Архитектура жилища Японии канонического типа: перспективы сохранения и развития (30.11.2009)

Автор: Сидоров Владимир Анатольевич

На правах рукописи

Сидоров Владимир Анатольевич

АРХИТЕКТУРА ЖИЛИЩА ЯПОНИИ КАНОНИЧЕСКОГО ТИПА:

ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

17.00.04 – изобразительное искусство, декоративно-прикладное

искусство и архитектура

Автореферат

диссертации на соискание ученой

степени доктора искусствоведения

Барнаул – 2009

Работа выполнена на кафедре архитектуры и дизайна ГОУ ВПО «Алтайского

государственного технического университета им. И.И. Ползунова»

Научный консультант: доктор искусствоведения,

профессор

Степанская Тамара Михайловна

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,

профессор

Москалюк Марина Валентиновна

доктор исторических наук,

профессор

Ярков Александр Павлович

доктор культурологии,

профессор

Бортников Сергей Дмитриевич

Ведущая организация: Институт истории СО РАН

Защита состоится … ………… ……. …. на заседании Диссертационного совета Д 212.005.09 при ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет» по адресу: 656000, г.Барнаул, ул. Димитрова, 66

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Алтайского государственного университета

Автореферат разослан ….. ………………….

Ученый секретарь Диссертационного совета

доктор исторических наук, профессор А. Р. Ивонин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Методология исследования жилища Японии учитывает специфику принципа «единства противоположностей». В Японии этот принцип понимался и понимается не со знаком отрицания, а со знаком сложения нового со старым, без ущерба или даже с главенством старого. Такой подход «примирение», «развитие…, как повторение», является также содержанием диалектики, и на востоке совершенствовался тысячелетиями. Метод японского миропонимания был заимствован из материковой культуры Китая, Кореи, Сибири, но в отличие от обозначения всего противоположного выражал указанную специфику. Каноничность японской культуры происходит от подражания природе, возвышение ее в канон природы, через синтоизм - следование природе - соответственно сложилась поддерживающая его канон-культура.

Тесная связь общественной и индивидуальной жизни с религией синто и позднее с буддизмом также служила соединению канона природы и канон-культуры во всех проявлениях, в том числе, архитектуре, создав канонические пространства жилищ и храмов, которые по своей природной закономерности ничем не отличались друг от друга. Феномену японской канон культуры посвящены работы ученых Японии: С. Акимото, И. Сабуро, Д. Окада, Н. Ито, Т. Маэда, Т. Ёсидзава, М. Накагава, К. Тонума, И. Курита, М. Уэда, Ф. Хашимото, из России и других стран: К. Кантор А. Лазарев, В.Ф. Сидоренко, А.А. Накорчевский, О. Шуази, А. Печчеи, Р. Христофер, С. Нома, Г. Сансом.

Несмотря на глубокую проработанность феномена канон-культуры в целом у разных народов и в разных областях: истории, литературы, искусствоведения, воспитания и образования, педагогики и психологии, он представляется не достаточно учитываемым в архитектуре, его влияние и его значение для развития архитектуры жилища, как для Японии, так и для России, лежит в основе преемственного сохранения традиций в прошлом и будущем.

Актуальность исследования. Проблема

Традиционные жилые дома в Японии показывают, что двойственная суть жилища как отражения природы и культуры неразделима до настоящего времени и является канонизированной традицией. Это остро противоречит статусу обособления жилища, принятому в континентальной культуре – евразийской и американской, все более широко проникающей в японскую жилищную практику. Не противоречивость внутреннего внешнему – культивировалась веками, включенность в природу – включение природы в жилище обязательно сохраняется в Японии даже в самых современных многоэтажных жилых комплексах, что говорит об использовании канонических традиций жилища и канонических элементов при современном проектировании. В агломерации Токио, насчитывающей сейчас около 1/3 всего населения страны, с наибольшей остротой соприкасаются два противоположных подхода – западный, в широком смысле, замена на новое отрицаемого, безвозвратно утрачиваемого прошлого и традиционный восточный, воспроизводящий каноны прошлого на основе совершенствования достигнутых форм и типов архитектуры и видов искусства. В этом касании, как уже не раз случалось в истории, восточная культура, в отличие от западной, ищет не противоречия, а возможность дальнейшего совершенствования своих канонов, формирующих в жилище образ искусства жизни в гармонии с обожествляемой природой.

Открытие закономерностей развития архитектуры жилища канонического типа, новое их прочтение на примере Японии представляется актуальным за счет усиления духовно-эстетического аспекта, который все более утрачивается в современной архитектуре и без воспроизводства которого невозможно гармоничное развитие и существование человека. Исследование оправдано с экологической стороны, так как показывает экологические технологии строительства и экономии энергетических и материальных ресурсов.

Традиционное жилище занимает значительную долю в жилищном строительстве Японии. Это большие капитальные вложения, как и во всех развитых странах мира. Поэтому научные обоснования в этой области представляются актуальными в экономическом отношении.

Создание наилучших жилищных условий соответствующих традициям и образу жизни людей является желанием населения любой страны, в том числе Японии. Совершенствование жизненных условий путем научного обоснования, таким образом, является актуальным в социальном отношении.

Актуальность рассмотрения жилища с учетом канонических основ в условиях высокой плотности (на примере Токио) обосновывается рядом научно-исследовательских и практических причин:


загрузка...