Уп-шастрия как интегральный феномен музыкальной культуры Северной и Южной Индии (31.05.2010)

Автор: Катрашова Татьяна Викторовна

Основным предметом исследования в 8 главе – «Классический танец, танцевальная драма и театр южноазиатского субконтинента» – является танец-драма и театр Северной и Южной Индии. В результате установлено, что классическое танцевальное искусство, как и индийский театр, сложилось на основе древнейшей ритуальной традиции, связанной с храмовой культурой. Танец – это не только разновидность театрального действа, но и форма почитания богов. В современной Индии существуют следующие стилистические танцевальные традиции:

1) бхаратнатьям – «южный танец» – утончённый изысканный стиль из Тамилнаду, ведущий начало от храмовых танцев девадаси и ориентируемый на чёткую последовательность танцевальных номеров: алариппу (вступительный раздел), джатисварам («чистый» танец), шабдам (выразительный танец, в котором короткие стихи иллюстрируются жестами), варнам (центральный раздел, основан на эпизоде из жизни Кришны; интерпретация песни средствами пластики; используется музыкальная форма варна), падам (поэма о любви, используется «полуклассическая» композиция падам, созданная известным музыкантом Кшетрагной в XVII в.), шлокам («чистый» танец вне тала на санскритские стихи – шлоки) и тиллана (каскад виртуозных технических приёмов);

2) мохини-аттам – «танец чаровницы»: придворный танец из Кералы, близок бхаратнатьяму; расцвет жанра происходит в начале XIX столетия при дворе махараджи Свати Тирунала из Траванкора, который сочинил множество песен, составляющих теперь основу музыки мохини-аттама;

3) кучипуди – стиль из Андхра-Прадеш, рассказывающий о жизни богов; первоначально исполнялся мужчинами; стиль танца – сбалансированный синтез классического танца с фольклорной традицией; отличается от бхаратнатьяма высокой степенью свободы, смягчёнными движениями и живостью танцевального исполнения; песенный репертуар соответствует традициям карнатской музыки;

4) одисси – классический танец из Ориссы, своими корнями уходящий в храмовые танцы махари («танцующих девушек») Восточной Индии. Он состоит из 8 частей: патра-правеша (выход танцовщика), бхумипранам («приветствие земле»), вигхнараджа-пуджа (обращение к богу Ганеше на санскритские шлоки), бату-нритья (поклонение Шиве; ряд выразительных движений и танцевальных поз, завершает вступление), ишта-дева-вандана (медленный раздел, прославление божества), свара-паллави-нритта («чистый» танец), абхиная-нритья (аналог падама в бхаратнатьяме, на темах Кришны-Радхи) и тариджхамо (кульминационный раздел, насыщенный технически сложными элементами). Это самый грациозный танцевальный стиль, сочетающий религиозное и эротическое содержание;

5) катхак – североиндийский классический стиль танца, результат слияния индуистской и мусульманской культур; корнями уходит в искусство таваиф – профессиональных танцовщиц при могольских дворах. Строение: амад (букв. «приход») – вход танцовщика на сцену и ганеша-вандана – приветствие богу Ганеше; тхатх («блеск») – ряд танцевальных движений; гат-никас («изображение походки») – переданы основные мифологические эпизоды; абхиная (центральный раздел) – танцовщик воссоздаёт поэтические образы, описанные в песне; парамелу (шаги и движения, сопровождаемые слоговыми ритмоформулами); крамалая, или таткар – кульминация танца, показ технических навыков катхакия;

6) манипури – лирический танец из Манипура в сопровождении религиозных песен, связан с вишнуитскими традициями бхакти; целомудренный и пластичный. Для исполнения танца характерны два типа последовательности танцевальных номеров, называемых паренг и колам (первый напоминает строение бхаратнатьяма, последний – одисси). Паренг – пять разделов: чали (вводная последовательность танцевальных поз); таллина (или телана) и сварамела – соответствуют тиллане и джатисваре в бхаратнатьяме; чатуранг («четыре части») – танец на основе четырёх элементов: текста, мнемоники барабана, слогов индийского сольфеджио и бессмысленных слогов; кирта-прабандха (кульминация танца).

В главе также рассматриваются основные танцевальные и театральные драмы разных штатов, прослежена этимология их названий, выявлены региональные стили и их специфика исполнения:

1) чхау («шесть лиц», «маска», «образ») – воинственный танец масок из Восточной Индии, три его стиля названы по месту своего происхождения: серайкелла из Серайкеллы (ранее местность относилась к Ориссе, теперь район Бихара), маюрбхандж чхау из Маюрбханджа в Ориссе и пурулиа чхау из Пурулиа, прежней территории Бихара, ныне входящей в штат Бенгал. Данные традиции различаются структурой, декорациями и социальным происхождением исполнителей: пурулиа чхау представляют члены касты, принадлежащей к самым низким слоям общества, исполнители серайкелла – кшатрии (воины), маюрбхандж чхау распространены в сообществе, названном пайка («военная казарма, лагерь»). Все три стиля чхау принадлежат к одной культурной традиции, в которой тонко переплелись элементы индуистского ритуала и обрядов племён, населяющих данные регионы;

2) якшагана («песни полубогов») из Карнатака: исполняется мужчинами-брахманами, сюжеты из эпоса и пуран, ведущая роль у бхагаватара (главного певца); у героев идентифицированы с помощью костюмов и грима;

3) катхакали («рассказ для пьесы»), кришнаттам (танец Кришны) и кутийаттам («коллективный танец») из Кералы: раньше исполнялись в храмах, смешанный состав исполнителей, символика цвета, особое обрамление лица (чутти). Параллели с театром якшагана прослеживаются в присутствующей героической теме и в обучении военным искусствам исполнителей;

4) религиозные драмы Северной Индии: раслила (использует стиль катхак) из Браджа и анкиа-нат (стиль чхау и манипури) из Ассама; рамлила (на эпизодах из жизни бога Рамы) и чайтанья-лила (реконструкция биографии бенгальского святого Чайтаньи), состоит из танца и одноактной пьесы;

5) вана-ятра (букв. «паломничество в лес») – театральное шествие, связано с именем Нараяна Бхатта, инициатора раслилы в XVI веке: это исполнение сцен из жизни Кришны в тех местах, где они произошли согласно легендам;

6) традиционные драмы: тамаша (штат Махараштра), бхавай (Гуджарат) – на темах из эпоса и пуран, музыка на основе традиции Хиндустани, с элементами народного юмора; наутанки (Уттар-Прадеш) – на мифах и легендах; социальная тематика; спектакли представляют собой мелодрамы;

7) театр марионеток и игры теней «Толпава кутху» из Кералы и др.

В выводах отмечается, что танцевальные (бхаратнатьям, катхак, манипури) и драматические представления (раслила, тамаша, наутанки) сопровождает не только классическая музыка, но и широкий пласт уп-шастрия, представленный жанрами Хиндустани (тхумри, дадра, холи) и Карнатака (тиллана, падам, джавали).

В Заключении подводятся итоги и намечаются наиболее важные перспективы изучения музыки южноазиатского субконтинента.

Публикации по теме диссертации в рецензируемых изданиях,

рекомендованных ВАК:

1. Карташова Т.В. Категория уп-шастрия в структуре музыкальной культуры с точки зрения традиционной индийской теории музыки // Музыковедение, № 12, 2009. С. 14-17. [0,4 п.л.]

2. Карташова Т.В. Вокальный жанр тхумри в контексте музыкальной культуры Северной Индии // Музыкальная академия, № 3, 2009. С. 173-176. [0,7 п.л.]

3. Карташова Т.В. К проблеме генезиса вокального жанра тхумри Северной Индии // Музыковедение, № 2, 2009. С. 24-33. [0,9 п.л.]

4. Карташова Т.В. Литературные традиции вокального жанра тхумри Северной Индии // Проблемы музыкальной науки. Российский научный специализированный журнал, № 1, 2007. С. 115-125. [0,9 п.л.]

5. Карташова Т.В. К проблеме периодизации эволюционного развития североиндийского вокального жанра тхумри // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2008. С. 202-206. [0,3 п.л.]

6. Карташова Т.В. Североиндийский вокальный жанр тхумри в 1870–1920 годы // Вестник РУДН «Вопросы образования: языки и специальность», № 3, 2009. С. 127-133. [0,5 п.л.]

7. Карташова Т.В. Североиндийский вокальный жанр бандиш тхумри в культуре Лакхнау XVIII века // Старинная музыка, № 3, 2009. С. 29-32. [0,6 п.л.]

Монография

8. Карташова Т.В. Уп-шастрия как общее звуковое пространство музыкальной культуры Северной и Южной Индии. – М.: ИД «Композитор», 2010. – 576 с. [36 п.л.]

Научные статьи

9. Карташова Т.В. Феномен вокального жанра тхумри в контексте музыкального искусства Хиндустани // Вестник Саратовского государственного технического университета. – Саратов, № 4, 2006. С. 263-266. [0,3 п.л.]

10. Карташова Т.В. О месте вокального жанра тхумри в музыкальной культуре Северной Индии // Традиции и современность в индийской музыке: Сб. научных трудов. – М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1988. С. 102-108. [0,4 п.л.]

11. Карташова Т.В. Индийская культура: Философия и музыка во встречном движении (к вопросу о генетических связях и взаимовлияниях) // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве: Опыт международного исследования. – Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002. С. 27-31. [0,4 п.л.]

12. Карташова Т.В. Бол-банао тхумри и его знаковая система // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. – Астрахань: Астраханская государственная консерватория, 2008. С. 221-228. [0,5 п.л.]

13. Карташова Т.В. Об особенностях ритмической организации в музыке Северной Индии // Проблемы художественного творчества. – Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2006. С. 37-43. [0,4 п.л.]

14. Карташова Т.В. Вокальный жанр тхумри: социокультурный аспект // Композитор и фольклор: Взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования. – Воронеж: Изд. дом Алейниковых, 2005. С. 135-139. [0,7 п.л.]

15. Карташова Т.В. Звуковая организация как один из компонентов знаковой системы в традициях музыкальной культуры Хиндустани // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. – Астрахань: Астраханская государственная консерватория, 2006. С. 174-179. [0,4 п.л.]

16. Карташова Т.В. К вопросу о традиционной музыке Индии // Памяти Л.Л. Христиансена. – Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2005. С. 285-291. [0,3 п.л.]

17. Карташова Т.В. У истоков североиндийского вокального жанра тхумри // Музыкальное образование и наука: преемственность традиций и перспективы развития. – Астана: Казахская национальная академия музыки, 2008. С. 257-267. [1,3 п.л.]

18. Карташова Т.В. Исторический и социокультурный аспекты вокального жанра тхумри Северной Индии // Культура. Наука. Творчество. – Минск: Белорусская академия музыки, 2008. Вып.2. С. 81-89. [0,5 п.л.]

19. Карташова Т.В. Поэтический мир североиндийского вокального жанра тхумри // ?????????: Науковий збірник з історії церковної монодії та гимнографії, вип. 5 / Інститут Літургійних Наук Українського Католицького Університету, Ostkirliche Institut der Bayerischen Julius-Maximilian Universitaet zu Wuerzburg. – Львів: Видавництво УКУ, 2010. С. 291-314. [0,5 п.л.]


загрузка...