Татарская детская книга 1917-1991 гг.: эволюция и тенденции развития (31.05.2010)

Автор: Абдулхакова Айслу Радифовна

Абдулхакова Айслу Радифовна

Татарская детская книга 1917-1991 гг.:

эволюция и тенденции развития

05.25.03 – библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Диссертация выполнена на кафедре книговедения и библиографии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет культуры и искусств»

Официальные оппоненты – доктор исторических наук, профессор

Александр Леонидович Посадсков;

доктор исторических наук, профессор

Евгений Дмитриевич Румянцев;

доктор педагогических наук, профессор

Татьяна Давыдовна Рубанова.

Ведущая организация – Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств

Защита состоится «26» октября 2010 г. в 14.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 210.005.01 при Казанском государственном университете культуры и искусств по адресу: 420059 Республика Татарстан, г.Казань, ул.Оренбургский тракт, д.3.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств»

С авторефератом диссертации можно ознакомиться на сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации http:// vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «21» сентября 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор

О.А.Калегина

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Интерес к корням и судьбам культуры необходимо рассматривать как одну их предпосылок к решению проблемы культурного отчуждения и непонимания народов, которые могут, в свою очередь, стать причиной других, более серьезных конфликтов. В этих условиях детская книга как необходимый элемент социализации и инкультурации ребенка выступает на первое место в качестве ресурса, обладающего огромными потенциальными возможностями, которые сегодня подвергаются серьезному осмыслению. Детская книга как форма существования литературы для детей во всем ее многообразии и специфичном художественном воплощении призвана доносить до маленького читателя нормы и традиции человеческого общежития. Однако сегодня в области детского книгоиздания наблюдаются объективные противоречия, обусловленные глобализационными процессами, происходящими в мире. Эти процессы стали причиной возникновения проблемы сохранения культурной идентичности народов.

Другое противоречие вызвано тем, что в современных условиях наблюдается динамичный процесс смены моделей чтения. Прежняя модель, сложившаяся в ситуации «литературного центризма» и существовавшая практически весь ХХ в., сегодня постепенно утрачивает свои позиции. В современных условиях, когда наблюдается снижение интереса к чтению книги, к литературе, важно не только сохранить детскую литературу, но и учесть исторический опыт становления, развития и функционирования этого важнейшего канала трансляции культуры. В этих условиях издателям детской книги приходится осуществлять мониторинг потребностей детей и оперативно на них реагировать. В современном отечественном детском книгоиздании наметился определенный сдвиг в сторону наращивания художественного потенциала детской книги. Важной составляющей этого явления является возвращение в издательский репертуар высокохудожественных книг, обращение к книгоиздательскому опыту прошлых лет с целью выявления лучших литературных образцов, изучения опыта детского книгоиздания и продолжения традиций отечественной классической литературы.

Большим потенциалом в этом плане обладает детская книга ХХ века, и татарская детская книга в частности, аккумулирующая в себе многовековые традиции и литературный опыт национальной литературы. Актуальность данного исследования обусловлена также и тем, что в новых условиях, когда определенные идеологические требования к книге и литературе перестали существовать, возникла необходимость объективного исследования и оценки истории детской книги. Обращение к истории национальной детской книги ХХ в. было вызвано тенденциозностью в отношении оценки татарской детской литературы и детской книги, в частности, которая сохранялась практически на протяжении всего советского периода отечественной истории. Культурный потенциал республики длительное время формировался в условиях недооценки роли культуры, базировался на вульгаризаторской концепции противопоставления социалистической и буржуазной культур, отмирания наций. Превращение культуры в разновидность идеологической пропаганды с неизбежностью вело к ее политизации, что не могло не повлечь за собой оскудения национального культурного фонда. Необъективные оценки татарской детской книги советского периода обусловили обращение к исследованию ее реального состояния.

Культура многонациональной России представлена культурами народов, ее составляющих. Сохранение и развитие культурного наследия народов РФ сегодня является первоочередной задачей российской культурной политики, о чем убедительно свидетельствует утвержденная Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 740 Федеральная целевая программа «Культура России». В документе подчеркивается значение культурного наследия России, в связи с чем среди прочих мероприятий программы заявлены научные исследования процессов развития культуры и искусства России, в том числе и национальных.

В свете сказанного необходимо подчеркнуть, что татарская детская книга развивалась в контексте российского детского книгоиздания, ее динамика и генезис были обусловлены общественно-политическими, социальными и культурными процессами, происходившими в рассматриваемый период в стране. Однако национально-этнические, конфессиональные, исторические и другие особенности татарской детской книги обусловили ее некоторую специфичность. На фоне большого количества советских национальных детских литератур татарская детская книга и литература представляют собой уникальное явление отечественной культуры, имеющее многовековую историю, отражающее философию, эстетику, культуру татарского народа. Стереотипное восприятие национального детского книгоиздания как производной от большой, т.е. русской, литературы и книги, как факта культуры «младшего брата», как явления второстепенного, менее значимого на фоне литературы и книги для взрослых со всеми вытекающими отсюда последствиями и выводами, безусловно, лишь умаляет значение отечественного детского книгоиздания, в целом культуры детства в нашей стране.

Таким образом, за годы своего существования татарская детская книга, как и многие другие национальные книги, накопила достаточный опыт и традиции, которые нуждаются в научном осмыслении. Сегодня татарское детское книгоиздание представляет собой яркую страницу в истории национального книгоиздания, без которой нельзя получить реальное представление о книжной культуре татарского народа в целом.

Следующим противоречием сегодняшнего дня, обусловившим обращение к истории национальной детской книги ХХ в., явилось расхождение между репертуарной политикой региональных издательств и объективными запросами детской читательской аудитории. Особенно усилились региональные контрасты за годы рыночных реформ. Различия в развитии национальных культур, в нашем случае – книжного дела, оказывают существенное влияние не только на темпы преобразований книжной сферы того или иного региона, но и на реформы в книжном деле в стране в целом. Среди важнейших проблем – проблемы эффективного развития национального книжного дела, сохранения его самобытности в условиях полиязычия для народов, имеющих свою государственность, а также дисперсных. Все это позволяет говорить о востребованности книговедческих исследований, которые позволили бы изучить ситуацию и выработать эффективные формы политики в области книгоиздания для детей. История вопроса имеет безусловное влияние на развитие современного книгоиздания, которая в современных условиях приобретает новое звучание.

Постановка проблемы исследования и степень ее разработанности.

Указанные выше противоречия определяют содержание исследования как решение крупной научной проблемы в истории национальной книги.

Историографический и источниковедческий анализ показал, что по избранной нами теме имеется обширная база неопубликованных и опубликованных материалов. Однако отсутствие целостных исследований, противоречивые суждения авторов работ, конспективность освещения деятельности в области книгоиздания для детей, а также наличие большого количества неопубликованных материалов в фондах требуют более детального и комплексного анализа проблемы. Вопросы развития детского книгоиздания на татарском языке до сих пор не являлись предметом специального рассмотрения в отечественном книговедении. В ряде статей, монографий, диссертаций так или иначе затрагиваются лишь отдельные аспекты интересующей нас темы.

Книгоиздание для детей – составная часть отечественного книгоиздания. В связи с этим было привлечено большое количество материалов, посвященных организации и развитию советского книгоиздания в целом, деятельности отдельных книжных издательств, развитию книжного дела на разных этапах истории. В отдельных работах упоминается и татарская книга, издательская деятельность в республике. Необходимо отметить работы Е.А.Динерштейна, Т.Р.Катеровой, Н.Г.Малыхина, А.С.Мыльникова, А.И.Назарова, Е.Л.Немировского, А.И.Подгорновой, С.Розенталя, К.С.Рыхлевского, Н.М.Сикорского, И.А.Шомраковой и др.

В частности, Е.А.Динерштейн прослеживает развитие национального книгоиздания в СССР, дает оценку деятельности и вклада в репертуар советской книги издательств автономных и союзных республик. Предметом отдельного рассмотрения ученого стали первые годы советского государства, когда проводилась активная политика формирования новой системы издательств, в том числе и на территории нашей республики. Автор подробно останавливается на характеристике деятельности редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по делам национальностей, издательства Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП(б), Государственного издательства РСФСР, Народного комиссариата просвещения и др. Детально освещается деятельность первых советских издательств в Татарии, Башкирии, Удмуртии, Чувашии. Автор подчеркивает, что в развитии национального книгоиздания России важная роль принадлежала Казани, в которой до создания политико-территориальных образований народов Поволжья и Южного Урала находились марийское, удмуртское и чувашское издательства. Возникавшие издательства, как правило, являлись отделами первых советских учреждений, занимавшихся делами национальностей. В указанные годы издательства в основном были ориентированы на выпуск общественно-политической, учебной книги. Художественная книга, в том числе и детская, издавалась в минимальном количестве.

Данный период отечественного книгоиздания также стал предметом самостоятельного исследования в работе А.И.Назарова. Создание советских издательств им прослежено на фоне формирования массового читателя.

Историко-правовые аспекты издания книги в 20-е гг. ХХ в. исследованы А.И.Подгорновой. В контексте изучения книгоиздательского дела в союзных и автономных республиках упоминается об издании книги в Татарии в 20-е гг. прошлого века. К сожалению, дальше этого упоминания автор не идет.

История советского книгоиздательского дела в СССР в первой половине ХХ в. подробно рассматривается Н.Г.Малыхиным. В частности, автором анализируется состояние национального книгоиздания в РСФСР накануне 70-летия советской власти, исследуются культурное наследие, уровень культуры национальных окраин России в первые годы советской власти и др. Подробно останавливаясь на издании книг в союзных республиках, Н.Г.Малыхин лишь упоминает татарскую литературу, которая поставлялась в Среднюю Азию, Казахстан, Башкирию и другие восточные окраины страны.

Татарская детская книга одновременно представляет собой важный элемент таких систем, как национальная книга и региональная книга, что обусловило необходимость обращения к ее национально-региональнному контексту. История развития книжного дела в Татарии в разные периоды ее истории получила освещение в исследованиях Г.Г.Габдельганеевой, В.З.Гафурова, З.З.Гилазева, А.Г.Каримуллина, Т.С.Курбангалеевой, Т.М.Насырова, Р.Т.Салихова и др. Однако в указанных работах приводятся лишь фрагментарные сведения об издании книг для детей. В исследованиях академика А.Г.Каримуллина издания для детей на национальном языке упоминаются в общем контексте репертуара татарской книги, сведения об отдельных изданиях для детей приводятся в плане характеристики печатной продукции того или иного издательства. В монографиях ученого, посвященных советскому периоду национального книгоиздания, также встречаются сведения об авторах и издателях, причастных к изданию детской литературы.


загрузка...