Теория и методология формирования и развития конкуренции в туризме (31.01.2012)

Автор: Морозова Наталья Степановна

- снижение темпов роста туристских потоков, что вызывает ужесточение конкурентной борьбы за рыночную долю,

- рост количества однотипных сравнимых по потребительским качествам туристских продуктов (субститутов), что приводит к насыщению предложения на туристском рынке.

2. Выявлены и систематизированы основные подходы к оценке конкурентоспособности на макро- и мезоуровне, введено новое понятие реально достижимая конкурентоспособность туристской дестинации.

В диссертационном исследовании проведен анализ оценки конкурентоспособности на различных уровнях. В научной литературе известны разнообразные подходы и критерии оценки конкурентоспособности на макроуровне. Международная конкурентоспособность стран определяется, как способность производить конкурентоспособную продукцию, одновременно обеспечивая экономический рост, сохраняя и увеличивая реальный доход граждан и занятость в течение длительного времени.

Современные подходы оценки конкурентоспособности стран отличаются в основном количеством и составом показателей, которые используются для определения уровня конкурентоспособности, а также их весовыми коэффициентами. Выбор показателей зависит от используемой методологии, возможности получения необходимой информации, а также уровня затрат на получение этой информации. Обычно используются общедоступные статистические данные и экспертные оценки. Так, при составлении ежегодных рейтингов Всемирным экономическим форумом совместно с партнерскими организациями проводятся опросы экспертов и руководителей компаний. Оценка конкурентоспособности относится к сопоставительным исследованиям, в которых широкое распространение получил балльный или индексный рейтинговый подход. Наиболее известными являются рейтинги конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) и Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума).

Оценка общей конкурентоспособности стран и туристской конкурентоспособности существенно различаются, поэтому для оценки конкурентоспособности туристской индустрии разрабатываются специальные рейтинги. Наиболее известной является оценка конкурентоспособности туриндустрии стран, проводимая Всемирной организацией туризма и путешествий (WTTC). В ежегодном докладе Travel and Tourism Competitiveness Report, публикуемом в рамках Всемирного экономического форума World Economic Forum (WEF), рассматривается индекс конкурентоспособности туриндустрии различных стран, учитывающий факторы, влияющие на привлекательность туриндустрии для развития и инвестиций. Все факторы подразделяются на три блока:

законодательное регулирование,

бизнес-климат и инфраструктура,

человеческие, культурные и природные ресурсы.

При составлении рейтинга и индекса конкурентоспособности секторов путешествий и туризма (TTCI) используются статистические данные и исследования всемирных организаций, в том числе, Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), Международного союза по сохранению природы (IUCN), Всемирной туристской организации (UNWTO), Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), а также результаты опросов топ-менеджеров. В 2008 году в рейтинге участвовали 124 страны (Россия заняла 64 место), в 2009 – 133 страны (Россия заняла 59 место), в 2011 – 139 стран (Россия осталась на 59 месте в мире, в Европе – на 33 месте). Туристские ресурсы и возможности России оцениваются очень высоко, однако по многим инфраструктурным показателям Россия заняла одно из последних мест.

В последнем четвертом отчёте 2011 года по сектору путешествий и туризма Всемирного экономического форума (ВЭФ), который озаглавлен «По ту сторону кризиса», верхние строчки рейтинга заняли Швейцария, Германия, Франция, Австрия, Швеция, США, Великобритания, Испания, Канада, Сингапур (таблица 1).

Таблица 1 - Рейтинг конкурентоспособности секторов путешествий и туризма

Страна Рейтинг

2009 г.

Рейтинг

2011 г. Изменения в рейтинге

2009-11 г.г.

Швейцария 1 1 0

Германия 3 2 +1

Франция 4 3 +1

Австрия 2 4 -2

Швеция 7 5 +2

США 8 6 +2

Великобритания 11 7 +4

Испания 6 8 -2

Канада 5 9 -4

Сингапур 10 10 0

… … … …

Россия 59 59 0

Как и в предыдущие годы, в 2011 году сильными сторонами России в сфере туризма были названы богатые рекреационные ресурсы. Отмечено, что в последние два года повышается уровень развития инфраструктуры, в частности, улучшена инфраструктура воздушного транспорта, но инфраструктура наземного транспорта осталась неудовлетворительной. К негативным факторам отнесена низкая ценовая конкурентоспособность, проблемы с доступностью человеческих ресурсов, слабая эффективность туристской политики, а среда регулирования сектора путешествий и туризма охарактеризована как неблагоприятная.

В диссертации обосновывается важность оценки конкурентоспособности на уровне туристских дестинаций, т.к. туристские ресурсы распределены неравномерно, и для принятия правильных управленческих решений в сфере туризма необходимо адекватно оценивать не только существующий туристский потенциал, определяющий потенциальное конкурентное преимущество, но и адекватно оценивать возможность его преобразования в реальное конкурентное преимущество.

В диссертации предлагается ввести новое понятие реально достижимая конкурентоспособность туристской дестинации и определить его следующим образом. Реально достижимая конкурентоспособность туристской дестинации – это способность индустрии туристской дестинации производить конкурентоспособные туристские продукты, одновременно обеспечив окупаемость затрат на создание этой дестинации в определенный период времени и дальнейший экономический рост дестинации при сохранении или увеличении уровня реального дохода местного населения и его занятости в течение длительного времени.

В диссертационном исследовании предлагается оценивать три вида конкурентоспособности дестинации (рисунок 4):

- потенциальную конкурентоспособность, которую дестинация может иметь в перспективе,

- существующую конкурентоспособность, которой туристская дестинация обладает в данный момент,

- реально достижимую конкурентоспособность, которую туристская дестинация может достичь в указанном временном диапазоне с учетом необходимых экономических затрат.

Рисунок 4 -. Виды конкурентоспособности на уровне дестинации

Оценка реально достижимой конкурентоспособности с ее экономическим обоснованием может служить ориентиром при разработке стратегических планов развития и повышения конкурентоспособности туристских дестинаций. Кроме того, наличие экономических расчетов по оценке реально достижимой конкурентоспособности дестинации может служить в качестве дополнительного стимула при привлечении инвестиций в сферу туризма.

По мнению автора, на мезоуровне целесообразно оценивать не только конкурентоспособность туристской дестинации, но и осуществлять оценку конкурентоспособности отдельного вида туризма в этой дестинации.

Для оценки конкурентоспособности туристской дестинации предлагается использовать методику индексной оценки. При оценке конкурентоспособности учитываются три группы показателей, характеризующих:


загрузка...