стратегии региона. В процессе выполнения данного этапа происходит определение того, какие функции должны выполнять подсистемы региональной инновационной системы. В рамках данного этапа автор предлагает рассмотреть : всю совокупность функций, составляющих содержание деятельности субъектов подсистем региональной инновационной системы; комплексность реализации функций, взаимодействие субъектов подсистем региональной инновационной системы в ходе самостоятельного и совместного осуществления функций; процедуры реализации функций для исключения осложнений и дальнейшего развития технологий по их выполнению. Сформированный портфель функций будет являться основой для разработки возможных направлений формирования региональной инновационной системы. В свою очередь состав и количество субъектов будут определяться составом и количеством функций, а также составляющих их операций по реализации избранной в регионе инновационной стратегии.

4. Формирование субъектного состава по реализации инновационной стратегии региона. На данном этапе определяется состав субъектов всех подсистем региональной инновационной системы и комплекс работ, выполняемых каждым субъектом.


загрузка...