Методическая система формирования информационной культуры студентов вуза экономического профиля (30.11.2010)

Автор: Груздева Марина Леонидовна

Методика формирования социального компонента информационного культуры специалиста экономического профиля. Теоретической основой для этой методики послужил информационный подход, согласно которому в настоящее время во всех сферах жизни и деятельности людей под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения. Современное общество выдвинуло на первый план проблему социализации личности, ее приспособление к новым изменившимся условиям. Для того чтобы человек мог проявлять гибкость к социальной адаптации, развивать самостоятельность в выборе профессиональной деятельности и был готов к самообразованию в течение жизни, то есть всесторонне подготовлен к комфортному и эффективному существованию в условиях информационного общества, он должен обладать социальным компонентом информационной культуры специалиста. В современном информационном обществе студенты уже не учатся изолированно: с помощью сети Internet учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам и имеют возможность обмениваться информацией с учащимися из других городов и стран. Поэтому необходимо формировать у студентов вузов осознание личной ответственности за характер распространяемой информации, формировать у них систему внутренних принципов и убеждений, которая не позволит им в дальнейшей профессиональной деятельности распространять социально-деструктивную экономическую информацию.

Вопросы культуры поведения в информационном обществе должны рассматриваться в экономическом вузе при изучении всех информационных и специальных дисциплин. Начиная с первого года обучения в вузе (курс «Информатика»), на занятиях студентам объясняется роль информации в развитии общества, информационные процессы рассматриваются как неотъемлемая составляющая любой деятельности людей и т.д. В процессе изучения цикла дисциплин «Информационные системы в …» исследуются роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла создания, развития и эксплуатации информационных систем. В процессе изучения профессиональных дисциплин у студентов формируется установка на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией.

Приведем пример задания на формирование социального компонента информационной культуры специалиста на занятиях курса «Менеджмент».

Перечислить и прокомментировать виды и свойства социальной информации в работе менеджера, привести пример их проявления в социальной деятельности менеджера, проанализировать и дать рекомендации.

Виды, свойства социальной информации в работе менеджера Их проявление, использование в социальной деятельности менеджера Рекомендации по оптимизации процесса использования информации в социальной деятельности менеджера

Методика формирования коммуникативного компонента информационной культуры специалиста экономического профиля. Необходимость формирования коммуникативного компонента обусловлена трансформацией сырьевой экономики в экономику, основанную на высоких технологиях. Глобальная сеть Internet позволяет использовать труд мобильного квалифицированного работника, не привязанного к работодателю географически. В основе многих современных корпораций уже лежат «сетевые» модели организации труда: для решении конкретной задачи формируется группа, участники которой территориально могут находиться далеко друг от друга. После решения задачи группа (так называемый «рой») распадается и собирается для решения другой задачи уже в другом составе. Все это требует от специалиста экономического профиля высоких коммуникативных способностей, умения работать в группе через компьютерные сети и т.д.

В методике формирования коммуникативного компонента информационной культуры специалиста экономического профиля информационная образовательная среда является одним из основных средств обучения. Быстрое развитие компьютерных телекоммуникаций в России за последние несколько лет, относительная доступность информационных и коммуникационных технологий для образовательных учреждений формируют учебно-материальную базу для выполнения задач информатизации, поставленных перед российской системой образования, а информационные и коммуникационные технологии превратились в мощный инструмент познания окружающего мира и, в частности, социально-экономических процессов, происходящих в мире.

Формирование коммуникативного компонента информационной культуры специалиста экономического профиля в информационной образовательной среде происходит через:

организацию совместной проектной деятельности студентов разных групп и преподавателей с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической творческой деятельности;

оперативный обмен информацией с помощью информационных и коммуникационных технологий по интересующим участников проекта вопросам, что приводит к расширению кругозора и уровня коммуникативного компонента информационной культуры студентов.

Работа над совместным проектом в информационной образовательной среде с выходом в глобальную сеть Internet формирует у учащихся умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению партнеров, способность вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и др. В процессе работы над проектом у учащихся развиваются умения получать информацию из разнообразных источников (начиная от партнера по совместному проекту и заканчивая удаленными базами данных), обрабатывать ее с помощью информационных и коммуникационных технологий, хранить и передавать другим участникам проекта.

Метод совместных исследовательских проектов учащихся необходимо использовать на протяжении всего обучения в вузе при изучении информационных, а особенно профессиональных дисциплин. Например, при изучении курса «Экономическая теория» студентам можно предложить выполнить проект на тему «Влияние кризиса на экономику России». Совместно со студентами составляется: лист планирования проекта, в котором определяются цель, проблемные вопросы, учебные дисциплины, близкие к изучаемому вопросу, сроки и этапы проведения, участники, круг обязанностей каждого участника и т.д.; лист оценивания проекта, с которым учащихся необходимо ознакомить до начала самостоятельной работы – это дает им возможность сориентироваться в тех направлениях, которые будут оцениваться преподавателем и более точно распределить свои силы; лист планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту; бланк сценария итоговой презентации и т.д. Проект создается студентами в информационной образовательной среде вуза. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов. Обсуждение промежуточных результатов за семинарах, дискуссии, «мозговые атаки», доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту, полученные ими данные, их интерпретацию фактов и явлений.

Методика формирования правового компонента информационной культуры специалиста экономического профиля.

Эта методика реализуется нами в условиях информационной образовательной среды вуза, обеспечивающей многостороннее системное воздействие на обучаемого. На I курсе в рамках изучения дисциплины «Информатика» студентами формируются индивидуальные образовательные среды, информация в которых актуализируется в процессе всего обучения в вузе. Результатом подобной деятельности становится индивидуальное информационное образовательное пространство студента, которое наряду с традиционным содержанием (электронные конспекты лекций, алгоритмы решения практических задач) может включать весьма разноплановые материалы: программы для решения разнообразных задач, базы данных, ссылки на источники Internet, позволяющие расширить индивидуальное образовательное пространство практически неограниченно, что вполне согласуется с принципами открытости образовательной среды.

В настоящее время вопросы защиты информации помимо изучения на первом курсе в рамках дисциплины «Информатика» (чаще всего теоретического изучения компьютерных вирусов и антивирусных программ) больше до четвертого курса не рассматриваются, в то время как в современных условиях всеобщей информатизации и развития информационных и коммуникационных технологий специалисту необходимо ответственно и избирательно относиться к распространяемой и получаемой информации с учетом правовых норм.

На II-III курсах обучения информационно-профессиональные «сквозные» темы, раскрывающие различные правовые аспекты работы с информацией включены нами в содержание таких дисциплин как правоведение, социология, экономическая теория, статистика и др. В рамках профессиональных дисциплин, таких как «Информационные технологии управления», «Информационные системы в экономике» и др. (III-IV курсы), изучаются вопросы правовой защиты информации при использовании автоматизированных систем.

Правовой компонент информационной культуры специалиста включает также вопросы информационной безопасности. Работая в информационной образовательной среде самостоятельно и под руководством преподавателей, студенты приобретают знания, умения и навыки по вопросам обеспечения информационной безопасности своих данных, изучают методы и средства обеспечения информационной безопасности (аутентификация и идентификация пользователей и технических средств, организация защиты информации в персональных компьютерах, криптографическое преобразование информации и электронная подпись), особенности защиты информации в базах данных и в сетях телекоммуникаций, основы компьютерной вирусологии, методы и средства защиты от компьютерных вирусов и вредоносных программ, требования к пользователям информационными и коммуникационными технологиями и рекомендации по обеспечению личной информационной безопасности.

Методика формирования моделирующего компонента информационной культуры специалиста экономического профиля.

Моделирующий компонент информационной культуры начинает формироваться уже в школьном курсе информатики, поскольку именно в школе начинается активное применение информационных моделей как средства обучения и инструмента познания практически на всех предметах. В высшей школе основное внимание необходимо уделять специфике информационного моделирования в будущей профессиональной деятельности. В ходе всего обучения в вузе необходимо учить студентов осознанно применять информационное моделирование в своей учебной (I–II курсы), а затем профессиональной деятельности (III–V курсы). В рамках курса «Информатика» (I курс) нами осуществляется систематизация и обобщение знаний об информационном моделировании и первоначальное знакомство с основными информационными моделями выбранного профиля деятельности. Построение моделей на занятиях математики, физики, эконометрики и др. (I–II курс) подкреплено повторением вопросов, связанных с этапами построения модели, анализом ее свойств, проверкой адекватности модели объекту и цели моделирования, выяснением влияния выбора языка моделирования на то, какую информацию об объекте мы можем получить, изучая его модель и др. В рамках профессиональных дисциплин (III–IV курсы) обучения студентов экономических специальностей основное внимание уделяется математическому моделированию, т.к. математические формулы возникают, в большинстве случаев, как результат исследования реальных экономических и социальных систем. Основное их назначение – описание наблюдаемого поведения систем и предсказание свойств и поведения этих систем.

Основными формами формирования моделирующего компонента информационной культуры специалиста можно считать лекции, лабораторные работы и практические занятия. На лекциях изучается новый материал. Это - определения и примеры моделей; этапы и принципы моделирования; свойства моделей, операции над моделями, требования, предъявляемые к моделям; основные приемы моделирования; подходы к классификации моделей и др. На лабораторных занятиях осуществляется индивидуальное изучение различных моделей с помощью тех или иных средств моделирования. Этими средствами могут быть языки программирования, текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, СУБД, различные вычислительные пакеты и системы моделирования. Практические занятия служат для предоставления отчета по результатам исследования модели. Эти занятия важны для контроля за усвоением материала и за получением навыков практического моделирования. От студентов требуется не только выполнение конкретного задания, но и умение анализировать полученные при его выполнении результаты и формулировать выводы для принятия решений.

Одним из методов формирования моделирующего компонента информационной культуры специалиста экономического профиля является метод открытых моделей. Он позволяет посредством изучения уже построенных моделей понять принципы, лежащие в основе таких построений, и научиться строить собственные модели. Эффективное формирование моделирующего компонента информационной культуры специалиста экономического профиля возможно с использованием метода проектов. В этом случае задание формулируется в виде учебного или исследовательского проекта. Выполнение осуществляется на лабораторных занятиях под руководством преподавателя, либо самостоятельно. Во втором случае можно использовать формирование малых групп для выполнения одного комплексного проекта.

Для формирования моделирующего компонента информационной культуры специалиста экономического профиля нами применяется система учебных задач, позволяющих прогнозировать, обеспечивать, контролировать, оценивать динамику и успешность процесса формирования моделирующего компонента информационной культуры специалиста.

Приведем пример использования информационного моделирования с помощью программы Micrоsoft Excel при изучении функциональных рядов курсе математики.

В начале года цена товара составляла 1000 ден. ед. Инфляционные процессы в течение года по кварталам представлены в таблице.

квартал Инфляция по отношению к предыдущему периоду (%)

Требуется: 1) определить, какова должна быть цена товара в конце года, чтобы компенсировать влияние инфляции; 2) определить, какова будет реальная цена товара в ценах на начало года, если фактическая ее цена изменяться с целью компенсации влияния инфляции не будет.

, где I1 – начальная цена товара, равная 100%, Ik – процент инфляции за k-й период.

Для решения задачи необходимо построить информационную модель и ввести в эту модель исходные данные задачи.

Рис. 2. Пример заданий на формирование культуры информационного моделирования

Одной из важнейших проблем развития обучения является проблема развития мышления, в первую очередь, логического, системного, алгоритмического, творческого. Формирование моделирующего компонента информационной культуры специалиста экономического профиля помогает развить способности к анализу и синтезу, научить использованию системного подхода к исследованиям и проектированию.

Методика формирования профессионального компонента информационной культуры специалиста экономического профиля.

Формирование профессионального компонента информационной культуры специалиста осуществляется через профессиональные навыки и умения, формируемые в процессе информационной и профессиональной подготовки, которые, кроме всего прочего, должны формировать умение использовать информационные и коммуникационные технологии для выполнения расчетов и обработки информации в предметной области. Для студентов экономических специальностей на I курсе в рамках изучения дисциплины «Информатика», например, это нужно делать при изучении электронных таблиц и баз данных.

Для формирования профессионального компонента информационной культуры учебный процесс в вузе должен быть обеспечен учебно-лабораторными кабинетами для выполнения лабораторно-практических работ, компьютерными классами для освоения специализированным программным обеспечением (информационно-поисковыми системами типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант Плюс», многофункциональными системами для управления предприятием («Галактика», «1С:Предприятие», «БЭСТ-ПРО» и др.), необходимой информационной базой (информационно-образовательная среда вуза, выход в глобальную сеть Internet и др.). Работа с этими профессионально ориентированными программными продуктами происходит на III–IV курсах обучения в рамках изучения специальных дисциплин («Статистика», «Маркетинг», «Теория экономического анализа» и др.), а также в рамках изучения курсов «Информационные технологии в …» и «Информационные системы в …». Названия этих дисциплин, как правило, содержат уточнение, касающееся специфики самой специальности, по которой ведется обучение. Обязательные специальные дисциплины подготовки по экономическим специальностям в своем содержании также содержат требования в части информационной подготовки. В некоторых случаях такие требования скрыты и проявляются в объективной необходимости использования при обучении средств вычислительной техники для выполнения трудоемких расчетов. Так, например, обязательная дисциплина «Статистика» изучается студентами почти всех экономических специальностей. Ее типовое содержание предусматривает, в частности:

статистический анализ эффективности функционирования предприятий разных форм собственности, качества продуктов и услуг.

Очевидно, что хотя изучение самих методов статистического анализа возможно и в теоретической форме, выполнение практических исследований по этой тематике предусматривает использование офисного программного обеспечения (электронных таблиц и баз данных) и (или) специализированного программного обеспечения, что на практике практически не происходит. Например, такую задачу как построение эмпирического распределения рейтинга студентов по результатам экзаменов, оцененной в баллах для заданной произвольной выборки студенты решают с помощью Пакета анализа табличного процессора Micrоsoft Excel и с помощью пакета статистического анализа Statistica.

На V курсе будущий экономист должен на примере выпускной квалификационной работы научиться внедрять в практику обоснования экономических решений современный инструментарий анализа, использовать возможности обработки информации с помощью информационных и коммуникационных технологий. Кроме этого выпускники должны уметь на основе имеющейся теоретической подготовки в предметной области самостоятельно с помощью специальной литературы (или обучающих, или Help-систем) осваивать новое программное обеспечение, ориентированное на решение конкретных задач, то есть должны уметь использовать информационные и коммуникационные технологии, применяемые в сфере его профессиональной деятельности.

При изучении Государственных образовательных стандартов по экономическим специальностям выяснилось, что на II курсе обучения нарушается непрерывность формирования профессионального компонента информационной культуры (табл.4). На наш взгляд необходимо включить в содержание таких дисциплин как «Менеджмент» (или для некоторых специальностей «Основы менеджмента»), изучаемых на II курсе, дидактические единицы «Использование информационных технологий в менеджменте», «Системы информационного обеспечения управления», практические занятия при изучении этих дидактических единиц проводить, используя информационные и коммуникационные технологии. Например, в рамках изучения дидактической единицы «Использование информационных технологий в менеджменте» можно разрабатывать бизнес-проекты управления предприятием с использованием программного продукта «Project Expert».

Производственное предприятие приступает к разработке и выпуску опытного образца технологического оборудования, которое должно быть сдано заказчику через шесть месяцев. Стоимость контракта 480000 рублей. По предварительной оценке собственные расходы предприятия на проведение этой работы составят 360 рублей и распределятся равномерно на весь период осуществления проекта. Разработать бизнес-план и проанализировать эффективность этого проекта.

Рис. 3. Пример работы с программой Project Expert

Для студента, как для будущего специалиста, важнейшим является получение системного представления об изучаемых дисциплинах. Решение данной проблемы возможно в условиях образовательного процесса в информационной образовательной среде – благодаря как специфическим особенностям работы с информацией, так и системообразующему назначению информационных и коммуникационных технологий. В процессе обучения студентами формируются индивидуальные образовательные среды, систематизирующие знания по изучаемым дисциплинам.


загрузка...