Национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы (31.05.2010)

Автор: Губанова Елена Николаевна

ГУБАНОВА

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(изобразительное искусство)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

МОСКВА 2010

Работа выполнена на кафедре педагогики факультета педагогики и методики начального образования Борисоглебского государственного педагогического института.

Научный консультант:

доктор педагогических наук,

профессор Ковалев Александр Анатольевич

Официальные оппоненты:

Академик Российской Академии образования,

доктор педагогических наук,

профессор Волков Геннадий Никандрович

доктор философских наук,

профессор Климова Светлана Мушаиловна

доктор педагогических наук,

профессор Шабанова Ольга Петровна

Ведущая организация: Санкт-Петербургская высшая школа народных

искусств (институт).

Защита состоится 20 сентября 2010 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, Москва, пр-т Вернадского, 88, ауд. № 551.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1.

Автореферат разослан «_____» июня 2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Макарова К.В.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В период сложных процессов социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране, возвращения к этническим корням, поиска этнокультурного наследия народа на фоне более глубокого постижения общечеловеческой культуры активизируются поиски путей, позволяющих усилить в школьном образовании изучение традиционной народной культуры.

Особенно важным для нашего исследования является то, что идея о национально-региональной специфике образования недостаточно, реализовывалась программами различных образовательных учреждений на протяжении длительного времени. В 2004 г. был принят Федеральный закон об образовании, направленный на развитие национальных культур, региональных культурных традиций, в котором сказано, что в «Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты» [Федеральный закон: Выпуск 41 (224) об образовании. - М. 2004, с. 7].

В редакционной статье журнала «Начальная школа» мысль о национально-региональном компоненте переформулирована в «национально-воспитательный идеал»[Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Начальная школа. 2009. №9. С. 6].

Региональный компонент является составной частью школьного и вузовского образования. В задачи регионального компонента входит формирование у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре других народов.

Обновление содержания образования в соответствии с новыми потребностями регионов России ставит задачу разработки национально-регионального направления в образовательном пространстве, гибкой системы обучения с учетом специфики региональных условий. Это в свою очередь вызывает необходимость обоснования региональной системы обучения и воспитания школьников на базе тех учебных предметов, основой которых является предметно-практическая деятельность с ее ориентацией на творческое духовно-нравственное развитие учащихся.

Приоритетное значение в этом принадлежит искусству, технологии и таким предметам школьной программы, как литературное чтение, окружающий мир, музыка. Образовательные и воспитательные возможности данных областей позволяют организовать интеграцию отмеченных выше компонентов. Однако, эти возможности в отечественной системе образования используются не в полной мере, что вступает в явное противоречие с потребностями и задачами современного социума.

Важнейший фактор, определяющий актуальность исследования обозначен в ст. 44, п. 3 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия» [Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М. 2002, с. 21]. Таким образом, Конституция определяет формирование государственной политики и создание соответствующих механизмов и технологий, в том числе в сфере образования. Именно поэтому в обсуждении «Законодательного обеспечения развития народно-художественных промыслов» (4 декабря 2006 года. Организатор - Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям) указывается, что народные художественные промыслы как вид народного искусства, обращенный к историческим корням, представляют собой важную составляющую национального культурного наследия, сохранение которого является долгом и обязанностью государства, приоритетным направлением государственной культурной политики.

Более масштабно эта задача отражена и в Парламентских слушаниях, которые проводились при участии Ассоциации «Народные художественные промыслы России» 30 октября 2008 года.

В Докладе международной комиссии по образованию ЮНЕСКО провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, «с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой - привить ему уважение к другим культурам» [Образование: сокрытое сокровище: Доклад международной конференции по образованию для ХХI века, представленный ЮНЕСКО. 1997, с. 52]. В названном документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям других национальностей.

Методологической базой исследования послужили работы отечественных ученых, педагогов и общественных деятелей М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, Ф.И. Буслаева, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского и др.


загрузка...