Подготовка медицинских кадров в высшей школе России в 1917 - начале 1950-х гг. (31.05.2010)

Автор: Ерегина Наталья Тимофеевна

исследовать оправдавшие себя и несостоятельные эксперименты по повышению эффективности учебного процесса;

выявить противоречивые тенденции образовательного процесса в указанный период;

оценить степень эффективности сложившейся к началу 1950-х гг. системы высшего медицинского образования.

Объект исследования – высшие медицинские учебные заведения России, подведомственные Народному комиссариату просвещения РСФСР, а с 1930 г. – Народному комиссариату здравоохранения РСФСР и Народному комиссариату здравоохранения СССР (с 1946 г. – министерствам здравоохранения РСФСР и СССР). Ввиду особой специфики образовательного процесса и иной ведомственной подчиненности, диссертант не рассматривал в своем исследовании вопросы подготовки военно-медицинских врачей в высших военно-медицинских учебных заведениях. Вне поля исследования остались вопросы подготовки зубных врачей и фармацевтических кадров. Это обусловлено необходимостью иных подходов к решению этой теоретической проблемы в других, более широких хронологических рамках с комплексным рассмотрением во взаимосвязи не только высшего, но и среднего и последипломного образования, составлявших единую структуру подготовки данных специалистов, что выходит за рамки избранной нами темы.

Предмет исследования – процесс формирования системы высшего медицинского образования и подготовки медицинских кадров с октября 1917 г. по начало 1950-х гг. в рамках нормативно-правовых основ советской высшей школы, что предполагает анализ структурных изменений учебного процесса, динамики профессорско-преподавательского состава и студенческих контингентов, создания материально-технической базы, а также характера государственного руководства высшей медицинской школой, зависимости медицинского образования от социокультурной обстановки.

Хронологические рамки исследования охватывают один из самых сложных периодов в истории высшей школы России. Выбор данного временного отрезка (октябрь 1917 – начало 1950-х гг.) определяется сущностной спецификой процесса подготовки медицинских кадров. Начальная дата – октябрь 1917 г. является отправной точкой радикальных преобразований, начавшихся в социально-политическом и экономическом строе России, в том числе в высшей школе. Завершается исследование началом 1950-х гг., временем первых шагов по де-

сталинизации СССР, а в высшей медицинской школе – временем завершения важного, подчиненного внутренней логике этапа развития и начала нового периода реформ, намеченных постановлением СМ СССР и ЦК КПСС 1954 года.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Российской Федерации (в рамках избранного хронологического периода – территорию РСФСР). Тема раскрывается на материалах высших медицинских учебных заведений РСФСР с привлечением общесоюзных данных.

Методологическая основа исследования базируется на синтезе принципов и методов, необходимых для исторического анализа, свободного от господствовавших многие десятилетия идеологических штампов и политической конъюнктуры. Основой для обеспечения данных подходов стали принципы историзма, объективности, комплексности и системности, используемые при анализе источников и сопоставлении полученных данных.

Исходным методом исследования стал описательный, позволивший выстроить логичное и последовательное изложение процесса подготовки медицинских кадров. Принцип историзма позволил проанализировать проблемы в развитии и изменении, исследовать многогранный процесс становления и развития высшей медицинской школы в советской России с учетом специфики рассматриваемой эпохи. Принцип объективности позволил избежать пристрастных и политизированных суждений и выводов, объективно оценить подчас взаимоисключающие тенденции, позитивные и негативные процессы, характерные для высшего медицинского образования.

Принцип системности использовался при анализе многогранного процесса подготовки кадров в высшей медицинской школе в его функциональной взаимосвязи. Применение метода сравнительного анализа в процессе изучения источников позволяло выявить общие тенденции и особенности регионального развития в различные временные периоды с учетом конкретно-исторической обстановки, проанализировать природу исследуемых процессов и их причинно-следственные связи, обусловливающие и/или тормозящие развитие высшей школы. Статистический метод применялся для изучения и уточнения особенностей социальной структуры студенческих контингентов, численности профессорско-преподавательских кадров. При анализе взаимоотношений власти и высшей школы через конкретные судьбы преподавателей привлекались методы биографической истории, способствовавшие определению личностного фактора в образовательном процессе. При анализе морального климата в научной медицинской среде в условиях идеологического диктата использовался социально-психологический метод. Все это вместе взятое обеспечило объективный исторический подход к исследованию заявленной темы и позволило сделать концептуальные заключения на основе всестороннего анализа недостаточно изученных событий и фактов.

При работе с периодическими изданиями 1917-1950-х гг. использовался дискурсивный подход, способствовавший лучшему пониманию фразеологии времени и социальной психологии эпохи. Комплексный и всесторонний характер решения заявленной научной проблемы достигался за счет сочетания хронологического и проблемного подходов.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в отечественной историографии осуществлено комплексное изучение процесса подготовки медицинских кадров в условиях становления и развития советской системы высшего образования, выявлены механизмы реорганизации высшей школы, обусловившие количественные и качественные изменения контингента студентов, преподавательского состава, сети вузов.

Прослежены особенности образовательного процесса в 1920-1930-е гг., выявлены причины и направления дальнейшего реформирования медицинского образования, негативного воздействия поспешных государственных решений начала 1930-х гг. на ситуацию в высшей медицинской школе.

Выявлены новые факты и обобщены достижения историографии высшей медицинской школы в годы Великой Отечественной войны, определены основные направления образовательной деятельности медицинских вузов, особенности и трудности подготовки кадров, проанализирована обширная внеучебная и научно-практическая деятельность преподавателей и студентов.

Впервые показаны специфика деятельности медицинских вузов в послевоенные годы и трудности подготовки кадров в условиях политического и идеологического диктата; прослежено влияние идеологических кампаний второй половины 1940-х ? начала 1950-х гг. на содержание учебного процесса.

Даны объективные оценки динамики преподавательского состава в изучаемый период, специфики профессиональной деятельности в высшей медицинской школе в условиях революции, гражданской войны, репрессий 1930-х гг., массовых увольнений второй половины 1940 – начала 1950-х годов.

В научный оборот введено значительное количество ранее неопубликованных архивных документов, статистических материалов и материалов периодической печати за 1917-1950-е годы.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в диссертации материалов при создании обобщающих работ по истории высшей медицинской школы России, спецкурсов по истории Отечества, истории медицины. Выводы диссертации могут быть использованы при разработке модели высшего медицинского образования на современном этапе, в воспитательной работе в высшей школе.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексной, адекватной современному уровню исторической науки научной разработке вопросов подготовки медицинских кадров в советский период, являющихся одним из мало изученных аспектов истории высшей медицинской школы.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

В период революции и гражданской войны высшая медицинская школа России продолжала подготовку врачей, вынужденно ориентируясь на количественные критерии образовательной деятельности. Это способствовало выполнению предъявленного к ней государственного заказа, но не качеству подготовки специалистов.

В условиях разрушения старых ценностей, приоритетов и невиданных кадровых потерь профессорско-преподавательский корпус медицинских факультетов, желая быть полезным Отечеству, активно сотрудничал с советской властью, способствуя тем самым упрочению ее режима. «Здоровый» консерватизм медицинской профессуры способствовал сохранению высшей школы, базиса сложившихся учебных программ, сориентированных в дореволюционное время на решение насущных задач врачебной практики.

Система высшего медицинского образования России, перестроенная в соответствии с основными принципами советского здравоохранения, на протяжении 1920-1930-х гг. неоднократно подвергалась радикальному реформированию как в структурном, так и содержательном планах. Многие новации в учебном процессе 1920-1930-х гг. оказались не оправданными, а мероприятия по форсированной подготовке медицинских кадров лишь усугубили и без того сложную ситуацию с обеспечением лечебных учреждений специалистами высшего звена.

Восстановление в конце 1930-х гг. признанных норм и правил организации учебного процесса, структуры и принципиальных основ построения учебных планов с учетом лучших традиций отечественной высшей медицинской школы предопределило их жизненность вплоть до настоящего времени и сохранение в основных принципиальных чертах, несмотря на непрерывное последующее реформирование.

Деятельность высшей школы России в годы Великой Отечественной войны продемонстрировала высокую жизнестойкость отечественной системы образования. В критических ситуациях высшая медицинская школа оперативно откликалась на веления времени, изыскивая решения и подчиняя свою жизнь запросам страны, что предопределяет уникальность накопленного опыта в плане оперативного решения образовательных задач в экстремальных условиях.

В рамках избранного хронологического периода высшая медицинская школа лишь в первое десятилетие советской власти относительно независимо выстраивала образовательный процесс. На протяжении 1930 – начала 1950-х гг. она находилась под жестким и все возраставшим административным и идеологическим давлением, достигшим апогея в начале 1950-х годов.

Перенесение методов политической борьбы в сферу медицины и высшей школы обернулось репрессиями по отношению к преподавательским кадрам, пагубно сказалось на моральном климате в медицинском образовательном пространстве, содержании учебных программ по ряду важнейших дисциплин, а, следовательно, на профессиональной подготовке врачей.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования использованы в докладах на международных, всероссийских и региональных конференциях: «Медицина и здравоохранение в годы Великой Отечественной войны» (ННИИ общественного здоровья РАМН, Москва, 2005); «Исторический опыт медицины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (МГМСУ, Москва, 2006–2010); «Диалоги о прошлом и настоящем» (СПбГМУ, СПб., 2007); «Философия или новое интегративное знание» (ЯГПУ, Ярославль, 2007); «Медицинская профессура СССР» (РАМН, Москва, 2008, 2009); «История отечественной медицины» (ННИИ общественного здоровья РАМН, Москва, 2008); «Государство, общество, церковь в истории России ХХ века» (ИвГУ, Иваново, 2009); III съезд Конфедерации историков медицины (Москва, 2009); «Социальная история российской провинции» (ЯрГУ, Ярославль, 2009); «Гражданское общество в России. История и современность» (СПб., 2009); XI-й Республиканской конференции по истории медицины и фармации (ВГМУ, Витебск, 2009); «Гуманитарное образование в медицинском вузе» (СПбГМУ, СПб, 2010) и др.

Содержание и основные результаты исследования нашли отражение в 5 монографиях и 66 статьях и брошюрах, общим объемом свыше 120 п.л.

Объем и структура исследования. Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу, что позволило проследить изучаемые процессы в их развитии и содержательном наполнении. Результаты исследования отражены во введении, пяти главах (содержащих 14 параграфов), заключении, списке источников и литературы, 23 приложениях, включающих таблицы и справочные материалы. Основное содержание диссертации изложено на 525 страницах, список литературы и источников – на 87 страницах.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность изучаемой проблемы, характеризуются объект и предмет исследования, сформулированы цели, задачи исследования, выносимые на защиту положения, определены территориальные и хронологические рамки, обоснован научный инструментарий и структура работы, научная новизна, практическая и теоретическая значимость диссертации.

Первая глава «Историографические и источниковые основы исследования» посвящена оценке степени изученности темы и характеристике источниковой базы исследования.

Первый параграф – «Историографический обзор» посвящен рассмотрению степени изученности темы.

Историографию темы условно можно разделить на несколько тематически взаимосвязанных групп. Это – исследования по истории отдельных высших медицинских учебных заведений и истории медицинского образования в России; исследования по истории высшей школы в целом; работы по истории здравоохранения, включающие сюжеты по вопросам подготовки медицинских кадров; труды, посвященные российской интеллигенции, касающиеся профессорско-преподавательских кадров высшей медицинской школы.

Осмысление различных аспектов высшего медицинского образования началось в 1920-е гг. в рамках так называемого «источникового периода», отличавшегося общей постановкой проблемы и фрагментарностью анализа с заострением на сиюминутные задачи текущего момента. К исследуемой теме обращались в основном политики, государственные деятели, ответственные работники Наркомздрава и Наркомпроса РСФСР, занимавшиеся разработкой стратегии развития здравоохранения, высшей школы в целом и высшей медицинской в частности. Это предопределило политико-пропагандистский и публицистический характер большинства работ данного периода.

В статьях и брошюрах 1920-х – начала 1930-х гг. в порядке обсуждения поднимались вопросы подготовки врачей, развития здравоохранения, публиковались программные и дискуссионные материалы. Написанные лозунговым языком, характерным для партийных дискуссий тех лет, иллюстративные по характеру исполнения, пропагандистские – по целевой установке, они содержали первые оценки деятельности высшей школы.

В 1930-е гг. в связи с изменением политической атмосферы в стране меняется тональность публикаций. Идеологическая заданность и узкоклассовая тенденциозность определяют политизированные подходы авторов к анализу истории высшей школы и развития здравоохранения. Из работ этого периода заслуживает внимания книга А.Е.Бейлина – первое исследование конкретно-исторического плана, раскрывавшее структурные изменения в составе специалистов за годы советской власти. В этот же период вышли первые монографии с попыткой анализа содержания и организации учебного процесса в советской высшей школе. Книга, посвященная 30-летию Ленинградского медицинского института, рассказывала о переменах первых 10 лет советской власти с оценкой процесса формирования новых органов управления высшими учебными заведениями, специфики учебного процесса.

Ценный фактический материал лег в основу главы 2-го тома истории Казанского университета, посвященной истории вуза в советский период и написанной М.К. Корбутом. Занимая позицию сторонника советских реформ, автор раскрыл всю бесперспективность сопротивления профессуры нововведениям в высшей школе, показав процесс «советизации» последней. Анализ истории КГУ богат данными о социальном, национальном и партийном составе студентов. Несмотря на ярко выраженный узкоклассовый подход к осмыслению университетской истории, данное исследование можно назвать серьезной заявкой на историографию рассматриваемой темы.


загрузка...