Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход (31.05.2010)

Автор: Мишатина Наталья Львовна

63. Мишатина Н.Л. Лингвокультурологическая задача как методическое понятие // Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики: К 190-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (20-21 марта 2008 г.). М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2008. С. 244-248 (0,27 п.л.).

64. Мишатина Н.Л. Современные теоретические понятия на уроках русского языка в старших классах // Русская речь в современном вузе: Материалы пятой международной научно-практической интернет-конференции / Отв. ред. проф. Б.Г. Бобылев. 20 ноября 2008 – 20 января 2009 г., ОрелГТУ. Орел: ОрелГТУ, 2009. С. 249-254 (0,28 п.л.).

65. Мишатина Н.Л. Методическая лингвоконцептология: ценностный подход //Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): Материалы Международной научно-практической конференции (19-20 марта 2008 г.). /Науч. ред. и составление: проф., зав. каф. методики преподавания русского языка Дейкина А.Д; проф. Еремеева А.П., проф. Ходякова Л.А., доц. Янченко В.Д. М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2009. С. 107-118 (0,67 п.л.).

Зарубежные публикации в научно-методических журналах и сборниках научных трудов:

66. Мишатина Н.Л. Формирование лингвокультурологической компетенции как одна из целей изучения русского языка // Русский язык в Армении. 2006. № 2 (26). С. 30-36 (0,53 п.л.).

67. Мишатина Н.Л. Речевое развитие старшеклассников: концептологический подход // Русский язык в Армении. 2007. № 3 (33). С. 13-19 (0,56 п.л.).

68. Мишатина Н.Л. Путь человека к самому себе лежит через мир. «Образ языка» XXI века и культуроориентированная методика его преподавания //Русская словесность в школах Украины. 2009. № 2. С. 2-4 (0,45 п.л.).

69. Мишатина Н.Л. Осознавать свои чувства и эмоциональные состояния. Обучение учащихся созданию метафорических портретов слова на уроках русской словесности // Русская словесность в школах Украины. 2009. № 4. С. 5-9 (0,55 п.л.).

70. Мишатина Н.Л. Лингвоконцептоцентрическая методика как путь развития методики XXI века // Актуальнi проблеми слов`янськоi фiлологii. Серiя: Лiнгвiстика i лiтературознавство: мiжвузiвський зiрник наукових статей. Випуск 23. Частина 1. / Вiдповiд. редактор В.А. Зарва. Бердянськ: БДПУ, 2009. С. 491- 504 (0,85 п.л.).

и ее уровни:

вербально-семантический

тезаурусный (когнитивный)

мотивационно- прагматический

Построение индивидуальной КМ (фрагмент «Человек мыслящий, чувствующий и действующий») и отражение степени освоенности базовых концептов русской культуры в речевых произведениях

Принципы отбора концептов: 1) принцип соответствия психологическому закону развития человеческой души, 2) принцип ценности, 3) идеографический

Мировоззрение ЯЛ («общерусского языкового типа» – по

Ю.Н. Караулову)

Лингвокульту-роформирую-

щая среда

компоненты как важнейшее условие языкового воздействия на формирование мировоззрения ЯЛ ученика

образ человека в мире (когнитивное средство развития личности)

концепт (медиатор культурного развития личности)

совместная деятельность ученика и учителя-посредника (транслятора и интерпретатора смыслов) как

детерминанта интеллектуального и личностного развития школьника

ЧЕЛОВЕК

в диалоге «свои-чужие»/ «мы-другие»

МЫСЛЯЩИЙ (РАЗУМ):

дух, истина/правда/справед

ливость, добро/благо, красота

ЧУВСТВУЮЩИЙ

(ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, СТРАСТИ): душа, страх, стыд, гнев, радость, тоска, счастье и др.

ДЕЙСТВУЮЩИЙ (ВОЛЯ): воля (хочу!), судьба, воля, закон, совесть, честь, свобода, родина, толерантность и др.

Комплексные

ЛКЗ (языковые и речевые)

Лексико-семантические (ассоциативного, аналитического, классификационно-

го типа)

Текстовые – 1 (экспериментально-

го, аналитического, классификационно-

го типа)

Текстовые – 2


загрузка...