Интеллектуальная собственность в российской педагогической науке конца XX в. – начала XXI в. (31.01.2011)

Автор: Матюшенко Светлана Владимировна

- докладывались диссертантом и обсуждались на 30 научных форумах: научно-практических конференциях, теоретических семинарах и «круглых столах» (в том числе 19 международного и всероссийского уровней) в гг. Омске (1995, 2002, 2003, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.), Москве (2005 г.), Новосибирске (1995, 1996 гг.), Пенза (2007 г.), Рязань (2007 г.), Санкт-Петербург (2002, 2006, 2007 гг.), Сочи (2005 г.), Сургут (2008 г.), Томск (2008, 2009 гг.), Тюмень (2006 г.) а также на заседаниях Ученого совета и кафедр психологии и педагогики, гражданско-правовых дисциплин ФГОУ ВПО «Омская академия МВД России», заседаниях кафедры социальной педагогики ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет».

Материалы исследования внедрены в образовательный процесс ФГОУ ВПО «Омская академия МВД России», БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области», НОУ ВПО «Международный институт экономики и права» (г. Москва), НОУ ВПО «Евразийский институт экономики, менеджмента, информатики» (г. Москва), АНОУ ВПО «Московская финансово-юридическая академия».

На защиту выносятся следующие положения:

1. В педагогике имеются достижения, которые можно отнести к интеллектуальной собственности; своим возникновением они обязаны педагогам, занимающимся педагогической деятельностью, и представляют собой результаты, продукты и средства этой деятельности. Констатация таких достижений служит вариантом успешного включения педагогики в начавшийся общественно-государственный процесс отнесения результатов интеллектуальной деятельности к интеллектуальной собственности.

2. В современном мире интеллектуальная собственность выступает в новой форме проявления интеллектуальной собственности, такой как интеллектуальная собственность как педагогическое явление. Интеллектуальную собственность как педагогическое явление можно рассматривать в двух аспектах: как реально существующую педагогическую интеллектуальную собственность и как содержательный компонент образования. Главным субъектом интеллектуальной собственности как педагогического явления выступает педагог; особенность интеллектуальной собственности как педагогического явления заключается в том, что педагог, передавая свою интеллектуальную собственность другому (ученику, коллеге), ее не теряет, а видимым результатом такой деятельности становится повышение уровня обученности, воспитанности, развитости и образованности других (ученика, коллеги).

3. Существование интеллектуальной собственности в педагогике определяет особый вид интеллектуальной собственности – педагогическую интеллектуальную собственность. Педагогической интеллектуальной собственностью признаются результаты творческой деятельности педагога в виде педагогического достижения, в дальнейшем способствующие прогрессивному развитию человека путем обучения, воспитании и образования. Результаты творческой деятельности педагога как педагогическая интеллектуальная собственность имеют объективную форму и являются носителями педагогической информации, способствующей решению педагогических задач в соответствии с социальным заказом общества.

4. В классификации педагогической интеллектуальной собственности на основании объективной формы педагогического творения выделяются следующие компоненты:

– педагогическая интеллектуальная собственность как интеллектуальная собственность обладает абсолютной новизной, специфической формулой, имеет новое название и высокие результаты в любых условиях;

– педагогическая интеллектуальная собственность как интеллектуальный продукт обладает относительной новизной, основана на старых достижениях, имеет производное название и высокие результаты при сходных условиях.

– педагогическая интеллектуальная собственность как интеллектуальный товар имеет местную новизну, является готовым вариантом для внедрения, берет старое название и имеет высокие результаты при четко определенных условиях.

5. Особый интеллектуальный механизм – механизм создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности, способствует появлению педагогической интеллектуальной собственности. Два компонента – знание и отчуждение – выступают основой механизма создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности. Деятельность механизма по созданию педагогической интеллектуальной собственности обеспечивается четырьмя интеллектуальными процессами: формированием неотчуждаемого знания, причуждением знания, отчуждением знания и свободным отчуждением знания. Результатом функционирования механизма создания интеллектуальной собственности в педагогической деятельности становится появление педагогической интеллектуальной собственности в виде методических разработок, дидактических материалов, наглядных пособий, новых программ учебных дисциплин и курсов, новых методик и технологий обучении и воспитания, а также новых учебников и учебных пособий.

6. В российской педагогической науке конца XX в. – начала XXI в. имели место представления об интеллектуальной собственности, определяемые:

– по сущностному признаку как представления об интеллектуальной собственности и представления о педагогической интеллектуальной собственности, где представления об интеллектуальной собственности содержали общие моменты об интеллектуальной собственности, а представления о педагогической интеллектуальной собственности освещали педагогические достижения;

– по групповому признаку как явные, проявляющиеся и латентные; при этом явные представления об интеллектуальной собственности в педагогике – это те, в которых имелось прямое упоминание о педагогических достижениях как интеллектуальной собственности; проявляющиеся – это представления об интеллектуальной собственности в педагогике, в которых обозначилась чья-то оценка педагогических достижений; латентные – это представления об интеллектуальной собственности в педагогике, когда свои достижения представляли сами педагоги.

7. В выявленных представлениях об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XX в. – начала XXI в. педагогическая интеллектуальная собственность зафиксировалась в виде 349 конкретных педагогических достижений, созданных 746 педагогами, обладающих высоким уровнем интеллектуализации и достаточной степенью оформленности, чтобы их отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Большинство выявленных педагогических достижений было создано в общеобразовательной средней (полной) школе для осуществления деятельности по обучению во всех классах по 35 учебным дисциплинам. Авторами большинства выявленных педагогических достижений являются учителя-женщины, проживающие в городской местности.

8. По выявленным представлениям об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XX в. – начала XXI в. педагогическая интеллектуальная собственность оперирует семью объектами: технологии обучения и воспитания, методики обучения и воспитания, учебник (учебное пособие), учебные программы и программы воспитания, сценарии уроков и мероприятий, собственные методические приемы, заимствованные методические приемы. Объекты педагогической интеллектуальной собственности обнародованы в письменной форме, обладают педагогической новизной, являются решением педагогической проблемы, имеют автора, педагогическое название и высокую педагогическую результативность.

9. Развитие представлений об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XX в. – начала XXI в.:

– по времени – на семь лет опережает появление представлений об интеллектуальной собственности в других отраслях знания, так как первое появление представлений об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XX в. – начала XXI в. по периодическим педагогическим изданиям фиксируются с 1984 г., в то время как в целом в российской науке они стали формироваться с 1991 г.;

– по тенденции – идентично общей тенденции изучения научных представлений об интеллектуальной собственности в других отраслях знания, где доля представлений об интеллектуальной собственности падает, доля представлений об интеллектуальном продукте фиксируется, а доля представлений об интеллектуальном товаре возрастает;

– по направленности – отражает общую динамику встраивания интеллектуальной собственности в рыночные отношения, так как на разных этапах реформирования отечественного образования динамика предъявления педагогических достижений показывает переход педагогических достижений от проявления в виде интеллектуальной собственности к проявлению в виде педагогических интеллектуальных продуктов, и, в итоге, к проявлению в виде педагогического интеллектуального товара.

10. Регламентация интеллектуальной собственности в педагогике сегодня происходит стихийно. Преодолеть такой подход можно путем выработки первичных вариантов правового сопровождения педагогических достижений и подготовки педагогического сопровождения интеллектуальной собственности. Вариантами правового сопровождения педагогических достижений стали: законодательная инициатива в виде проекта Федерального закона «О педагогической интеллектуальной собственности», в котором устанавливаются права педагогов на свои достижения, и депонирование информационно-аналитического обзора «Представления о педагогической интеллектуальной собственности», содержащего педагогическую информацию. Педагогическое сопровождение интеллектуальной собственности было произведено путем методической оснащенности обучения по проблемам интеллектуальной собственности: на уровне основной профессиональной образовательной программы в виде методических разработок по специальному обучению по проблемам интеллектуальной собственности; на уровне дополнительной профессиональной образовательной программы в виде создания спецкурса «Педагогическая интеллектуальная собственность», предназначенного для повышения квалификации педагогических работников.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка (463 источника), 8 приложений. Диссертация проиллюстрирована 23 таблицами, 4 рисунками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования; обосновываются методология и методика, научна новизна; формулируются основные положения, выносимые на защиту, характеризуются достоверность и обоснованность полученных результатов, их теоретическое и практическое значение; приводятся данные об апробации и внедрении проведенного исследования.

В первой главе «Интеллектуальная собственность – инновационный предмет научных изысканий в российской педагогической науке конца XX в. – начала XXI в.» обоснована концепция интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XX в. – начала XXI в.; рассмотрено содержание подходов к общетеоретическому пониманию интеллектуальной собственности конца XX в. – начала XXI в.; раскрыты сущность и содержание интеллектуальной собственности как педагогического явления.

Создание концепции интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XX в. – начала XXI в. (рис. 1) обусловлено выдвигаемым нами концептуальным положением о том, что в педагогике имеются достижения, которые можно отнести к интеллектуальной собственности. Структура концепции позволила нам проследить процесс развития представлений об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XX в. – начала XXI в. на основе анализа существующих теорий интеллектуальной собственности, сформулированных нами теоретических положений о педагогической интеллектуальной собственности, разработанной схемы эмпирического исследования по выявлению представлений об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке рассматриваемого периода и демонстрации регламентирующих возможностей интеллектуальной собственности в педагогике.

Общетеоретическое понимание интеллектуальной собственности

в конце XX в. – начале XXI в. базируется на двух подходах: определение интеллектуальной собственности через понятие «собственность» и через понятие «интеллектуальный». Рассмотрение понятия интеллектуальной собственности через понятие «собственность» (в экономической,

Рис. 1. Концепция интеллектуальной собственности в российской

педагогической науке конца XX в. – начала XXI в.

Рис. 1. Концепция интеллектуальной собственности в российской

педагогической науке конца XX в. – начала XXI в.

юридической, философской и социологической интерпретациях), выявило следующие особенности. Во-первых, интеллектуальная собственность соотносится с пониманием собственности в значении «имущество». Во-вторых, оно тесно связано с принадлежностью автору. В-третьих, имеет широкое толкование. В таком случае интеллектуальную собственность можно характеризовать как явление общественной жизни, демонстрирующее уровень развития материального производства, способствующее удовлетворению насущных потребностей общества, расширяющее горизонты человеческого бытия, определяющее ориентир развития общества в будущем.

При рассмотрении интеллектуальной собственности через категорию «интеллект» обнаружилось, что существует психологическое, философское, социальное и педагогическое понимание последнего. Мы отмечаем, что по сравнению с определениями интеллектуальной собственности через понятие «собственность» определений через понятие «интеллект» (производное «интеллектуальный») достаточно мало. Это дает нам основание говорить об актуальности и неразработанности данного вопроса. Мы предлагаем следующее определение понятия «интеллектуальная собственность» – это результат интеллектуальной деятельности человека, в дальнейшем способствующий прогрессивному развитию общества и человека.

Интеллектуальная собственность в виде педагогического явления нами рассматривается как одна из форм выражения интеллектуальной собственности в современном мире. Существование такой формы интеллектуальной собственности нами было обосновано путем теоретического описания по следующим параметрам: анализ идеи об интеллектуальной собственности в педагогике, рассмотрение содержания интеллектуальной собственности как педагогического явления, обозначение педагогической интеллектуальной собственности и ее классифицирование.

Мы установили, что идея об интеллектуальной собственности в педагогике находит свое отражение в немногочисленных научных работах и газетных публикациях с 1986 г. по двум направлениям: анализ непосредственных высказываний об интеллектуальной собственности в педагогике и анализ опосредованных высказываний. Суммируя непосредственные высказывания авторов об интеллектуальной собственности в педагогике мы увидели, что они трактуют последнюю «как способность преподавателя читать лекции, проводить семинарские занятия, лабораторные работы, консультации» (Д. А. Дороничев); отмечают, что «педагог-творец создает конкретную педагогическую инновацию, как образовательную услугу» (Н. Н. Калинкина); показывают, что «образовательная интеллектуальная собственность не меняет своих владельцев, а только приумножает число пользователей» (Р. С. Лукьянова); перечисляют ее специфические виды, выступающие в форме дидактических материалов: авторские программы, учебники, методические пособия, сценарии, опорные конспекты, задачи и упражнения (О. И. Фокина) и др.

Характеристика идеи об интеллектуальной собственности в российской педагогике через опосредованные высказывания была осуществлена нами по 6 позициям, определившимся из анализа источников по проблеме: соотношение видов педагогического опыта и интеллектуальной собственности (Я. С. Турбовский); соотношение педагогического мастерства и интеллектуальной собственности (С. И. Архангельский; И. Б. Баткина); соотношение видов педагогического творчества и интеллектуальной собственности (В. И. Загвязинский); соотношение ступеней профессионального роста учителя и интеллектуальной собственности (И. Ф. Харламов); соотношение новшеств, новаций, инноваций и интеллектуальной собственности (Ю. Рюриков, В. И. Беляева); соотношение образовательных услуг и интеллектуальной собственности (В. П. Щетинин). В результате мы константируем, что в опосредованных высказываниях об интеллектуальной собственности в педагогике содержится информация, через анализ которой определенные достижения педагогической деятельности трактуются некоторыми исследователями как результаты интеллектуальной деятельности в виде «педагогического открытия», «педагогического изобретения», «педагогического рационализаторства» и «педагогического усовершенствования».

В ходе работы над диссертацией выяснилось, что, несмотря на то что интеллектуальная собственность в общественном сознании перестала быть «химерой» и обрела законодательную базу в виде Части IV Гражданского кодекса Российской Федерации, идея об интеллектуальной собственности в педагогике так и остается идеей. Одним из возможных путей преодоления инерции общества в неотождествлении педагогических новшеств с интеллектуальной собственностью может стать обоснование наличия интеллектуальной собственности в педагогике, раскрытия ее сущности и содержания.

Определяя, что интеллектуальная собственность может существовать и в виде педагогического явления, мы рассматриваем ее выражение в двух аспектах: как реально существующую педагогическую интеллектуальную собственность и как содержательный компонент образования. По нашему мнению, интеллектуальная собственность как содержательный компонент образования выступает как «чужая интеллектуальная собственность», т. е. такая, которую педагог принял и использует в образовательном процессе. Субъектом интеллектуальной собственности в этом случае выступает педагог, объектом для принятия интеллектуальной собственности в этих условиях становится ученик, источником содержания образовательного компонента служит разнообразнейшая интеллектуальная собственность, созданная несколькими поколениями людей. Процесс передачи интеллектуальной собственности общества ученикам из содержательного компонента образования происходит с помощью различных дидактических и воспитательных систем на основе принципа поступательности, в результате которого ученик меняется в плане обученности, воспитанности, развитости и образованности, и тогда интеллектуальная собственность выступает фундаментом и потенциальным источником развития ученика.

Интеллектуальная собственность как педагогическое явление в виде реально существующей педагогической интеллектуальной собственности, по нашему мнению, представляет собой «свою интеллектуальную собственность», т. е. такую, которую педагог создает сам и использует как педагог в образовательном процессе. Субъектом ее – выступает сам педагог, который является автором собственной педагогической интеллектуальной собственности, демонстрация которой происходит на занятиях, воспитательных мероприятиях, в методических разработках, методах и способах обучения, воспитания и развития. Объектом педагогической интеллектуальной собственности служит другой педагог, которому предлагаются новые образцы педагогической деятельности от имени коллеги, а источником педагогической интеллектуальной собственности выступает новая интеллектуальная собственность, созданная самим педагогом. Процесс формирования педагогической интеллектуальной собственности у педагога практически не очень зависит от социально-экономического развития общества и происходит обычно с помощью системы отчуждения знаний, где отличительной особенностью процесса появления педагогической интеллектуальной собственности будет качественный переход от накопленного педагогического опыта к его осмыслению и закреплению, при этом процесс передачи педагогической интеллектуальной собственности другим педагогам может осуществляться только по желанию автора.


загрузка...