Ресурсное обеспечение инновационного развития экономики России (31.01.2011)

Автор: Юрин Сергей Владимирович

В диссертации показано, что инновационная политика - это не простое продолжение научно-технической политики. Она означает более высокий уровень интеграции научно-технической, экономической, промышленной и образовательной политики и призвана ориентировать развитие науки на создание межотраслевых знаний и преодоление разрыва между генераторами знаний и теми, кто может использовать их в разных сферах экономической деятельности.

Инновационная политика, как обосновано автором, должна быть направлена на формирование организационной системы и механизмов, позволяющих с высокой степенью эффективности использовать интеллектуальный и научно-технический потенциал страны и обеспечить интенсивный процесс создания инноваций.

В диссертации особо подчеркивается, что государственная инновационная политика проявляется, прежде всего, в формулировании целей и стратегии их достижения. Устойчивый экономический рост экономики России невозможен без разработки и реализации такой инновационной политики, которая способствовала бы мобилизации достаточного ресурсного обеспечения для осуществления технологического обновления производственного аппарата, перехода к новому технологическому укладу при ускоренном развитии науки и формировании нового типа рабочей силы.

Инновационная политика также реализуется в создании тех рамочных условий и предпосылок, без которых невозможна в стране активизация инновационной деятельности и которые находят свое выражение, в первую очередь, в формировании правового и нормативного поля. Федеральным законом « О науке и государственной научно-технической политике» от 22. 08. 1996 г. № 127-ФЗ, регулируются отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и / или научно-технической продукции /, (работ и услуг).

Автором подчеркнута принципиальная значимость содержания инновационной политики и стратегии ее достижения - ориентирует ли она на опережающее научно-техническое и технологическое развитие материального производства или на использование уже имеющихся в мире научно- технических достижений. Эти две стратегии инновационного развития определяются Е.Г. Ясиным и К.В.Юдаевой как развитие с целью «выхода на технологическую границу» и «догоняющее развитие».

Национальная научно-техническая и инновационная политика должна исходить из необходимости осуществления прогрессивных структурно-технологических сдвигов в национальной экономике и становления предприятий, способных производить конкурентоспособную продукцию, обеспечения постепенного, но устойчивого перехода к внедрению и распространению наиболее прогрессивного на современном этапе пятого технологического уклада.

В современных условиях первостепенное значение приобретает разработка элементов стратегии и механизмов достижения опережающего развития в ключевых сферах научно-технического прогресса.

Конкретизация стратегии инновационного развития страны нашла свое выражение в выступлении Президента РФ В.В.Путина 8 февраля 2008 года на расширенном заседании Государственного Совета. В нем была сформулирована стратегия развития страны до 2020 года, определены «болевые точки» и рубежи 2020 года: увеличение производительности труда в 2,6 раза, среднегодовых темпов ее прироста в 12,2%. Для инновационных отраслей был определен рост производительности труда в 4 раза. Единственной реальной альтернативой социально-экономического развития была провозглашена стратегия инновационного развития страны.

В последующем Президентом РФ Д.А. Медведевым 18 апреля 2008 года была подтверждена стратегическая задача - возвращение России в число мировых технических лидеров. «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г за №1662 – р. содержала цели, индикаторы и приоритеты развития на данный период: увеличение в общем объеме производства товаров до 5-6% доли высокотехнологичных товаров, доли интеллектуальных услуг – до 5-7 % и более; повышение удельного веса предприятий, осуществляющих инновации, в их общем числе до 15 % в 2015 г. и до 40-50 % в 2020 г; достижение удельного веса экспорта высокотехнологичных продуктов в общем объеме экспорте - до 2% к 2020 г.; инновационной продукции - соответственно до 6-7 % в 2010 г. и до 25-35 % в 2020 г.

Провозглашенный в настоящее время руководством страны курс на всеобщую модернизацию экономики повышает значимость формирования в нашей стране модели ускоренного инновационного развития, осуществления для этого крупных проектов и ускоренного создания необходимых инструментов и механизмов.

Автор особо подчеркивает, что для реализации такого стратегического курса развития требуется существенное увеличение ресурсного обеспечения инновационного развития и, в первую очередь, изменение государственной финансовой политики.

В условиях нашей страны становление инновационной экономики означает формирование отечественного научно-технического потенциала, адекватного основным тенденциям мирового научно-технического развития, что предполагает сбалансированное развитие двух секторов - государственного и частного и обеспечение их взаимодействия. Между тем на нынешней стадии развития наблюдается дисбаланс в их функционировании и развитии, поскольку 70% организаций, выполняющих НИОКР, находятся в собственности государства, тогда как 80% ВВП производится в частном секторе.

Необходимость перехода к ускоренному инновационному развитию диктуется не только необходимостью повышения конкурентоспособности отечественного производства, но и требованиями экономической безопасности страны. Последняя имеет такую важную составляющую, как безопасность в научно-технической сфере.

При раскрытии сущности инновационного развития и предъявляемых к нему требований автор формулирует исходное условие - существенное усиление поддержки государства развития науки и технологий. По существу речь идет

о переходе к конкурентоспособному типу воспроизводству. Такой тип обеспечивается модернизацией ключевых отраслей экономики и проявляется в обновленной структуре промышленности, в увеличении численности занятых работников в науке, образовании, инновационной сфере и в культуре, в повышении удельного веса наукоемких и высокотехнологичных видов деятельности, в сокращении удельного веса материало- и энергоемкой продукции в совокупном объеме всей выпускаемой продукции. Особенностью формирования российской модели инновационного развития было и то, что в ее рамках должны решаться одновременно задачи и догоняющего и опережающего развития.

В диссертации обосновывается необходимость концептуального подхода к ресурсному обеспечению инновационной деятельности в рамках комплексного подхода к формированию инновационной экономики при котором оно выступает как совокупность внутренних и внешних резервов и условий, необходимых для становления и воспроизводства всех структурных элементов инновационного потенциала, приведения их в соответствие с решаемыми задачами на каждом этапе инновационного развития. Ресурсное обеспечение как экономическая категория означает совокупность элементов жизнедеятельности инновационных сфер и структур, без которых невозможно их функционирование.

Данное понимание ресурсного обеспечения применимо к функционированию инновационных структур всех уровней - как национальной модели инновационного развития в целом, так и ее составляющих - региональных инновационных моделей, отраслевых инновационных структур и инновационной деятельности отдельных организаций.

В диссертации сформулировано важное требование к ресурсному обеспечению, которое заключается в наличии последовательной государственной политики, направленной на поддержку инновационного развития, достижение определенной структурной, качественной и количественной комбинации всех видов организационно-экономических ресурсов. Это позволит с учетом имеющегося научно-технического потенциала и формирования его новых элементов решать конкретные научно-технические задачи в процессе инновационного развития и осуществлять переход к новому технологическому укладу.

В работе показаны пути эволюции ресурсного обеспечения и доведения его до требований новой инновационной стратегии экономического развития на этапе осуществления модернизации экономики. Доказана необходимость стратегического подхода к ресурсному обеспечению, обусловленного его трансформацией в условиях глобализации и предполагающего неуклонное увеличение внутренних финансовых затрат на НИОКР, повышение расходов на воспроизводство научно-технических кадров, перераспределение ресурсов в пользу различных форм совместных предприятий, создающих и распространяющих инновации, формирование прогрессивных структур, способствующих взаимодействию науки, инновационной сферы и промышленности.есурсное оьбеспечение национальной инновационной системы,как показано в

Автор исходит из того, что ресурсное обеспечение инновационного развития складывается из множества элементов, среди которых главными являются формы организации инновационных процессов, финансовые и инвестиционные ресурсы, человеческие ресурсы и, прежде всего, интеллектуальный потенциала. При этом каждый вид ресурсного обеспечения выполняет свои присущие только ему функции. Организационное обеспечение создает предпосылки, организационно-экономическую базу для протекания инновационных процессов. Финансовые ресурсы обеспечивают возможности осуществления в их рамках процессов создания новшеств, освоения их производство и организацию выпуска инновационной продукции. Человеческие ресурсы – обеспечивают реальное протекание инновационных процессов на основе взаимодействия коллектива индивидуумов, обладающих определенной способностью создавать новшества и организующих их успешную коммерциализацию.

Сформулированные требования к ресурсному обеспечению исходят из необходимости достижения определенной структурной, качественной и количественной сбалансированности и сопряженности его элементов, и тем самым его комплексности, а также своевременности поступления и целенаправленного использования.

В диссертации показано, что инновационное развитие страны можно рассматривать и анализировать как взаимодействие ресурсных потоков внутри экономической системы, позволяющее получать синергетический и мультипликативный эффект, измеряемый определенными объемными и уровненными показателями коммерциализации результатов инновационной деятельности и степенью достижения стратегических целей социально-экономического развития в целом. При этом не рассматриваются блоки информационного и материально-технического обеспечении, которые являются вторичными и производными от финансовых ресурсов.

Приступая к рассмотрению зарубежной практики, автор исходит из того, что эффективное инновационное развитие в России зависит от объективных знаний глобальных процессов развития.

В работе проанализированы основные пути и механизмы формирования инновационных моделей в странах с развитой рыночной экономикой. В последние годы там предпринимаются конструктивные меры по приведению темпов и масштабов инновационной деятельности в отдельных странах в соответствии с требованиями глобальной экономики.

Рассмотрены механизмы повышения конкурентоспособности ведущих стран на основе активизации инновационной деятельности. Показано что в США был принят комплекс специальных мер по стимулированию инновационного развития и поддержке конкурентоспособности, что выразилось в увеличении в два раза расходов федеральных ведомств на инновации. Были расширены налоговые льготы, относящиеся к науке и инновациям? для частного бизнеса.

Также в странах - членах Европейского Союза реализуются программы по преодолению значительного отставания европейских стран от США и Японии по показателям инновационной активности, производительности труда и по удельному весу экспорта новых продуктов на мировых рынках.

Контуры, направления и стратегия развития национальных инновационных моделей для западноевропейских стран определены в Концепции единого Европейского исследовательского пространства, сформированной на Лиссабонском саммите. В ней в качестве одной из главных задач было определение перспектив развития Европейского Союза на период до 2021 года и преодоление основных вызовов ХХ1 века:

преодоление отставания от США и Японии в финансировании НИОКР;

устранение разрыва между уровнем фундаментальных исследований и коммерческим использованием результатов научных исследований и разработок;

усиление стимулов к нововведения;

преодоление фрагментарности ресурсов и научно-технической политики.

Одновременно был разработан специальный документ - Лиссабонская стратегия реформ, составной частью которой стала концепция создания в этих странах национальных инновационных систем. Для этого предусматривалось существенное увеличение объема расходов на НИОКР. Для превращения Европы в «наукоемкое экономическое пространство» предусматривалось значительное увеличение финансовые расходы. Только на фундаментальную науку планировалось израсходовать 7,4 млрд. евро. Главные усилия были направлены на привлечение научных кадров, дефицит которых оценивался в 700 тыс. человек.

В стимулировании инновационной деятельности за рубежом использовались новые рыночные институты регионального и межрегионального развития. Эти т.н. агентства развития выполняли функции центров распространения инноваций и, в первую очередь, технологий. В частном секторе функционирует сеть центров по инновациям, призванных оказывать поддержку предпринимательству и содействовать инновационному развитию. Уже действует 150 такого рода центров в 20 европейских странах.

Важные усилия предпринимаются правительством Китая по превращению этой страны к 2020г. в инновационного лидера, а к 2050г.- в мирового лидера в сфере науки и технологий. Об успешном продвижении к этой цели свидетельствует быстрый рост наукоемкой продукции - с 5% в начале 90-х годов до 30% в 2005г.

В странах с развитой рыночной экономикой последние десятилетия резко возрастает роль образования. При этом вузы представляют собой важнейший научно-исследовательский сектор национальных инновационных систем. В США на вузы приходится 13% совокупного объема НИОКР, в Канаде - 35%, в Великобритании и Италии - 22%.

По мере формирования инновационных экономик в странах происходят определенные изменении в структуре занятости. Это связано с сформированием инновационной занятости, в которой все большее место занимают исследователи, инженеры, техники, менеджеры и другие носители современных знаний и представители интеллектуального капитала.

Во второй главе «РАЗВИТИЕ НОВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ» исследуется трансформация форм организации научных исследований и разработок, формирование нового организационного обеспечения инновационной деятельности, отражающего специфику рыночной экономики и состоящего из организационных образований, способных эффективно функционировать в условиях неопределенности и риска.

Автор исходит из того, что новое организационное обеспечение инновационного развития страны призвано решать следующие ключевые задачи:

1.Совершествование прежних организационных форм проведения НИОКР, показавших свою жизнеспособность и эффективность в условиях рынка.

2. Создание новых институциональных структур, способных обеспечить тесные связи образования, науки и промышленности и ориентацию фундаментальных и прикладных исследований на потребности рынка.


загрузка...