Онтогенез системы подготовки специалиста творческих профессий в контексте социокультурных и педагогических трансформаций ХХ века (31.01.2012)

Автор: Елеференко Игоря Олеговича

Чтобы выявить особенности взаимосвязей между эмпатией и самопринятием, эмпатией и принятием других применяют опросник социально-психологической адаптации, разработанный К. Роджерсом и адаптированный О.К. Осницким.

Тест Ю.Н. Емельяновой-Б.Н. Орловой выявил, что у мальчиков показатель принятия себя связан с общим уровнем развития эмпатии. Принимая себя – свои положительные и отрицательные стороны, мальчик сможет принимать других.

Т.П. Гаврилова для исследования эмпатии применила метод проективного типа - метод неоконченных рассказов, основной задачей которого было выявление видов и тенденций эмпатических реакций детей на ситуации неблагополучия. Доказательством факта валидности служил факт совпадения экспериментальных данных с характеристиками, полученными в процессе беседы от учителей и родителей испытуемых, а также результаты наблюдения за детьми. Но обязательным условием данного метода было то, чтобы дети не могли разрешить описываемый конфликт по чисто моральным соображениям. Они должны были включиться в переживания героев и делать выбор на основе эмпатического переживания.

И.М. Юсупов разработал опросник, зарекомендовавший себя валидным и надженым при измерении эмпатийного потенциал личности.

Г.В. Юсупова выявила эмоциональная компетентность, на основе которой также можно исследовать эмпатию.

Известна модель эмоционально-личностной сферы Е.Д. Хомской, построенная на идеях Л.С. Выготского и А.Р. Лурия об иерархической организации высших психических функций, которая объединяет:

эмоциональное реактивное (кратковременные реакции на эмоциональные стимулы);

эмоциональные состояния (более длительные изменения в работе эмоциональных систем);

эмоционально-личностные особенности (постоянные присущие человеку эмоциональные качества, определяющие его поведение).

Отсюда можно сделать однозначные выводы о связи эмпатии с направленностью личности и определенными формами поведения.

Таинственная природа механизма проникновения – вчувствования во внутренний мир другого человека представляет собой научную проблему, широта которой охватывает диапазон от процессуальных характеристик явления до индивидуально-типологических свойств и психических состояний личности. Поэтому не случайно на протяжении десятилетий она привлекает внимание ученых, работающих в разных областях человекознания.

В рамках организации контрольно-диагностирующего этапа эксперимента (2004-2005 гг.) для диагностики уровня эмпатии студентов – будущих специалистов творческих профессий нами использовался модифицированный опросник А. Мехрабиaна и Н. Эпштейна.

В исследовании приняли участие 212 студентов первого курса НОУ ВПО «Институт телевидения, бизнеса и дизайна», НОУ ВПО «Институт языков и культур имени Льва Толстого». Результатом эксперимента явилось выявление уровней эмпатии студентов творческих специальностей на момент поступления в вуз. Кроме того, рассматривая эмпатию с точки зрения ее коммуникативных профессиональных возможностей, следовало измерить поведенческие реакции испытуемых на наличие корреляционных связей между ними и эмпатией. С этой целью нами были применены следующие методики:

- опросник В.В. Бойко, направленный на определение доминирующей стратегии психологической защиты в общении (миролюбие, избегание, агрессия);

- тест описания поведения К. Томаса, адаптированный Н.В. Гришиной, предназначенный для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению и возможности, вследствие диагностики, стимулирования продуктивного (в отличие от деструктивного) поведении;

- диагностический материал эмпатических способностей В.В. Бойко.

По результатам анализа литературы, имеющихся исследований, наиболее валидными, проверенными на надежность, дискриминативность и полезность, нами были признаны следующие психодиагностические методики: исследование эмпатии с помощью модифицированного опросника А. Мехрабиaна и Н. Эпштейна; диагностика эмпатических способностей В.В. Бойко; опросник В.В. Бойко, направленный на определение доминирующей стратегии психологической защиты в общении (миролюбие, избегание, агрессия) и тест описания поведения К. Томаса, адаптированный Н.В. Гришиной, предназначенный для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению и возможности вследствие диагностики, стимулирования продуктивного (в отличие от деструктивного) поведения.

Результаты исследований по методикам диагностики эмпатийности студентов представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Диагностика эмпатийности студентов – будущих специалистов

творческих профессий

№ Методика Факторы Ср. значение Ст.

откл. Корреляц. (ст. достоверн.)

1. Опросник А. Мехрабиана и

Н. Эпштейна (модифици-рованный) - диагностика уровня эмпатийности

В (высокий уровень);

С (средний уровень);

Н (низкий уровень) 68,72, в т.ч.:

9 10,033

2. Опросник В.В. Бойко -

диагностики эмпатических

способностей Р (рациональный канал эмпатии);

Э (эмоциональный канал эмпатии);

Ин (интуитивный канал эмпатии);

У (установки, способствующие эмпатии);

П (проникающая способность в эмпатии);

Ид (идентификация) 10,3

12,06 5,937

5,692 0,129

0,448 (0,01)


загрузка...