Художественный рынок Санкт-Петербурга - Петрограда - Ленинграда, его роль и значение в развитии отечественного изобразительного искусства (30.11.2009)

Автор: Северюхин Дмитрий Яковлевич

СЕВЕРЮХИН

Дмитрий Яковлевич

Художественный рынок Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда,

его роль и значение в развитии отечественного изобразительного искусства

Специальность: 17.00.04

(изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура)

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора искусствоведения

Диссертация выполнена на кафедре истории искусства

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова»

Официальные оппоненты Григорий Юрьевич Стернин,

доктор искусствоведения,

профессор

Андрей Владимирович Толстой,

доктор искусствоведения,

профессор

Елена Пантелеевна Яковлева,

доктор искусствоведения,

профессор

Ведущая организация: Российский государственный

педагогический университет

имени А.И. Герцена

Защита состоится «____» февраля 2010 г. в ____ ч.____мин. на заседании диссертационного совета Д-212.152.01 в Московском государственном Художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, дом 9, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться

в библиотеке МГХПУ им. С. Г. Строганова

Автореферат разослан «____» января 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат искусствоведения И.Е. Печенкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертация посвящена исследованию художественного рынка Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда, выявлению его роли и значения в развитии отечественного изобразительного искусства на протяжении трех столетий – с периода петровских реформ и становления новой столицы Российской империи до настоящего времени.

Под художественным рынком в диссертации понимается система социокультурных и экономических отношений, связанных с товарооборотом произведений изобразительного искусства и оплатой услуг по исполнению художественных работ.

Будучи важным компонентом культуры, художественный рынок формирует материальную основу развития изобразительного искусства, существенно и разносторонне влияет на создание, распространение и бытование художественных произведений, на судьбы их авторов и художественную жизнь общества. Из этого следует, что объективное представление о развитии отечественного искусства требует ясного понимания места, роли и значения в его истории художественного рынка, его специфики, форм и механизмов действия.

Всестороннее осмысление генезиса художественного рынка дает возможность точнее и полнее, с позиций современного научного понимания описать историю развития отечественного искусства, по-новому, непредвзято взглянуть на многие ее страницы, дополнить и обогатить их рядом примечательных эпизодов и фактов. Без этого невозможен и анализ общей картины современной петербургской художественной жизни, которая в значительной мере влияет на художественную жизнь России и на то положение, которое русское искусство занимает в мировом художественном пространстве.

Анализ художественного рынка базируется на принципах теоретико-методологической системы, разработанной диссертантом в области искусствознания. Этот анализ строится на представлении о двух его составляющих, каждая из которых имеет свою историю развития, свою специфику и внутренние механизмы. Суть первой составляющей, названной в диссертации «первичным художественным рынком», состоит в том, что художник как «производитель товара» является непосредственным участником («субъектом») рыночных отношений. Особенность второй составляющей, названной «вторичным художественным рынком», заключается в том, что произведение искусства как «товар» отчуждается от своего создателя и бытует на рынке независимо от него. Вторичный рынок охватывает не только антикварную торговлю (как это по традиции трактуется рядом исследователей), но и иные торговые сделки в отношении произведений искусства, совершаемые без участия их автора и без учета его интересов. В диссертации исследуется преимущественно первичный художественный рынок, и лишь в необходимых случаях затрагиваются вопросы комиссионной и антикварной торговли, перепродаж и посмертных распродаж художественных произведений.

В применении к сфере исторического искусствознания термин «художественный рынок» подразумевает любые формы материального вознаграждения и стимулирования художественного труда. Исходя из такого понимания проблемы, в диссертации анализируются государственная политика в области изобразительного искусства и взаимоотношения художника и власти на разных исторических этапах; исследуются взаимоотношения художника с заказчиком, покупателем и посредником; анализируется социально-экономическое положение художника; описывается деятельность художественно-рыночных структур и выставочно-коммерческая практика; формулируются принципы ценообразования в художественной сфере; рассматривается вопрос формирования частных и государственных художественных собраний; значительное внимание уделяется истории художественных объединений; приводится краткое описание картины художественного рынка в годы Первой мировой войны, в ранний советский период и в эпоху утвердившегося социалистического уклада; анализируются особенности художественного рынка в среде андеграунда 1950 – 1980-х гг.; дается характеристика современного состояния петербургского художественного рынка. Все вышеперечисленное позволяет с разных сторон осветить роль и значение художественного рынка Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда в развитии отечественного изобразительного искусства.

Актуальность исследования определяется назревшей необходимостью изучения художественного рынка как искусствоведческой категории. Она обусловлена, с одной стороны, растущим в научном сообществе пониманием значения художественного рынка как фактора, влияющего на развитие изобразительного искусства, а с другой стороны, – недостаточной научной разработанностью этой проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. В отличие от западной искусствоведческой науки, где изучение проблем художественного рынка давно стало одним из традиционных аспектов «знаточества», в отечественном искусствознании этим проблемам долгое время внимания практически не уделялось. Попытки научно описать историю и механизмы художественного рынка, выявить его место и роль в развитии искусства были затруднены насаждаемыми сверху ограничениями политико-идеологического характера и распространенными в советском обществе предрассудками этического толка. Многие важные эпизоды нашего художественного прошлого, связанные с различными материальными обстоятельствами, либо обходились молчанием, либо трактовались с «классовых» позиций в духе вульгарного марксизма и социологизма. Это неизбежно приводило к искажению общей картины истории отечественного изобразительного искусства, делало неясными мотивы действий тех или иных лиц, затрудняло понимание истинной природы ряда значимых событий.

Длительное время искусствоведение обходило должным вниманием историю и творческую деятельность большинства отечественных художественных объединений, как дореволюционного, так и советского времени. Причины тому были сходные: любой опыт свободной общественной самоорганизации воспринимался как скрытая угроза централизованному культурно-экономическому укладу. Но если воссоздание общей картины отечественного художественного рынка в его историческом развитии ожидало лучших времен, то отдельные эпизоды его истории косвенно затрагивались во многих искусствоведческих трудах дореволюционного, советского и постсоветского времени. В числе авторов, касавшихся этой темы, следует назвать С. О. Андросова, Э. М. Белютина и Н. М. Молеву, А. Н. Бенуа, бар. Н. Н. Врангеля, И. Э. Грабаря, А. В. Крусанова, В. П. Лапшина, В. Ф. Левинсона-Лессинга, Г. Г. Поспелова, И. Н. Пунину, Д. В. Сарабьянова, А. А. Сидорова, Г. Ю. Стернина и др.

Ценную информацию по петербургскому художественному рынку второй половины XIX – начала ХХ в. можно почерпнуть из опубликованных в разное время мемуаров и эпистолярного наследия художественных деятелей (А. Н. Бенуа, К. П. Брюллова, В. В. Верещагина, М. А. Врубеля, И. Э. Грабаря, М. В. Добужинского, С. П. Дягилева, Д. Н. Кардовского, И. Н. Крамского, Б. М. Кустодиева, С. К. Маковского, Г. Г. Мясоедова, М. В. Нестерова, И. Е. Репина, Н. К. Рериха, А. А. Рылова, В. А. Серова, К. А. Сомова, В. В. Стасова, кнг. М. К. Тенишевой, П. М. Третьякова, П. П. Чистякова, И. И. Шишкина, кн. С. А. Щербатова и др.). Большое значение для изучения названной темы имеют труды, посвященные истории формирования коллекций Эрмитажа и других дворцовых собраний Санкт-Петербурга, Музея Академии художеств и Русского музея, а также частных художественных коллекций. В последнем случае укажем на ценные публикации обобщающего характера С. А. Овсянниковой (1961), Л. Ю. Савинской (1995), И. И. Сальниковой (2003), И. В. Саверкиной (2004).


загрузка...