Методические основы овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным компонентом речи в условиях компьютерно опосредованного обучения (31.05.2010)

Автор: Чибухашвили Валентина Александровна

2 - пунктуационные ошибки

3 - орфографические ошибки

Среди обнаруженных нами нарушений требований языковой нормы ошибки распределялись следующим образом:

1- словообразовательные ошибки

2 - морфологические ошибки

3 – текстовые ошибки

4 – стилистические ошибки

5 – синтаксические ошибки

6 – лексические ошибки

Детальный анализ характера обнаруженных речевых ошибок (нарушений) и причин их появления позволил определить магистральные направления работы в области совершенствования культуры речи (формирование коммуникативно-нормативного ее компонента) и наметить наиболее эффективные методы и методические приемы.

Глава III «Психолого-педагогические основы использования информационных компьютерных технологий в процессе овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным компонентом речи» посвящена рассмотрению целого ряда психолого-педагогических проблем и аспектов, лежащих в основе разработки методической системы компьютерно опосредованного обучения культуре речи младших школьников. Прежде всего прослеживается становление функций речи во взаимосвязи психического и речевого развития ребенка, а также наиболее важные для организации процесса компьютеризированного обучения типологические характеристики младшего школьного возраста (наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, полисенсорное восприятие учебной информации, соотношение сознательной мыслительной деятельности и непроизвольного запоминания, влияние чувства психологического комфорта при работе с компьютером и чувства компетентности на процесс самоактуализации личности).

В этой же главе обосновывается выбор субъектно-деятельностного подхода как базового в процессе совершенствования речевой культуры с использованием электронных образовательных ресурсов.

Психолингвистическое обоснование выдвинутых нами методических принципов опоры на языковую рефлексию и взаимосвязь языкового чутья и актуального речевого опыта дано в конце третьей главы.

Таким образом, выявление психолого-педагогических основ использования информационных компьютерных технологий в процессе овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным компонентом речи позволили с научных позиций подойти к разработке пакета цифровых образовательных ресурсов по культуре речи для начальной школы.

В четвертой главе «Методическое содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативно-нормативного компонента речи младших школьников на уроках русского языка с компьютерным сопровождением» дано описание целей, задач и содержания работы по культуре речи в начальной школе, обоснованы принципы организации процесса овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным компонентом речи с компьютерным сопровождением, определены специфические методы (метод языкового моделирования, метод задачного подхода и корректурный метод).

Методический подход, на основе которого была разработана методическая система формирования у младших школьников коммуникативно-нормативного компонента речи, нами был избран компетентностный, поскольку конечной целью языкового образования и речевого развития в школе является формирование коммуникативной компетенции через иерархию ряда других (производных) компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности, совокупностью знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуации общения, с учетом адресата и коммуникативных намерений. Все вышеперечисленные качества можно сформировать лишь с опорой на языковую (как базовую) компетенцию и промежуточные, или, точнее, производные: речевую, культуроведческую и лингвистическую.

Совокупность вышеперечисленных компетенций представим в виде иерархической пирамиды:

П Р О И З В О Д Н Ы Е К О М П Е Т Е Н Ц И И

Б А З О В Ы Е К О М П Е Т Е Н Ц И И

В последнем параграфе данной главы «Экспериментальная проверка эффективности методической системы работы по культуре речи (над коммуникативно-нормативным ее компонентом) с компьютерной поддержкой» описана и статистически подтверждена эффективность экспериментальной проверки разработанной нами методической системы работы по формированию коммуникативно-нормативного компонента речи с использованием цифровых образовательных ресурсов.

В приведенной ниже таблице даны в сопоставлении результаты констатирующего и контрольного срезов, отражающие степень эффективности (количественно и в процентном отношении) предложенной нами обучающей системы по формированию коммуникативно-нормативного компонента речи младших школьников с использованием цифровых образовательных ресурсов.

В нижней (маркированной) строке таблицы приведен коэффициент эффективности предложенной нами системы компьютеризированного обучения культуре речи.

Для большей наглядности изобразим результаты опытно-экспериментальной работы в виде гистограмм.

Как видим из приведенной гистограммы, отражающей результаты контрольного среза, сделанного по окончании опытно-экспериментальной работы, количество допущенных ошибок учащимися экспериментального класса значительно меньше. В особенности разнятся те показатели, которые отражают результаты усвоения орфоэпических и морфологических норм, при изучении которых дидактический материал и способ выполнения заданий максимально можно формализовать, т.е. наиболее удобно представить в компьютерном варианте. Овладение же синтаксическими и лексическими нормами (в особенности на фразеологическом уровне) в большей степени требует творческого подхода, непосредственного общения с учителем, коллективной работы и, следовательно, минимального «участия» компьютера, хотя при проведении эксперимента компьютерные программы по культуре речи использовались нами локально (фрагментарным включением в урок), лишь в качестве компьютерной поддержки традиционных форм изучения материала.

Как показывает анализ результатов обучающего эксперимента, технические преимущества компьютеризированного обучения и увеличение объема тренинга по овладению лексическими и синтаксическими нормами положительно сказались на динамике овладения коммуникативно-нормативным компонентом речи: количество ошибок в меньшей мере снизилось относительно данных констатирующего эксперимента, однако «разрыв» этих показателей у контрольных и экспериментальных классов – значителен.

Помимо положительной динамики овладения школьниками литературной нормой в рамках проведенного обучающего эксперимента нами была отмечена корреляция между уровнем владения учениками коммуникативно-нормативным компонентом речи и уровнем развития речевой критики (языковой рефлексии на речевую ошибку).

Сравним полученные коэффициенты роста речевой критики (языковой рефлексии) учащихся и данных экспериментального обучения:

Таким образом, целесообразность нашего исследования и выдвинутая гипотеза нашли подтверждение как теоретически, так и практически.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы о доказательности предложенной гипотезы, определена перспектива дальнейшей исследовательской деятельности, заключающаяся в разработке непрерывной методики обучения культуре речи, охватывающей не только начальную школу, но также среднее звено и старшие классы, и представляющей синтез указанных этапов школьного языкового образования.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Статьи в изданиях, включённых в реестр ВАК МОиН РФ:

1. Чибухашвили В.А. Использование новых информационных технологий в процессе совершенствования речевой культуры младших школьников // Педагогическая информатика. – 2005.- №4.- С. 40-43. (0,5 п. л.).

2. Чибухашвили В.А. Компьютеризация обучения родному языку в начальной школе: проблема готовности учителя // «Alma mater» (Вестник высшей школы).- 2006. - №1. - С.13-16. (0,4 п. л.).

3. Чибухашвили В.А. Можно ли выработать «иммунитет» против речевых ошибок? // Начальная школа. – 2006. – №7. – С. 51-54. (0,3 п. л.).

4. Чибухашвили В.А. Ещё раз о классификации речевых нарушений // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - №2 (27). – 2006. - М.:Изд-во МГОУ. - С.158. (0,4 п. л.).

5. Чибухашвили В.А. Становление методики совершенствования речевой культуры как особого направления языкового образования младших школьников (историко-логический анализ проблемы) // Наука и школа. - 2008. - №4. - С.21-23. (0,6 п. л.).

6. Чибухашвили В.А. Воспитание языковой инициативы учащихся с привлечением электронных образовательных ресурсов // Начальная школа. – 2008. - №8. – С.25-29. (0,6 п. л.).

7. Чибухашвили В.А. Метод задачного подхода как доминирующий в организации работы по культуре речи // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – №3. – М.: Изд-во МГОУ, 2008.– С. 198-204. (0,6 п. л.).

8. Чибухашвили В.А. Самоактуализация личности ученика в процессе работы с компьютерными образовательными ресурсами по русскому языку // Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). – Новосибирск, 2008. – №13. – С. 161-170. (0,8 п. л.).


загрузка...