Совершенствование системы управления транспортным процессом на внутреннем водном транспорте (30.11.2010)

Автор: Кузьмичев Игорь Константинович

Потребность в модернизации судов определяется динамикой их выбытия по годам прогнозного периода. Максимальная потребность в новых судах с учетом ограничений определяется на основе оптимальной расстановки.

Далее рассчитываются: план ввода новых судов в эксплуатацию; потребность в инвестициях, объем собственных средств судоходной компании; потребность в кредитовании; денежные потоки при обновлении флота.

7. Расчет оценочных показателей и выбор стратегии обновления транспортного флота.

Наиболее применимыми показателями рыночной оценки стратегии замены флота могут быть следующие:

– экономический эффект стратегии замены флота за прогнозный период;

– рыночная стоимость компании на начало и конец прогнозного периода;

– общая сумма прибыли за минусом платы за долгосрочные кредиты за прогнозный период;

– общая сумма амортизационных отчислений за прогнозный период;

– индекс доходности или рентабельности;

– коэффициент автономности стратегии.

Пятая глава «Исследование и разработка проблем постановки и решения задач непрерывного планирования транспортного процесса» содержит четыре раздела.

В первом разделе (5.1) освещаются общие вопросы постановки задач непрерывного планирования транспортного процесса судоходной компании.

В силу множества объективных причин с 70-х гг. и по настоящее время актуализировалась идея непрерывного планирования транспортного процесса конкурентных преимуществ, которые бы способствовали выводу внутреннего водного транспорта на передовые позиции в отрасли.

На рис. 1 определяется роль комплекса вопросов непрерывного планирования в работе судоходной компании.

Рис.1. Роль непрерывного планирования

в общей системе планирования

на транспортном предприятии Таким образом, миссию внедрения оптимизационной задачи непрерывного планирования транспортного процесса в практику управления работой судоходной компании можно определить как своевременность обеспечения специалиста (менеджера) необходимыми ему для принятия решений данными, максимально полно используя для этого имеющийся потенциал учетно-аналитической информации. В данном определении можно выделить три ключевых понятия: «своевременность обеспечения данными», «принятие решений», «информационный потенциал». Указанная триада должна находиться в основе оптимизационных моделей и методов, применяемых на водном транспорте.

Важным аспектом является определение места задачи непрерывного планирования транспортного процесса в общей информационной системе транспортного предприятия. На сегодняшний день необходимость в таковой системе не вызывает сомнений.

В настоящее время одним из наиболее актуальных становится вопрос совмещения возможностей учета и управления. С 2002 г. в практику работы отечественного бизнеса введено понятие управленческого учета (Management Accounting), представляющего собой рациональную комбинацию принципов учета и управления.

Менеджмент нуждается в информации, а учет ею располагает. Каждое предприятие имеет свои цели, стратегии, приоритеты, интересы, ценности, культуру, традиции, которые отличаются от того же набора атрибутов на других предприятиях. Система управленческого учета должна предоставлять менеджерам информацию о том, как идет продвижение к целям предприятия и какова цена этого продвижения.

На рис. 2 приведена принципиальная схема, определяющая взаимоотношение разных уровней планирования и учета. Информационная система, в основе которой используются данные управленческого учета, должна обеспечивать решение ключевых задач управления и высвечивать проблемы-препятствия на пути продвижения к целям, предупреждать об ухудшении ситуации.

Во втором разделе (5.2) исследуются вопросы применения эвристических экономико-математических моделей к решению задач планирования работы судоходной компании.

Рис. 2. Взаимосвязь информационных потоков

процессов планирования и учета

Эвристическое и оптимизационное направления в области принятия решения не противоречат друг другу. Оба направления имеют определённые недостатки, и один из путей нейтрализации данных недостатков – это использование элементов одного направления на базе другого.

В третьем разделе (5.3) приводится методология моделирования процессов непрерывного планирования работы транспортного флота судоходной компании.

Как показывает накопленный опыт, систему планирования, позволяющую адекватно и своевременно реагировать на изменения условий ведения бизнеса, можно построить на совокупности следующих принципов:

– согласованности процесса планирования со стратегическими задачами развития судоходной компании;

– возможности «проигрывания» различных ситуаций;

– непрерывного характера планирования (как инструмент текущего управления).

Согласование процесса планирования со стратегией компании особенно актуально в современных условиях, особенно для предприятий, имеющих нестабильную среду функционирования.

Процесс непрерывного планирования транспортного процесса следует начинать с постановки и решения задачи стратегического планирования. Основная цель стратегического плана состоит в выработке стратегических приоритетов развития судоходной компании. Стратегический план разрабатывается на длительное время (2–5 лет с разбивкой по годам) и отражает все основные виды деятельности предприятия.

При построении экономико-математических моделей, необходимых для принятия организационно-экономических решений, необходимо выполнить следующие шаги.

1. Выявить множество факторов, определяющих деятельность предприятия в той или иной ситуации.

2. Классифицировать эти факторы по степени их важности относительно деятельности предприятия.

3. Выявить основные информационные потоки.

4. Сформулировать схему переработки информационных потоков для получения решения.

5. Зафиксировать ограничения и требования по отношению к предприятию.

6. Формализовать ситуацию, в которой находится или может оказаться предприятие, за счет математического описания взаимодействия факторов и информационных связей с целью выполнения принятых ограничений.

С учетом указанных шагов модель стратегического планирования транспортного предприятия в формализованном виде можно представить как совокупность следующих зависимостей.


загрузка...