Теоретические и методологические основы проектирования и реализации технологии интенсивного бизнес обучения (31.01.2012)

Автор: Жадько Наталья Викторовна

Жадько Наталья Викторовна

теоретические и методологические основы проектирования и реализации технологии интенсивного бизнес обучения

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Москва – 2011

Работа выполнена в Институте Управления образованием РАО, 119121, г. Москва, ул. Погодинская д.8., к.2.

Официальные оппоненты:

Новиков А.М. доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования;

Соколова И.И. доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогического образования Российской академии образования;

Мощенко А.В., доктор психологических наук, профессор.

Ведущая организация: Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Новосибирск, Красный проспект 2.

Защита диссертации состоится в Институте управления образованием РАО 29 марта 2012 г. в11часов на заседании диссертационного совета по защите диссертаций по специальности 13.00.08. на соискание ученой степени доктора педагогических наук по адресу: 119121, Г. Москва, ул. Погодинская д.8., к.2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института управления образованием РАО по адресу: 119121, Г. Москва, ул. Погодинская д.8., к.2.

Автореферат диссертации доступен на официальных сайтах ВАК и Института управления образованием РАО.

Автореферат разослан «___» ________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор,

Чечель Ирина Дмитриевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Мировые тенденции развития общества порождают новые требования к содержанию, качеству и скорости профессиональной и управленческой подготовки и переподготовки. Происходящие во всем мире постоянные политические, экономические и социальные изменения определяют необходимость постоянного пересмотра теоретических основ и развития системы образования и педагогических технологий. Вследствие этих изменений формируется ориентация педагогических технологий на интенсивную подготовку руководителей и специалистов, которые позволят не только своевременно обеспечить профессиональной квалификацией, достаточной для выполнения своих профессиональных обязанностей, но также могут способствовать эффективности развития личной и организационной карьеры, конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

A., [Электронный ресурс], Salovey P., Mayer J.D., 1990, Сенге П., 1999, Overtoom Ch., 2000, Жадько Н.В., Чуркина М.А., 2005, 2009, Argyris C., 2008, Гоулман Д., 2009 Жадько Н.В., 2010, 2011). Причиной недостаточной теоретической и методологической проработки интенсивного обучения как специального предмета научного исследования послужили сущностные концептуальные противоречия между развитием актуального научного педагогического знания и практикой реализацией интенсивного обучения, интенсивного бизнес обучения, в частности.

В связи с этим, в первую очередь, представляется необходимым обратить внимание на противоречие между современными научными представлениями и подходами к интенсивному обучению и, непосредственно практикой проведения бизнес тренингов, как ведущей формы интенсивного бизнес обучения. Большинство современных научных педагогических исследований сосредоточены на изучении вопросов теории и методики интенсивного обучения, причем, как правило, в плоскости интенсивного обучения как предмета исследования, единственной областью научного знания является интенсивное обучение иностранным языкам. В свою очередь, отечественная и зарубежная практика бизнес обучения часто представлена применением (методом «проб и ошибок») заимствованных, фрагментарных, неотрефлектированных с научной точки зрения шаблонов, моделей проведения занятий. Следствием этого противоречия становится отсутствие целостного научного методологического подхода к анализу и обоснованию содержания процессов интенсивного обучения управленческих кадров, единого научного, категориального аппарата. Необходимо также подчеркнуть, что процессы интенсивного обучения часто рассматриваются с позиций различных методологических подходов в педагогико - психологических исследованиях (культурно - исторический, деятельностный, компетентностный), с позиций различных научных направлений, например, с позиций организационной и экономической психологии, акмеологии, организационного менеджмента(Salovey P., & Mayer J.D., 1990, Кларин М.В., 1995, Сенге П., 1999, Overtoom Ch., 2000, Кононова В.Н., 2003, Тютюнник В.И., 2003, Кобзева В., 2004, Деркач А. А., 2007, Argyris C., 2008, Гоулман Д., 2009, Оскарссон Б., 2001, Лиферов А.П., 2010 и др.). Стоит отметить, что общепринятые научные представления о единице содержания интенсивного обучения и ее структуре, в силу недостаточной разработанности его научного обоснования, отсутствуют. В настоящее время, в качестве единицы содержания интенсивного обучения (интенсивного бизнес обучения в частности) применяются понятия «компетенции», «навыки», «мягкие» и «жесткие» навыки, которые одновременно могут нести одну и ту же смысловую нагрузку или различные смысловые значения (Талызина Н. Ф., Печенюк Н.Т., Хихловский Л.Б., 1987, Бондаревская Е.В., Кульневич, 1999, Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. , 2002, Алмазова Н.И., 2003, Зимняя И.А., 2004, Ерофеев А.К., Маслов Е.В., 2004, Зараковский Г.М. , 2004, Шапошников К.В., 2006, Леженкина Т.И., 2008, Лурье Е.В., 2009).

Второе сущностное противоречие между педагогическим научным знанием и практикой интенсивной подготовки и переподготовки управленческих кадров заключается в недостаточном научном обосновании процессов содержания интенсивного бизнес обучения. В современных педагогических исследованиях остается во многом нерешенным вопрос об определении структуры сущности, закономерности формирования, как условии результативности и эффективности содержания интенсивного обучения (Жадько Н.В., Чуркина М.А., 2005, 2009, Жадько Н.В., 2010, 2011). Научное определение и обоснование единицы содержания интенсивного обучения как единицы деятельности, могло бы создать условия для обеспечения большей согласованности между актуальными педагогическими исследованиями и практическими требованиями постоянной и быстрой подготовки и переподготовки управленческих кадров в различных отраслях экономики.

Третье сущностное противоречие содержится в отсутствии научно обоснованной методологии скоростного (но без потери качества) и управляемого обучения как важного условия интенсификации различных процессов современного развития общества, производства, сферы обслуживания, муниципального сектора (которые, в свою очередь, постоянно испытывают дефицит подготовленных и переподготовленных управленческих кадров), с одной стороны, и в отсутствии научного обеспечения процессов и профессионального интенсивного обучения, с другой стороны, приводящим к запаздывающему, догоняющему характеру профессионального обучения и обоснованным претензиям к его содержанию и качеству со стороны общества. Разработка последовательной поэтапной технологии интенсивного обучения управленческих кадров и ее апробация на практике может внести свой вклад в развитие системы профессиональной подготовки, подготовки и переподготовки управленческих кадров для современной экономики, а также оснастить и усилить прикладными практико-ориентированными решениями внутрикорпоративную подготовку и подготовку управленческого кадрового резерва компаний, предприятий и организаций.

Данные противоречия позволили определить научную проблему исследования: необходимость разработки теоретической основы разработки, организации и управления процессом интенсивного обучения ( при условии высокой скорости обучения без потери его качества), теоретические и практические условия обеспечения управляемости, результативности и эффективности, обусловила выбор темы диссертации «Теоретические и методологические основы проектирования и реализации технологии интенсивного бизнес обучения». Решение проблемы детерминировано научным обоснованием технологии интенсивного обучения специалистов и руководителей, что позволяет отнести ее к разряду научных, имеющих важное прикладное социокультурное и народно-хозяйственное значение.

Ведущие идеи исследования: 1) В основе технологического решения задач интенсивного бизнес обучения (на модели бизнес тренинга), обеспечивающего высокую скорость обучения при сохранении его качества лежит необходимость определения границ единицы содержания обучения и следование корректной последовательности поэтапных действий по ее формированию в процессах разработки и реализации технологии интенсивного обучения. Идея заключается в том, что точность в определении границ единицы содержания обучения может способствовать его интенсивности. В связи с этим теоретическое обоснование единицы интенсивного обучения в качестве как единицы деятельности является ключевым условием управляемости, результативности и эффективности интенсивного бизнес обучения. 2) Теоретической и методологической основой в анализе и определении единицы содержания обучения является деятельностный подход, прежде всего, представления о единице деятельности , «разрыве» деятельности как концепции, определяющей задачи интенсивного обучения в целом, и, интенсивного обучения (на модели бизнес тренинга), в частности. 3) В качестве единицы содержания интенсивного обучения необходимо рассмотреть «мягкий» навык». Модель единицы содержания интенсивного бизнес обучения может быть представлена трехкомпонентностной структурой «мягкого» навыка, как особой «свернутой» концентрированной формы управленческой деятельности, в первую очередь, направленной на обеспечение процессов коммуникации и принятия решений. 4) Технологическое обеспечение интенсивного обучения «мягким» навыкам» в процессе бизнес тренинга может быть рассмотрено в виде поэтапной последовательности действий и процедур, следование которой обеспечивает управляемость всем процессом, обеспечивая его результативность и эффективность. 5) Применение математических моделей анализа результативности и эффективности технологии интенсивного обучения обеспечивают усиление прогнозируемости и управляемости качеством и содержанием интенсивного обучения управленческих кадров уже на стадии разработки его содержания.

Целью исследования является разработка теоретических и методологических основ, категориального и понятийного аппарата технологии интенсивного бизнес обучения (ИБО) на основе деятельностного подхода, необходимых для обеспечения прикладных исследований и внедрения научно обоснованных принципов, инструментов, в практику интенсивной подготовки и переподготовки управленческих кадров, специалистов и руководителей предприятий и учреждений.

Объект исследования – теоретическая разработка и научное обоснование единицы содержания и технологии интенсивного бизнес обучения (ИБО) с позиций теории деятельности.

Предмет исследования – возможности проектной разработки и реализации целостной технологии интенсивного бизнес обучения (включающей в себя проектную разработку, апробацию, внедрение, оценку результативности и эффективности) на основе теории деятельности.

Ключевые понятия исследования

Интенсивное обучение - Интенсивное обучение представляет собой отдельный целостный предмет научного исследования и представляет собой обучение в условиях жестких лимитах времени (высоко скорости) при обеспечении высоких требований к его качеству.

Интенсивное бизнес обучение - Интенсивное бизнес обучение - обучение в условиях жестких лимитах времени (высоко скорости) при обеспечении высоких требований к его качеству, предназначенное для решения задач управления и развития организаций.

Теоретические основы настоящего исследования – деятельностный подход, в частности -представления о «разрыве» деятельности и определение единицы содержания интенсивного обучения как единицы деятельности для преодоления «разрыва» и восстановления деятельности.

Бизнес тренинг - форма интенсивного обучения, нацеленного на решение бизнес ( организационных) задач управления.

Воспроизводство деятельности - по мнению Г.П.Щедровицкого воспроизводство является наиболее широкой рамкой для многих социальных процессов и задач, в том числе для трансляции и обучения [Щедровицкий Г.П., электронный ресурс, 1995].

«Разрыв» деятельности – расхождение между принятой нормой и действительной реализацией деятельности. Концепция обучения как преодоления разрыва в деятельности (или «разрыва деятельности») выделена в диссертационном исследовании как методологическая основа интенсивного бизнес обучения.

Единица деятельности -"…Под единицей мы подразумеваем такие продукты анализа, которые, в отличие от элементов, обладают всеми основными свойствами, присущими целому, и которые являются далее не разложимыми живыми частями этого единства..." [Выготский Л.С., 1956. с.46-48].


загрузка...