Формирование инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона (31.05.2010)

Автор: Палкина Марина Викторовна

- Уточнена сущность понятия и разработан методологический базис формирования инновационной стратегии мезоэкономического уровня. Выделены три основные стратегические альтернативы инновационного развития региона, а именно : инновационного лидерства; инновационной стабильности; инновационного аутсайдерства. В соответствии с данной классификацией альтернатив определены направления формирования инновационной системы на мезоэкономическом уровне, выделены отличительные особенности каждого из них и определены возможности их использования (п.п. 4.2 и 15.4 специальности 08.00.05 паспорта специальностей ВАК).

- Разработан структурно – функциональный состав субъектов региональной инновационной системы. Определена и структурирована совокупность ключевых функций субъектов инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона, что позволило выявить их полномочия и ответственность в процессах перевода региональной промышленности на инновационный тип развития. Обоснована целесообразность формирования организационных структур общественного регулирования инновационной деятельности на мезоэкономическом уровне, обеспечивающих объединение потенциалов и интересов, усиление координации действий реальных и потенциальных участников инновационных процессов, реализуемых в промышленном комплексе региона, а также повышение эффективности управляющих воздействий со стороны субъектов управления инновационным развитием промышленного комплекса региона (п. 4.10 специальности 08.00.05 паспорта специальностей ВАК).

- Разработан организационно – экономический механизм управления инновационным развитием промышленного комплекса региона , включающий : методы, инструменты, рычаги, нормативно – правовое, информационное и организационное обеспечение управляющего воздействия на инновационные процессы, согласующий стратегические цели и направления управления развитием инновационной деятельности хозяйствующих субъектов на мезоэкономическом уровне (п.п. 4.10 и 15.2 специальности 08.00.05 паспорта специальностей ВАК).

- Обоснован алгоритм формирования модели региональной инновационной системы на основе имитационного моделирования, что позволяет определять наиболее предпочтительный вариант ее формирования на основе учета избранной в регионе инновационной стратегии и условий развития региональной промышленности (п.п. 4.10 и 15.1 специальности 08.00.05 паспорта специальностей ВАК).

- Структурированы базисные теоретические положения метода оценки эффективности реализации инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона (п.п. 4.2 и 15.15 специальности 08.00.05 паспорта специальностей ВАК).

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии методологической базы формирования системы управления развитием промышленного комплекса региона на инновационной основе с целью обеспечения качественных изменений в его развитии. Практическая значимость диссертационного исследования представляется в том, что основные выводы и рекомендации могут быть использованы государственными региональными и муниципальными органами власти при разработке и реализации концепции и стратегии социально – экономического развития региона, инновационной стратегии региона, инновационной политики, промышленной политики, инвестиционной политики, региональных и муниципальных инновационных программ, для формирования концепции и вариантов развития инновационной системы региона. Теоретико-методологические положения диссертации могут служить основой для разработки краткосрочных и долгосрочных образовательных программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области инноватики, национальной экономики, государственного и муниципального управления, экономики и управления на предприятии, менеджмента организации.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и были одобрены на 11 международных, всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических конференциях, круглых столах и семинарах, в том числе: Втором российско-финляндском экономическом форуме (Петрозаводск, 2007г.), Международной научно – практической конференции ЭКОПРОМ-2009 (Санкт-Петербург, 2009г.), Всероссийской научно – практической конференции «Наука – производство – технологии - экология» (Киров, 2007, 2008, 2009г.г.), круглом столе «Инновации – возможность инвестирования и развития» IV региональной специализированной выставки - конференции «Промышленность. Наука. Инновации. Инвестиции» (Киров, 2008г.), Международной научно – практической конференции «Государство и общество : проблемы взаимодействия» (Киров, 2009г.), Всероссийской научно – технической конференции «Общество, наука, инновации» (Киров, 2010г.).

Результаты диссертационного исследования используются Департаментом экономического развития Кировской области, Департаментом промышленного развития Кировской области, администрациями муниципальных образований Кировской области.

Научно-практические выводы и рекомендации по формированию инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона, полученные автором, были использованы при подготовке: закона «О развитии инновационной деятельности в Кировской области»; «Стратегии социально – экономического развития Кировской области до 2020 года»; целевой комплексной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Киров» на 2007 – 2009 годы»; целевой комплексной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Киров» на 2010 – 2014 годы»; «Программы социально-экономического развития муниципального образования «Город Вятские Поляны» на 2007-2011 годы».

Результаты диссертационного исследования апробированы в процессе преподавания дисциплин «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Региональная экономика и управление», «Управление развитием территорий», «Государственное регулирование экономики» в высших учебных заведениях Кировской области; использованы при подготовке аспирантов по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 37 работ общим объемом 40,25 п.л., в том числе авторских – 38,4 п.л., из них 3 монографии и 12 статей в изданиях, рекомендованных ВАК для опубликования результатов диссертационных исследований.

Структура диссертации. Структура диссертации соответствует логике научного исследования и принятым в исследовании методологическим положениям и методам, состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объем диссертации составляет 308 страниц основного текста. Диссертация содержит 34 рисунка и 20 таблиц.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, анализируется состояние разработанности проблемы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, методологическая и теоретическая база исследования, теоретическая и практическая значимость выполненной работы, приводятся данные об апробации и практическом внедрении полученных в ней результатов.

В первой главе - «Теоретические положения управления развитием промышленного комплекса региона» раскрыта понятийно – терминологическая конструкция категории «развитие промышленного комплекса региона»; проведен ретроспективный анализ эволюции теоретических подходов к управлению развитием промышленного комплекса; анализируются особенности функционирования, тенденции и проблемы развития промышленного комплекса России на современном этапе.

Во второй главе - «Инновации и их роль в управлении развитием промышленного комплекса региона» раскрыта экономическая сущность инновации как рыночной категории; систематизированы существующие теоретико-методологические подходы к определению понятия и классификационной структуры инноваций; определены предпосылки и обоснована необходимость создания инновационной системы как базиса управления развитием промышленного комплекса на мезоэкономическом уровне в современных условиях; систематизированы и критически проанализированы научные взгляды и практический опыт регионов РФ по определению понятия, построению и функционированию инновационных систем.

В третьей главе - «Методология концептуальной модели инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона» определяется сущность и дается авторское определение понятия инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона (ИСУРПКР) ; систематизируются научные подходы к определению понятия стратегии; формулируется авторское определение понятия и видовой классификации инновационной стратегии региона, раскрывается ее содержание; определены принципы формирования инновационной стратегии региона ; предложены методические рекомендации по разработке и реализации инновационной стратегии региона; разрабатывается концепция управления ИСУРПКР на основе стратегического подхода; определяются функции, свойства, структура и субъектно – объектный состав ИСУРПКР; исследуются факторы, оказывающие воздействие на выходные параметры ИСУРПКР; определена сущность и структурный состав организационно – экономического механизма управления развитием промышленного комплекса региона на основе ИСУРПКР; разработано содержание структурных элементов организационно – экономического механизма управления развитием промышленного комплекса региона на основе ИСУРПКР.

В четвертой главе - «Механизм формирования и оценки эффективности реализации инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона» разработаны рекомендации по формированию ИСУРПКР, включающие алгоритмическую процедуру разработки, оценки и выбора наиболее предпочтительного направления формирования ИСУРПКР на основе методов экспертного оценивания и имитационного моделирования; разработаны критерии оценки и метод определения социально – экономической эффективности реализации ИСУРПКР с учетом факторов риска и инфляции.

В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы выводы и наиболее значимые результаты.

В приложениях содержатся материалы информационного и прикладного характера, подготовленные и разработанные автором в период своей научной и практической работы по теме исследования.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Обосновано введение в научный оборот трактовки понятия региональной инновационной системы как института экономики инновационного типа, неотъемлемой подсистемы национальной инновационной системы, обеспечивающей условия и реализацию совокупности инновационных процессов, осуществляемых субъектами инновационной деятельности, целенаправленно функционирующих и взаимодействующих друг с другом в рамках избранной инновационной стратегии и нацеленных на повышение инновационного потенциала, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона. Выявлено место региональной инновационной системы в системе фундаментальных понятий инновационной экономики как ее институциональной основы на мезоэкономическом уровне. Теоретически и методологически обоснована сущность и структура региональной инновационной системы, ее функции и свойства

К началу 21 века стало очевидным, что базис устойчивого экономического роста и развития экономики любого государства образует инновационная сфера. Инновации обеспечивают больший уровень экономической отдачи, чем дополнительное привлечение ресурсов, в связи с чем, именно сегодня инновации становятся ключевым фактором конкурентоспособности государства в системе мирового хозяйства, а инновационная деятельность промышленных комплексов регионов приобретает качество их стратегического конкурентного преимущества, решающего фактора долгосрочного устойчивого развития в высококонкурентной рыночной среде. В диссертации обосновано, что основой активизации инновационной деятельности являются инновационные системы, обеспечивающие целостность и комплексность подхода к инновационному процессу, его формированию и реализации. Анализ и систематизация научных взглядов отечественных и зарубежных ученых к раскрытию содержания инновационной системы позволили автору выделить три основных : институциональный, процессный и системный.

При институциональном рассмотрении инновационная система представляется как комплекс институтов, выступающих в экономической, социальной и политической ипостасях, осуществляющих определенные виды деятельности в инновационной сфере – создание, диффузию и освоение инноваций. Данные институты, в состав которых входят формальные правила и неформальные ограничения, выступают фундаментальными факторами функционирования и развития инновационной системы, образуют в совокупности институциональную основу управления инновационным развитием региона. Процессное рассмотрение инновационной системы позволяет определить ее как связанное множество инновационных процессов в их взаимодействии. Среди участников данных процессов выделяют научные организации, вузы, промышленные предприятия, организации инновационной инфраструктуры, а также государственные и муниципальные органы власти. Данный взгляд ориентирован на нелинейную модель инновационного процесса и его функции. При системном рассмотрении инновационная система представляется как органичный элемент системы более высокого уровня. В свою очередь, как и любая другая социально – экономическая система, инновационная система состоит из определенных элементов, которые ее образуют, определяют структуру и выделяют в системном пространстве. Такое рассмотрение позволяет выявлять и оперировать свойствами инновационной системы, отсутствующих у ее элементов, и являющихся следствием их взаимодействия. На основе системного рассмотрения появляется возможность обосновать и эффективно применять системные методы управления инновационной деятельностью в регионе.

Инновационные системы различного уровня характеризуются значительной спецификой в процессах и системообразующих элементах, что предполагает их исследование и выявление специфических особенностей формирования и развития. В работе выделены следующие уровни отношений в области научно – технической и инновационной сфер: макроэкономический (федеральный уровень) ; мезоэкономический (региональный уровень); микроэкономический (уровень предприятий (организаций)). В диссертации аргументировано возрастание роли и значения мезоэкономического уровня, вследствие расширения полномочий регионов в составе Российской Федерации. Передача федеральным центром значительной части прав и соответствующей доли ответственности за эффективное регулирование, стимулирование и финансирование научно – технической и инновационной деятельности на уровень регионов создает объективные предпосылки формирования целостной и саморазвивающейся региональной инновационной системы и, вместе с тем, предъявляет новые требования к управлению на мезоэкономическом уровне. Региональное управление должно , с одной стороны, выступать проводником национальных интересов, с другой стороны, обеспечить инновационное развитие региона на основе собственной инновационной стратегии с учетом имеющихся в регионе специфики и потенциала. Региональные органы власти заинтересованы в увеличении инновационного потенциала региона и активизации инновационной деятельности региональной промышленности, поскольку использование инноваций обеспечит промышленному комплексу региона, а, соответственно, и региону в целом, дополнительные конкурентные преимущества, вследствие чего усилится его инвестиционная привлекательность, конкурентоспособность и бюджетная самостоятельность. Таким образом, особо важная роль в решении задач развития региональной промышленности и повышения ее конкурентоспособности принадлежит инновационным системам мезоэкономического уровня. В данном контексте принципиально важным является уточнение понятийно – терминологической конструкции категории «региональная инновационная система». В авторской трактовке региональная инновационная система определяется как институт экономики инновационного типа, неотъемлемая подсистема национальной инновационной системы, обеспечивающая необходимые условия и эффективную реализацию совокупности инновационных процессов, осуществляемых субъектами инновационной деятельности, целенаправленно функционирующих и взаимодействующих друг с другом в рамках избранной инновационной стратегии и нацеленных на повышение инновационного потенциала, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона. Региональная инновационная система объединяет в целостное множество различных субъектов – участников инновационных процессов в совокупности отношений и связей между ними. Региональная инновационная система способна самостоятельно и во взаимодействии с другими инновационными системами (микро-, мезо- и макроэкономического уровня) удовлетворять потребности региона в инновациях и обеспечивать его инновационное развитие в различных аспектах (административном, отраслевом, территориальном и пр.). Функционирование региональной инновационной системы обеспечивает реализацию управления инновационным развитием региона, заключающееся в создании необходимых условий для появления инновационных идей и изменений, их развития и воплощения в виде инновационных продуктов и технологий. В диссертации аргументируется, что основными функциями региональной инновационной системы являются : реализация целей социально – экономического развития региона на основе освоения инноваций посредством инновационной стратегии и инновационной политики; организация взаимоотношений и взаимодействий всех субъектов региональной инновационной системы; организация инновационных процессов, реализующихся через инновационную деятельность субъектов региональной инновационной системы и хозяйственные связи между ними; организация управления инновационными процессами в регионе; создание и развитие рынков инноваций; ресурсное обеспечение инновационной деятельности; финансовое обеспечение инновационной деятельности; нормативно – правовое обеспечение инновационной деятельности; информационно – консультационное обеспечение инновационной деятельности; маркетингово – сбытовое обеспечение инновационной деятельности; кадровое обеспечение инновационной деятельности. Региональная инновационная система должна обладать рядом определенных качеств и свойств. В их числе : целостность, неаддитивность, эмерджентность, совместимость, синергизм, функционально-структурное строение, развитие, адаптивность, устойчивость, открытость, информационность, сложность.

Рассматривая структуру региональной инновационной системы на основе входящих в нее сфер хозяйствования, автор выделяет следующие: создание инноваций; освоение инноваций; обслуживание и обеспечение процессов по созданию и освоению инноваций. Данные сферы, проходя сквозь все сектора региональной экономики, представляют собой сложный набор хозяйственных связей и отношений по реализации инновационных процессов.

Как и любая социотехническая система региональная инновационная система представляет собой совокупность управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления) подсистем. Управляющая подсистема региональной инновационной системы представляет собой совокупность подсистем, обеспечивающих выработку и реализацию управляющего воздействия на инновационные процессы, реализуемые в регионе. Субъектами управления выступают федеральные и региональные органы государственной власти, органы управления муниципальных образований, входящих в состав региона, а также общественные структуры. Неотъемлемой частью управляющей подсистемы региональной инновационной системы является инновационная система управления развитием промышленного комплекса региона. В качестве управляемой подсистемы региональной инновационной системы автором определены инновационные процессы, осуществляемые в регионе. В свою очередь субъекты сферы создания инноваций, сферы освоения инноваций, сферы обслуживания и обеспечения процессов по созданию и освоению инноваций, будут выступать в качестве управляемого объекта (объекта управления).

Развитие и эффективность функционирования региональной инновационной системы зависят от эффективности управления инновационными процессами в регионе, от степени и характера участия региональных органов государственной власти, муниципальных органов власти, а также общественных структур в инновационной сфере. В свою очередь эффективность реализации инновационных процессов будет зависеть от достаточности научно – технического и инновационного потенциала, присутствия в регионе необходимой инновационной инфраструктуры, наличия региональной инновационной стратегии и инновационной политики по ее реализации, наличия соответствующей законодательной базы в сфере инноваций и др.

2. Теоретически обосновано понятие инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона как совокупности подсистем по выработке и осуществлению управляющего воздействия со стороны субъектов управления на инновационные процессы, реализуемые в промышленном комплексе региона. Развиты теоретические и методологические положения концепции инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона, особенностью которой является комплексная и системная реализация функций управляющей подсистемы, обеспечивающей устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности региональной экономики на основе эффективного освоения инноваций в промышленности

В процессе исследования российского опыта организации и регулирования инновационных процессов в промышленном комплексе на мезоэкономическом уровне установлено, что действия различных властных структур не имеют должной взаимосвязи, что приводит, в конечном счете, к снижению эффективности реализуемых на территории региона инновационных программ и проектов, и , как следствие, инновационной деятельности в целом. Анализ инновационной деятельности региональной промышленности, проведенный на материалах Кировской области (КО), свидетельствует о недостаточной инновационной активности предприятий. В частности, удельный вес инновационно - активных предприятий в Кировской области значительно ниже, чем в целом по России (1% в 2007г. по сравнению с 9,4% по РФ); удельный вес затрат на технологические инновации на предприятиях области также отстает от общероссийских значений (1,02% в 2007г. по сравнению с 1,2% по РФ). Только по одному показателю предприятия региона немного превосходят общероссийские значения – это удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, составивший в 2007 году 7,5% по сравнению с 5,5% по РФ.

Таблица 2.

Динамика показателей инновационной деятельности

промышленного комплекса Кировской области

Наименование показателя 2004г. 2005г. 2006г. 2007г.

Число инновационно – активных предприятий 14 14 25 31

Удельный вес инновационно – активных предприятий в общем количестве действующих предприятий, % 0,5 0,4 0,8 1,0

Объем отгруженной инновационной продукции, млн.руб. 1457,7 314,9 2339,8 5753,4

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, % 3,2 0,6 3,76 7,5

Затраты промышленных предприятий на технологические инновации, млн.руб. 275,7 446,1 737,6 810,4

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженной продукции, % 0,61 0,87 1,19 1,02

Число предприятий, использовавших передовые производственные технологии 50 58 75 160


загрузка...