Финансовый инструментарий и финансовые институты развития коневодства (31.01.2011)

Автор: Басалаева Елена Владимировна

Временной отрезок исследования охватывает данные с 1900 г., включая Военно-конскую перепись 1905 г. Данные крупнейших международных конных аукционов исследуются с 40-х гг. ХХ века, когда они стали публиковаться на регулярной основе. Разработанные на основе полученных в ходе исследований данных прогнозы и программы охватывают период до 2020 г.

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке финансового инструментария и финансовых институтов отраслевого развития (на примере коневодства), выявлении их роли в интенсификации отрасли, возможностей воздействия на рост потребления производимой продукции, как основного условия освоения имеющейся ёмкости внутреннего и внешнего рынка. На защиту выносятся следующие наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем.

Найдено и обосновано решение противоречия между ведущими финансовыми теориями В.Смита и Д.Канемана. Согласно «теории перспектив» Д.Канемана финансовые решения принимаются не на основе рациональных оценок, а подчиняются «ассиметричной реакции на изменение благосостояния». По В.Смиту, напротив, экспериментальная проверка подтверждает принятие финансовых решений на основе теории вероятности, методов статистики и др. Автором выдвинута гипотеза (и подтверждена на материалах коневодства) о том, что характер принятия финансовых решений определяется теми финансами (государственными, общественными, корпоративными, частными) в рамках которых они принимаются. Подчинение указанных финансов единой цели способно вызвать мультипликативный эффект финансирования, когда один и тот же объём финансирования приводит к достижению лучшего результата или для достижения заданного результата необходимы меньшие финансовые средства.

Показано, что распределительное финансирование отраслей народного хозяйства по видам экономической деятельности необходимо, но недостаточно для предотвращения неэффективного использования выделяемых средств. Этот вывод хорошо согласуется с положениями «теории рационального выбора», «новой теории потребления» (Г.Беккер), «институциональной теорией» (Р. Коуз, Д.Норт, Э.Остром, О.Уильямсон), «новой теории отраслевой организации» (М.Спенс) и др.

Показана недостаточность выполнения условий теоремы Коуза для повышения эффективности государственного регулирования экономики. Согласно теореме Коуза для снижения транзакционных издержек государство должно ограничиваться определением прав собственности, а остальное «сделает рынок». По мнению автора (что и подтверждено на материалах государственного финансового регулирования коневодства) снижение транзакционных издержек обеспечивается не одним только государством, а достигается во взаимодействии государственных, общественных, корпоративных и индивидуальных финансов.

Предложены новые подходы к финансовому, налоговому, и экономическому стимулированию инвестиционной деятельности в отраслях народного хозяйства (на примере коневодства). Важнейшим из них является реформирование механизма бюджетной поддержки (субсидирования), при котором финансирование выделяется по итогам достижения заданного результата (производства конечной продукции). Показано, что экономическая функция субсидирования должна быть не столько поддерживающей, сколько контрольной, что позволяет более эффективно использовать финансовые ресурсы государства и одновременно содействовать привлечению дополнительных инвестиционных средств, необходимых для дальнейшего экономического роста и развития в том числе через механизм синдикатов собственников лошадей и систему тотализатора.

В результате обобщения накопленной практики разработаны и предложены пути усиления мультипликативного эффекта финансирования коневодства за счёт объединения государственных, корпоративных и частных источников для решения важных народно-хозяйственных задач (продовольственной и лекарственной безопасности, повышения благосостояния и качества жизни населения и др.). За основу предлагается взять специализированное отраслевое рейтинговое агентство, призванное оценивать эффективность программ целевого финансирования, выделяемого для решения указанных задач.

Указанные теоретические и методологические положения воплощены при разработке путей совершенствования институциональной основы финансирования развития коневодства. Исходя из анализа практики развития отрасли даны рекомендации по совершенствованию нормативно–правовой базы, позволяющей более эффективно использовать возможности действующего бюджетного и налогового законодательства, в первую очередь через использование субсидирования; предложены направления развития финансового права как важнейшего пути усиления воздействия финансов на экономический рост и развитие коневодства.

Обоснована необходимость подхода к коневодству как к комплексу видов хозяйственной (экономической) деятельности, в связи с чем введено новое понятие комплексов видов хозяйственной (экономической) деятельности. Показано, что выделение финансирования комплексам видов хозяйственной деятельности (а не отдельным видам хозяйственной деятельности как это практикуется сейчас) позволяет предотвращать нерациональное расходование финансовых средств, что особенно важно в условиях экономики кризисного периода, когда возможности выделения средств существенно ограничены.

Предложено считать оптовыми продажами лошадей продажи, осуществляемые через аукцион, а розничными – сделки, заключаемые вне аукциона. Анализ продаж на отечественных и ведущих зарубежных аукционах, а также доступных данных о продажах, осуществляемых в частном порядке показал, что предложенный подход позволяет разграничивать оптовый и розничный рынки в коневодстве, что в свою очередь делает возможным более точное определение соотношения налоговой нагрузки и бюджетной отдачи от отрасли и формирует более объективную базу для принятия финансовых решений, в т.ч. инвестиционных.

Предложены пути, позволяющие использовать ресурсы отечественного коневодства для решения таких важных задач как обеспечение продовольственной и лекарственной безопасности, охраны здоровья населения, повышения его благосостояния и качества жизни, снижение зависимости от экспорта невозобновляемых ресурсов, снижение зависимости лёгкой, пищевой, косметической и других отраслей промышленности от импорта сырья и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования тесно взаимосвязаны между собой. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- выдвинута и предложена в развитие теоретических представлений Г.Беккера, Д. Канемана и др. новая (мотивационная) теория инвестирования, согласно которой инвестирование может осуществляться не только для получения прибыли, но также с целью генерирования потоков денежных средств, сохранения и роста стоимости финансовых вложений, повышения качества жизни;

- выявлены недостатки теоремы Р.Коуза, предложены теоретические и практические пути их преодоления с целью снижения транзакционных издержек на уровне государственных и отраслевых финансов;

- создана методология поиска и использования новых источников инвестиционных средств, создания новых финансовых инструментов, используемых для привлечения финансирования развития отраслей экономики;

- обоснован ряд новых понятий и научных категорий, расширяющих имеющиеся представления о базисных принципах и методах достижения целей функционирования финансовых институтов развития отраслей современной экономики, что позволяет существенно развить и обогатить существующие теоретические представления и научный понятийный аппарат;

- введена в оборот новая научная категория «комплекс видов экономической (хозяйственной) деятельности», показана необходимость ее применения для достижения мультипликативного эффекта финансирования развития отраслей экономики;

- на основе анализа современного уровня развития финансовой науки предложена и обоснована новая трактовка ресурсов и резервов, включая финансовые, что позволяет, в частности, теоретически предсказывать и практически выявлять новые источники привлечения инвестиций на развитие отраслей экономики и др.

Некоторые научные положения, обоснованные в диссертации, имеют общенаучное значение, развивают теорию инвестиций, теорию и методологию финансов, предпринимательства, экономического анализа и др.

Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений по:

совершенствованию системы контроля над выделением и расходованием бюджетных средств, направляемых на поддержку коневодства и сельского хозяйства в целом;

повышению эффективности использования выделяемых на развитие коневодства бюджетных средств, а также средств общественных организаций (отраслевых союзов, ассоциаций), средств физических и юридических лиц;

восстановлению государственного контроля над отраслью (фактически отсутствовавшего с 1954 г.), без нарушения принципов рыночной экономики;

оздоровлению финансового и экономического положения коневодства на основе институционального подхода к его финансовому обеспечению;

совершенствованию действующей законодательно-нормативной базы по вопросам отраслевого финансирования, способствующей тому, что коневодство будет более эффективно задействовано в решении стоящих перед государством народнохозяйственных задач;

организации финансовых и экономических взаимоотношений между различными институтами коневодства, обеспечивающей получение максимального синергетического эффекта от их взаимодействия;

методики определения размеров и формы государственной финансовой поддержки коневодства, при которых она будет наиболее эффективна, действенна и результативна.

Апробация результатов исследования проведена в течение 2004 - 2010 г.г. на 27 научных и научно-практических конференциях, в т.ч. 10 международных и 13 всероссийских, прошедших в городах Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Ставрополе, Воронеже, Иркутске и Днепропетровске (Украина), результаты внедрены в деятельности НП «Содружество рысистого коневодства», РОО «Содружество рысистого коневодства» C.I.S. Trotting association (CISTA), ЗАО «Конный завод «Локотской»», ООО «КМ онлайн», ООО «Ветэрра», ООО «Еврогрупп» (Международная выставка конной индустрии «Эквифорум»), Администрации Алапаевского муниципального образования МУ АРСФК «Урожай», ООО Управляющая компания «Мега», занимающейся делами Злынского конного завода, MVK (выставочного холдинга «Международная выставочная компания», ежегодная международная конская выставка «Эквирос»), что подтверждается актами и справками; материалы работы использованы для повышения квалификации, профессиональной переподготовки руководителей и специалистов АПК и проведению консультаций на базе РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. Основные результаты исследований опубликованы в 75 научных работах. (авт. объёмом 75,27 п.л.). Из них 17 статей опубликовано в 10 изданиях, рекомендованных ВАК (авторским объёмом 7,24 п.л.). В числе опубликованных работ 5 монографий авторским объемом 47,07 п.л.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой изложения материала работы. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, содержащего основные выводы и предложения, списка использованной литературы, приложений и в основной своей части соответствует последовательности и логике проведенного теоретического и практического анализа проблем, связанных с финансовым инструментарием и финансовыми институтами развития коневодства.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. На основе исследования принципов и инструментария современного финансирования развития отраслей экономики, а также функционирования финансовых институтов, обеспечивающих их экономический рост, выявлены основные факторы, препятствующие решению задач интенсификации экономического роста и развития отраслей экономики. С теоретических позиций показано, что основными сдерживающими факторами, требующими своего научного осмысления, являются: необходимость пересмотра традиционного понимания ресурсов и резервов в связи с их возрастающей ограниченностью, вызывающей ужесточение условий конкуренции в том числе и за финансовые ресурсы как основной вид ресурсов, обеспечивающий доступ к большинству других экономических ресурсов; отсутствие четких целей выделения финансирования, конкретного результата, который может быть достигнут благодаря выделяемым финансовым ресурсам или постановка противоречивых, взаимоисключающих целей; выделение финансирования по видам экономической деятельности, установленных действующим классификатором ОКВЭД. В работе предлагаются конкретные теоретические и практические способы решения указанных проблем.

2. Современная экономическая мысль склонна рассматривать ресурсы и резервы не столько как имеющиеся в распоряжении средства, сколько как возможности использования имеющихся средств, на что указывает эволюция самого понятия «экономика», которая определялась и как «совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе», и как «совокупность всех средств производства, используемых людьми в целях обеспечения своих потребностей», и как «организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой-нибудь отрасли хозяйственной деятельности», а сейчас все чаще характеризуется как «использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования».

Следуя указанной логике, финансовые институты развития экономики должны обеспечивать наилучшее использование ограниченных ресурсов. Поэтому в работе обоснована необходимость обращать внимание не столько на сами ресурсы, сколько на существующие возможности их использования, что позволяет более точно оценивать их полезность для достижения поставленных целей. В свою очередь, при недостаточности ресурсов для достижения поставленной цели, необходимо создание механизма их накопления или поиска, т.е. выявление соответствующих резервов.

Таким образом, в работе на основе обобщения различных трактовок понятий «ресурсы» и «резервы» проведена их идентификация на современном уровне развития теории финансов и даны их новые определения, что позволило, в частности, выявить и использовать принципиально новую мотивацию для повышения инвестиционной привлекательности коневодства в условиях конкуренции за ограниченные инвестиционные ресурсы.

3. Проведен системный анализ положений теории поведенческих финансов Д.Канемана, доказавшего, что при принятии финансовых решений люди готовы рисковать, чтобы избежать потерь, но не готовы рисковать ради получения выгод. По мнения автора настоящей работы, применительно к финансированию это означает, что не только прибыль является основным мотивом предпринимательской деятельности и инвестирования, и что помимо извлечения выгоды, могут существовать и другие мотивы осуществления указанной деятельности. Следовательно, теория финансирования развития экономики должна выявлять другие возможные мотивы осуществления деятельности и учитывать человеческий фактор при рассмотрении проблем финансирования. Предложен новый способ включения в рассмотрение проблем финансирования рационального человеческого фактора, когда всё многообразие существующих экономических целей сводится к четырём (получения прибыли, генерирования потоков денежных средств, создания и сохранения стоимости, поддержания качества жизни), которые могут быть измерены, выражены в финансовых показателях и оценены с требуемой степенью точности.

4. В условиях крайней ограниченности бюджетных и внебюджетных источников средств, выделяемых на финансирование развития коневодства, на первый план выдвигаются требования прозрачности, рациональности и эффективности их использования. Показано, что выделение финансирования по видам экономической деятельности в разрезе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) неэффективно, поскольку приводит к нерациональному расходованию финансовых средств. Например, ни одна из целевых бюджетных программ по борьбе с туберкулезом и другими социально-значимыми заболеваниями, не включает в себя меры по развитию кумысотерапии указанных заболеваний. В свою очередь имеющиеся региональные программы развития коневодства, содержащие положения, касающиеся молочного коневодства, не увязываются с потребностями этих же регионов Российской Федерации в осуществлении мер профилактики и борьбы с заболеваниями туберкулезного характера, поскольку согласно ОКВЭД производство молока и его использование в лечебных целях рассматриваются как разные виды деятельности.

5. В связи с тем, что выделение финансирования по видам экономической деятельности не позволяет в полной мере задействовать все имеющиеся ресурсы для обеспечения роста и развития важнейших отраслей национальной экономики (включая сельское хозяйство и коневодство как его неотъемлемую часть), необходимо было найти иные подходы, свободные от указанных недостатков. По мнению автора, более эффективным в рамках финансирования экономического развития отраслей экономики является объединение отдельных видов хозяйственной (экономической) деятельности в комплексы. Комплекс видов экономической (хозяйственной) деятельности – это совокупность видов экономической (хозяйственной) деятельности, объединяемых удовлетворением какой-либо потребности различными способами либо удовлетворением различных потребностей с использованием какого-либо одного объекта. Объединение видов хозяйственной деятельности в комплексы рекомендуется проводить в зависимости от цели выделения финансирования.

В России на борьбу с туберкулезом выделено 4,27 млрд. бюджетных руб.(ок.140 млн. долл. США), взяты 100 млн. долл. США целевого займа Всемирного банка и 99 млн. долл. США гранта Глобального фонда по борьбе со СПИДОМ, туберкулезом и малярией. Экономически целесообразно включать кумысотерапию в соответствующие разделы целевых бюджетных программ по борьбе с туберкулезом (подробнее эти вопросы рассматриваются в главах 3 и 5 работы), т.к.она не уступает и даже превосходит по эффективности препараты второго ряда, но обходится в 1,7-2,4 раза дешевле и позволяет сократить расходы бюджета не менее, чем на 2-2,8 млрд. руб., т.е. введение в научный оборот понятия комплексов видов деятельности позволяет использовать мультипликативный эффект финансирования.

6. Эффективно использованные рычаги субсидирования в рамках соответствующих программ, позволяют контролировать отрасль, поскольку в попытке получать субсидии необходимо подтвердить свою добросовестность, следовательно, осуществлять сделки легально. Важным является также то, что в предлагаемом механизме субсидирование меняет роль необходимой финансовой поддержки со стороны бюджетов на роль контроля за положением дел в коневодстве.

В работе подробно обосновывается вывод о том, что экономическая функция субсидирования должна быть не столько поддерживающей, сколько контрольной, а бюджетные средства должны выделяться по результатам достижения поставленных целей, что позволяет более эффективно использовать финансовые ресурсы государства и одновременно содействовать привлечению дополнительных инвестиционных средств, необходимых для дальнейшего экономического роста и развития отрасли.


загрузка...