Повседневная жизнь удельной Руси в контексте «хожений» русских путешественников XII-XV веков (30.11.2010)

Автор: Малето Елена Ивановна

С конца 80-х годов общественный интерес к истории отдельных княжеств удельной Руси, особенностям их политического развития стал нарастать. Именно тогда были созданы труды по истории отдельных княжеств удельной Руси и особенностях их политического развития. Вопросы формирования Юго-Западной и Южной Руси были изучены в трудах Н.Ф. Котляра и П.П. Толочко. Монография Н.Ф. Котляра о дипломатии Южной Руси стала первым опытом регионального исследования южнорусских княжеств, дипломатическая практика которых исследовалась автором в основном на материале Галицкой, Волынской земель и Киевского княжества. Вопросы формирования территорий Северо-Восточной Руси исследованы в работах В.А. Кучкина. Ученый показал, как из периферийной земли Киевского государства этот регион (Северо-Восточная Русь) со временем превращается в средоточие русской государственности. По мнению автора, в противоборстве с Ордой, а также под влиянием социально-экономических факторов, линия на объединение обнаруживается в политике тверских, московских, нижегородских князей. Но лишь московский княжеский дом смог возглавить процесс государственной консолидации Северо-Восточной Руси.

В публикациях и монографиях А.А. Горского изучались особенности политического развития русских земель во второй половине XIII-XIV вв., их политическая структура накануне и после нашествия Батыя; в работах А.Б. Широкорада – известного военного историка – рассматривалась политика удельных князей, татарский вектор в российской внутренней и внешней политике; в трудах Н.С. Борисова, Г.М. Прохорова, В.А. Кучкина освещалась роль Русской Православной Церкви и отдельных ее представителей в борьбе за независимость и влияние в русских землях.

Труды А.Н. Сахарова по истории внешней политики, Д.Н. Александрова, А.В. Валерова, а также зарубежных исследователей: Z. Kiaupa (Литва), Я. Iсаевич (Украина), М. Фонт (Венгрия), Э. Гудавичуса (Литва), Ф.Б. Шенка (Германия) и других наметили подходы к комплексному изучению политической истории этого непростого, но весьма значимого для становления российской государственности периода.

Современная историческая наука, опираясь на достижения историографии и источниковедения 60 - 90-х гг. ХХ - начала ХХI веков, в частности, труды А.Н. Сахарова, В.А. Кучкина, А.А. Горского, Я.Н. Щапова, Н.Ф. Котляра (Институт истории НАН Украины), П.П. Толочко (Институт истории НАН Украины) и работы других исследователей вплотную подошла сегодня к реконструкции удельного периода русской истории и региональных особенностей жизни русских земель того времени. Но следует признать, что эта проблема, хоть и известна специалистам, но все еще не решена: обзорные статьи немногочисленных авторов, коллективные труды, посвященные истории внешней политики России, истории МИДа, отдельным удельным землям и княжествам не восполняют историографический пробел - отсутствие специального монографического исследования по теме. Нет и работы, в которой был бы представлен весь срез “повседневной жизни” удельной Руси. Зато есть обилие исследований, где можно найти множество суждений об удельном периоде русской истории, богатый фактический материал, основанный на тщательном изучении источников. Все это создает определенный фон, на котором наиболее отчетливо виден вклад специалистов столичных (Москва, Санкт-Петербург, Киев) и отдельных региональных научных центров (Нижнего Новгорода, Коломны и др.), в расширение диапазона научных исследований последних лет, в пересмотр ряда устоявшихся, но не прошедших проверку временем положений.

История повседневности – сравнительно молодое и активно развивающееся течение в современной историографии, предметом изучения которого является сфера человеческой обыденности в различных контекстах (историко-культурных, политико-событийных, этнических, конфессиональных и проч.). Изучение этой проблематики позволяет погрузиться в мир прошлого, воочию увидеть, как жили наши далекие и не очень далекие соотечественники, почувствовать дух и смысл ушедших эпох. Повседневность как специальная область исследования стала популярна относительно недавно. Хотя основные элементы повседневности (одежда, труд, отдых и проч.) в отдельных аспектах изучались давно, системно они стали предметом изучения только в последние годы. Само понятие “история повседневности” (Alltagsgeschichte) родилось в начале 80-х годов ХХ века в Германии и выделилось из т.н. социальной истории. Это направление было поддержано в США, Великобритании и особенно во Франции, где к этому времени уже сформировалась своя традиция – «Школа Анналов» (Л. Февр, М. Блок, Б. Бродель, Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф и др.), сторонники которой считали, что логику исторического процесса можно понять лишь тогда, когда изучишь конкретные и образные картины мира, запечатленные в сознании людей. Недаром книга Л. Февра, одного из основателей школы «Анналов», символично называется «Бои за историю». До сих пор существует несколько подходов к этой проблеме. Одни специалисты полагают, что история повседневности – это история социальных практик, другие – сводят ее к исследованию жизни, быта и поведенческих стереотипов отдельных социальных слоев общества, их ментальных и поведенческих установок на том или ином отрезке истории.

В зарубежной германской, итальянской, франкоязычной, британской и американской науке тема имеет достаточно богатую историографию (труды Э. Гуссерля, Н. Элиаса, И. Гофмана, К. Гирца и др.), которая, стала составной частью историко-антропологического поворота, начавшегося в гуманитарных науках Запада в конце 60-х гг. ХХ века, но не касается русской и российской культуры повседневности.

В России складывается иная историографическая ситуация. «В отечественной науке понятие “повседневность” в исторических исследованиях стало употребляться также с середины 1980–х гг. Отчасти на его внедрение в российский научный словарь повлияло падение «железного занавеса» и расширение возможностей знакомства отечественных специалистов с западной литературой. В числе тех, кто в конце 1980-х начале 1990–х гг. убедил научный мир России в необходимости изучения этой новой для отечественной историографии проблематики, был историк и культуролог Ю.М. Лотман, создатель своей научной школы в Тарту».

Активными последователями Ю.М. Лотмана в изучении “истории повседневности” выступили медиевисты, в том числе специалисты по женской истории: И.М. Пушкарева, а также А.Я. Гуревич, Ю.Л. Бессмертный, А.Л. Ястребицкая, работающие на западноевропейском историческом материале. В эти же годы группа историков из разных институтов РАН во главе с Ю.Л. Бессмертным и А.Я. Гуревичем создали рабочую группу по изучению истории повседневности и начали выпуск альманаха «Одиссей» и ежегодника «Казус». На страницах этих изданий рассматривались вопросы истории частной жизни людей в разные времена: «типичное» или «нетипичное», вопросы быта и труда человека «незнатного» и «не именитого» и др.

Многие публикации, появлявшиеся в этих изданиях, подвергались критике со стороны специалистов из-за того, что “история повседневности” трактовалась в них очень широко, объединяя в себе все, что происходило или могло произойти в человеческой жизни. Несмотря на активные дискуссии о “повседневной истории”, исследователи так и не пришли к общему мнению, что понимать под этим термином, но и отрицать научной и читательской привлекательности этой новой проблематики не смогли.

Сегодня в отечественной историографии “истории повседневности” есть работы, основанные на материалах XVIII– ХIХ-ХХ вв., учебные спецкурсы в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), куда “история повседневности” входит по специальности культурология, наконец, есть труды специалистов, рассматривающие отдельные социальные аспекты жизни русского средневековья. Но целостной картины “истории повседневности”, комплексно изученной на материалах удельного периода, в отечественной историографии нет. Мы мало знаем о “повседневной жизни” жителя удельной Руси, о настроениях, чаяниях и стремлениях «маленького человека», вовлеченного в исторический процесс. Все вышеизложенное делает весьма актуальным обращение к изучению заявленной проблематики и создает необходимость поиска новых подходов к усовершенствованию информационной отдачи источников.

Объектом диссертационного исследования явились тексты хожений, а также летописные сообщения - составная часть нашего исторического наследия, - позволяющие рассматривать и характеризовать эти комплексные по своему составу общеисторические источники, как информационные каналы, приобщавшие Русь к мировым общечеловеческим достижениям и ценностям.

Предметом изучения стала социальная практика самих средневековых путешествий как элементов “повседневной жизни” удельной Руси. Она включает в себя множество аспектов, а именно: формы хожений, социальный состав участников, основные маршруты поездок, собственно содержательная сторона морских, сухопутных и речных путешествий, скорость и сроки передвижения, сведения о достопримечательностях, средневековой технике и технических достижениях иноземных стран, собранные в ходе путешествий и т.п.

Цель исследования состояла в том, чтобы реконструировать отсутствующую ныне картину истории и повседневной жизни удельной Руси XII–XV вв. на основе комплексного исследования хожений. Обращение к судьбам путешественников средневековья, позволило представить прошлое во всей полноте, за пределами «великих событий», уйти от шаблонных и стереотипных представлений и прикоснуться к подлинной истории в ее «человеческом измерении». Конкретная цель определила следующие задачи исследования:

1. Раскрыть информационный потенциал хожений как уникальных источников по истории повседневной жизни удельной Руси.

2. Выявить особенности становления и развития исторической, литературной, географической традиции русских хожений (время их зарождения, дальнейшего оформления и развития, эволюцию на протяжении веков).

3. Определить типичные формы хожений (паломничество, торговая или дипломатическая поездка), методы сбора и накопления информации об иноземных странах, а также степень достоверности и полноты известий, получивших отражение в источниках.

4. Разработать новые методологические подходы к изучению хожений, составить карты-схемы основных маршрутов, позволяющие судить о динамике территориальных, картографических и пространственных изменений в представлениях русских путешественников XII-XV вв.

5. Проанализировать социокультурную проблематику русских хожений в различных аспектах: поиски земного «рая», «образ иного» глазами русских путешественников, в т.ч. восприятие ими иноземцев и этноконфессионального многообразия жизни восточных и западных стран.

Хронологические и географические рамки исследования. Хронология работы охватывает ХII-XV вв. – сложный и неоднозначный период в отечественной и мировой истории: время начала формирования централизованных государств Восточной Европы, а также важный этап политического развития русских земель и удельных княжеств. Этот отрезок времени оказался ключевым для отечественной истории. С одной стороны, после смерти Мстислава Великого (1132 г.) Русь вступила в полосу государственной раздробленности и уже к середине ХII столетия раскололась на полтора десятка княжеств которые находились лишь в формальной зависимости от Киева: Киевское, Черниговское, Северское, Новгородское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское и проч. А с другой стороны, сохранялись центростремительные силы (православная церковь, власть великих киевских князей), которые даже в условиях иноземных вторжений на Русь постоянно противостояли силам центробежным. Именно тогда были заложены основы преодоления местного удельного сепаратизма, укрепилась княжеская власть, наметились процессы консолидации региональных центров и их последующего объединения вокруг Москвы, но главное - именно тогда были созданы предпосылки для формирования единого государства, вполне оформившегося уже к концу XV столетия при Великом князе Иване Васильевиче III. “География” исследования определяется маршрутами самих хожений. Они проходили по территориям современных нам государств: России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Греции, Палестины, Израиля, Иордании, Сирии, Ливана, Египта, Германии, Италии и свидетельствовали о политическом и географическом “кругозоре” путешественников – жителей удельной Руси.

Методы исследования. Методологической основой диссертационного исследования стал принцип историзма, предполагающий оценку достижений прошлого и современности, исходя из уровня развития науки и понимаемый как объективный, адекватный реалиям эпохи анализ всех конкретных факторов и условий изучаемого периода.

Комплексный и междисциплинарный подходы, тесно связанные с принципом историзма, позволили использовать в работе достижения исторической географии, картографии, метрологии, не проецируя современные взгляды и оценки на события и явления изучаемого периода, а рассматривая историческую реальность русского средневековья XII-XV вв. как совокупность взаимодействующих объектов и идей.

Неотъемлемой частью исследования стал также проблемно-хронологический и компаративный (сравнительно-исторический) метод, позволяющий понять и дифференцировать сущность изучаемых явлений по сходству и различию присущих им свойств. Выявленные закономерности сведены в таблицы 1-10, размещенные в тексте диссертации.

Научная новизна работы заключается в выборе ракурса исследования и в расширении традиционных подходов к изучению путевой литературы хожений. В настоящем исследовании впервые проводится анализ специфики хожений как элементов “повседневной жизни” удельной Руси, ее различных социальных слоев, выявляются общие черты и характерные различия. Автором введен в научный оборот комплекс архивных источников, в частности, материалы Ф.4. – В.О. Ключевского и Ф.50. – Н.А. Баклановой, хранящиеся в научном архиве Института российской истории РАН. Новация работы проявляется и в приемах изучения хожений – в неразрывном единстве с личностями и судьбами их авторов, с историей бытования самих путевых записок и характером их применения или использования. Таким образом, избранный нами аспект научного рассмотрения, позволят проникнуть в существо пока еще не разработанных проблем и открыть в изучении указанной проблематики новые, важные процессы и явления.

Положения, выносимые на защиту:

1. Хожения XII-XV вв. – настоящая «энциклопедия русской жизни», содержащая уникальные и высокоинформативные известия по истории повседневности удельного времени, в т.ч. политической, духовной, социальной, а не только по истории паломничества к местам Вселенского Православия, как это утверждалось ранее. Массовость и систематичность хожений обеспечивалась высоким искусством путешественников, хорошим знанием ими удобных маршрутов и погодных условий.

2. По своему содержанию хожения представляют собой одну из широко распространенных в средние века форм информационной разведки, игравшей заметную роль во внешней политике и дипломатической практике наиболее значительных земель и княжеств удельной Руси: Новгорода Великого, Пскова Суздаля, Смоленска, Москвы, Твери.

3. Хожения являются отражением развития научно-технической мысли русского средневековья и по праву должны рассматриваться современной наукой как реальный и творческий вклад русского народа во взаимодействие двух макроцивилизационных систем Востока и Запада.

Практическая значимость исследования обусловлена содержащимися в ней фактическими и оценочными данными многовековой традиции русских хожений, их роли в развитии диалога народов и культур средневекового мира.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке научных исследований и обобщающих работ по отечественной истории, при разработке общих и специальных курсов, лекций и учебных пособий по истории внешней политики, истории церкви и “истории повседневности” - новому научному направлению, занимающему сегодня все более прочные позиции в системе подготовки кадров профессиональных историков.

Апробация результатов работы. Диссертация обсуждалась, получила положительную оценку и была рекомендована к защите на заседании ведущего научного центра “Россия в международных отношениях” Учреждения Российской академии наук Института российской истории РАН (ИРИ РАН).

Выводы диссертации апробированы автором в докладах на заседаниях Ученого совета ИРИ РАН (2003, 2008); международных и Всероссийских научных конференциях (г. Рим – 2003; г. Коломна – 2005; г. Пенза – 2006; г. Суздаль – 2007; г. Москва – 2008; г. Кашира – 2009; г. Карбония (о. Сардиния) - 2010); на “круглых столах” - «Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия». М., ИРИ РАН – 2000 - 2008; годичной научной конференции Института истории естествознания и техники РАН им. С.И. Вавилова (ИИЕТ РАН) 2007–2008 г.; в авторской телевизионной программе “Путешественники-дипломаты удельной Руси” (СГУ ТВ - 2005); на заседаниях и конференциях Православного Палестинского общества (2005-2011), членом которого автор является с 2007 года.

Основные положения исследуемой темы нашли отражение в двух монографиях, разделах в коллективных трудах, других публикациях автора, общим объемом около 70 п.л., в том числе в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Результаты исследования введены в научный оборот также через систему Интернет, где опубликована их электронная версия.

Структура диссертации определяется целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы, а также приложения, в котором систематизированы и прокомментированы тексты хожений XII-XV вв. (от игумена Даниила до Афанасия Никитина).

Приложения во многом дополняют исследование, которое носит полидисциплинарный характер. Они позволяют ознакомиться с содержательной стороной путевых записок, верифицировать наблюдения и выводы автора, представленные в диссертации, а также понять различия российской и зарубежной (американской) исследовательских школ и их научных подходов при подготовке текстов хожений к изданию.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается научная значимость, актуальность и новизна работы, излагаются цели и задачи исследования, его хронологические рамки, методические и теоретические основы, представлен историографический обзор, освещающий историю и степень изученности двух ключевых аспектов темы: истории удельной Руси и “истории повседневности”.

В первой главе «Источники и историография исследования» приведена характеристика источников, определены методы работы с ними. Отмечен информационный потенциал хожений как источников по истории и повседневной жизни удельной Руси, выявлены и определены заслуги отечественных и зарубежных специалистов в их изучении, представлен подробный историографический обзор предшествующей и современной литературы по теме.

В параграфе 1.1. «Обзор источников исследования» дается анализ основных источников диссертационного исследования, которые разделены на две группы: опубликованные и архивные документы. Основным источником работы стал достаточно обширный по объему комплекс текстов хожений XII-XV вв.: Хожение Даниила, игумена Русской земли (XII в.); Хожение Добрыни Ядрейковича (XII-XIII вв.); Анонимное хожение в Царьград (конец XIII- начало XIV вв.); “Из странника Стефана Новгородца” (XIV в.); Хожение архимандрита Агрефения в Святую землю (XIV в.); Хожение Игнатия Смольнянина в Царьград (XIV в.); Хожение дьяка Александра в Царьград (XIV в.); Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину (XV в.); Хожение на Ферраро-Флорентийский собор неизвестного суздальца (XV в.); Хожение Авраамия Суздальского (XV в.); Хожение Варсонофия в Египет, Синай и Палестину (XV в.); Хожение гостя Василия в Малую Азию, Египет и Палестину (XV в.); Хожение за три моря Афанасия Никитина (XV в.); Хожение Мисюря Мунехина (XV в.).

Привлечены также фантастические или “вымышленные”, легендарные летописные и апокрифические хожения, а также сказания, повести и путешествия, позволяющие полнее представить литературу хожений исследуемого периода: Путешествие апостола Андрея в Киев и Новгород (извлечение из летописи); Путешествие княгини Ольги в Царьград (извлечение из летописи); Повесть о Евфросинии Полоцкой (XII в.); Хожение Богородицы по мукам (XII в.); Сказание Епифания Мниха о пути к Иерусалиму (XIV в.); Сказание о Железных вратах (XV в.); Повесть о путешествии архиепископа новгородского Иоанна на бесе в Иерусалим (XV в.). Необходимость включения в круг источников диссертационного исследования легендарных летописных и апокрифических “хожений” обусловлена тем, что в составе этих текстов содержатся сведения, которые восполняют недостаток исторических сообщений о подобных путешествиях в изучаемый период.

В условиях, когда значительная часть архивов и документов изучаемого периода не сохранилась, исключительное значение для понимания узловых аспектов темы имели летописи. Именно в них наиболее полно отразилась информация о внешнеполитических и дипломатических контактах русских удельных земель и Русской Православной Церкви с иноземными странами, в том числе и о самих хожениях: Повесть временных лет; Симеоновская летопись; Рогожский летописец; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов; Новгородская четвертая летопись; Московский летописный свод конца XV в.; Никоновская летопись.


загрузка...