Культурно-диалогическое развитие дошкольников в билингвальном образовательном пространстве (31.01.2012)

Автор: Улзытуева Александра Ивановна

Соблюдать речевой этикет на бурятском языке получается у 75% (в условиях бурятско-русского двуязычия) и у 40% детей (в условиях русско-бурятского двуязычия), на русском языке – у 70% (в условиях бурятско-русского двуязычия) и у 80% детей (в условиях русско-бурятского двуязычия).

Различная динамика освоения умений формулировать и задавать вопросы, заканчивать диалог, соблюдать речевой этикет показывает переплетение процессов культурно-диалогического развития в билингвальном образовательном пространстве.

После завершения основного этапа исследования был проведен сравнительный анализ численности детей, достигших высокого уровня по выделенным показателям в 2008 и в 2010 годах (диаграмма 3,4).

Достигнутые результаты, отражающие положительную динамику культурно-диалогического развития детей-билингвов дошкольного возраста, стали возможны благодаря повышению качества организационно-педагогического обеспечения, что доказывает гипотезу научного исследования.

Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие общие выводы:

Теоретическими подходами к исследованию культурно-диалогического развития дошкольников в условиях билингвизма являются социопсихологические, социокультурные, лингвокультурологические и этнокультурный подходы, позволившие обеспечить междисциплинарный подход к изучению проблемы исследования.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития всех психических процессов и становления произвольности в общении, в том числе в ситуации межкультурной коммуникации.

Детский билингвизм в широком понимании – это особая социо- и этнокультурная ситуация общекультурного и речевого развития ребенка дошкольного возраста. Данная ситуация выступает естественным контекстом культурно-диалогического развития ребенка-билингва, стохастически влияющим на его вхождение в социум, установление коммуникативных отношений, общее речевое развитие.

Ведущим механизмом культурно-диалогического развития ребенка-билингва являются социопсихологическая и этнокультурная идентификация.

Билингвальное образовательное пространство как пространство внешней и внутренней детерминации культурно-диалогического развития ребенка-билингва рассматривается с трех позиций: институционально-субъектной, ценностной и функционально-деятельностной. Научной основой организации и управления билингвальным образовательным пространством выступает комплекс принципов, включающих принципы зонирования, целостности, открытости, поликультурности, культурной насыщенности.

Организационно-педагогическое обеспечение процесса культурно-диалогического развития дошкольника в билингвальном образовательном пространстве есть целенаправленное создание благоприятных условий для целостного интеллектуально-психологического и деятельностно-речевого развития ребенка дошкольного возраста посредством использования ресурсов билингвального образовательного пространства региона.

Критерии и показатели оценки эффективности организационно-педагогического обеспечения культурно-диалогического развития дошкольника отражают обобщенную оценку качества организационно-педагогического обеспечения и качества культурно-диалогического развития дошкольника.

Результативности культурно-диалогического развития дошкольников в условиях билингвального образовательного пространства способствуют специально созданные условия: целенаправленное наполнение содержания дошкольного образования этнокультурным материалом, ориентированным на целостное культурно-диалогическое развитие дошкольника; обогащение профессионально-педагогической компетентности педагогов, работающих с детьми-билингвами; внедрение инновационных проектов и программ, направленных на культурно-диалогическое развитие дошкольников с учетом ресурсов билингвального образовательного пространства; информационно-просветительская работа с родителями и ближайшим окружением дошкольников, находящихся в ситуации билингвизма.

Опытно-экспериментальная проверка эффективности организационно-педагогического обеспечения культурно-диалогического развития дошкольников в билингвальном образовательном пространстве продемонстрировала её продуктивность, но при этом определила необходимость решения следующих задач:

достаточно высокие показатели развития собственно речевых умений в условиях бурятско-русского двуязычия могут свидетельствовать о тенденции развития замещаемого билингвизма. Следовательно, центральной задачей культурно-диалогического развития дошкольников в билингвальном образовательном пространстве при бурятско-русском двуязычии является сохранение желания и умения общаться на родном (бурятском) языке;

невысокая динамика развития собственно речевых умений на бурятском языке в условиях русско-бурятского двуязычия свидетельствует о недостаточной мотивации в применении бурятского языка в межличностном общении. Следовательно, при русско-бурятском детском двуязычии основной задачей культурно-диалогического развития в билингвальном образовательном пространстве является обеспечение преемственности в обучении бурятскому языку между детским садом и школой.

Полученные результаты не претендуют на исчерпывающее решение сложной и многогранной проблемы культурно-диалогического развития дошкольников в условиях билингвального образовательного пространства. Необходим дальнейший поиск путей решения данной проблемы.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях:

Монографии

Улзытуева А.И. Речевое общение детей в условиях двуязычия: теоретические аспекты: монография. Чита, 2009. 176с. (11 п.л.).

Улзытуева А.И. Культурно-диалогическое развитие дошкольников в условиях билингвизма: монография. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 160 с. (10 п.л.)

Улзытуева А.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования: монография / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. М.: ФЛИНТА, 2012. 256 с. (16 п.л./ 5, 9п.л.) (в печати).

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК

Улзытуева А.И. Педагогические условия обучения детей речевому общению в условиях двуязычия // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 2. С. 69-71 (0,3 п.л.).

Улзытуева А.И. Социокультурные аспекты обучения речевому общению детей в условиях двуязычия (бурятско-русского и русско-бурятского) // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2008. №9. С.439-298 (0,5п.л.).

Улзытуева А.И. К проблеме идентификации ребенка в условиях билингвизма // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2008. №10. С.279-287 (0,5п.л.).

Улзытуева А.И. К проблеме реализации национально-регионального компонента в условиях двуязычия // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 6. С. 23-26 (0,4п.л.).

Улзытуева А.И. Механизм становления готовности к речевому общению старших дошкольников в условиях двуязычия // Гуманитарный вектор. Чита ЗабГГПУ, 2010. №1 (21). С.17-23 (0,5п.л.).

Улзытуева А.И. Интерференция на словообразовательном и грамматическом уровнях при развитии раннего двуязычия в детском саду // Ученые Записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». Чита ЗабГГПУ, 2010. №6 (35). С. 72-77 (0,4п.л.).

Улзытуева А.И. Взаимодействие субъектов педагогического процесса формирования детского двуязычия // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2011. №2. С. 186-192 (0,5п.л.).

Улзытуева А.И. Фразеологизмы в формировании предпосылок лингвокультурной компетентности у детей-билингвов // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Чита ЗабГГПУ, 2011. №2(37). C.126-131 (0,5п.л.).

Улзытуева А.И. Компетентностный подход к проблеме формирования детского двуязычия // Гуманитарный вектор. № 1(25). Чита ЗабГГПУ, 2011. С. 10-14 (0,5п.л.).

Улзытуева А.И. Гуманизация и гуманитаризация педагогического процесса формирования детского двуязычия // Наука и школа. М., 2011. № 5 (0,5п.л.).

Улзытуева А.И. Билингвальное образовательное пространство как социокультурный феномен // Ученые Записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». №6 (41). Чита ЗабГГПУ, 2011 (0,5п.л.).

Улзытуева А.И. Культурно-диалогическое развитие детей-билингвов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2011. №12. С. 165-171 (0,5п.л.).

Учебные методические издания

Улзытуева А.И. Основы ораторской и дискуссионной речи. Учебно-методические рекомендации. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998. 29 с. (1,8 п.л.).

Улзытуева А.И. Материалы к вступительным экзаменам по русскому языку и литературе: Методические рекомендации / Л.А. Павлова, А.И. Улзытуева. Чита: Изд-во ЧИИГЭА, 1999. 20 с. (1,25п.л./ 0,9п.л.).

Улзытуева А.И. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: Методические материалы / Т.Н. Морозова, Л.А. Павлова, Г.Г. Титова, А.И. Улзытуева. и др. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. С.3-20 (8,3 п.л. / 1,25 п.л.).

Улзытуева А.И. Обучение речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях билингвизма. Учебно-методическое пособие. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. 65 с. (4 п.л.).


загрузка...