Патогенетические аспекты состояния свободно-радикального статуса, иммунитета, цитокинового профиля и среднемолекулярных пептидов у больных ангиной (30.11.2009)

Автор: Нагоева Марьяна Хасанбиевна

Изучение прооксидантной системы с помощью спонтанного НСТ-теста показало, что у больных бактериальной ангиной во всех периодах заболевания имело место существенное повышение показателей НСТ-теста нейтрофильных лейкоцитов. Постепенное снижение уровня НСТ-теста в периоде угасания клинических симптомов, т.е. при улучшении общего состояния больных, статистически достоверно. У больных ангиной в периоде ранней реконвалесценции показатели НСТ-теста остаются существенно повышенными по сравнению с уровнем НСТ-теста здоровых людей, что свидетельствует о неполном завершении патологического процесса. В то же время у больных с катаральной ангиной, а также при легком течении заболевания в периоде ранней реконвалесценции происходит нормализация показателей НСТ-теста.

Полученные данные о повышении НСТ-теста перекликаются с данными об активации свободнорадикальных процессов при острой бактериальной инфекции - ангине, т.к. нитросиний тетразолий, как и микробный эндотоксин, активируя метаболизм в фагоците, вызывает «респираторный взрыв», который сопровождается увеличением потребления кислорода, возрастающим образованием перекиси водорода и свободных радикалов в нейтрофильных лейкоцитах. Степень активности выявленных процессов зависит от стадии, степени тяжести патологического процесса, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний. Таким образом, в фагоцитирующих клетках развивается «респираторный взрыв», характеризующийся мощным, лавинообразным образованием супероксидных радикалов вследствие активации НАДФ-оксидазы с последующим повышением потребления кислорода.

Антиоксидантная система. Свободнорадикальные процессы в организме развивались бы бесконечно, если бы клеточных элементах тканей и крови не находились бы антиоксиданты. При достаточно высоком содержании антиоксидантов в организме образуется лишь количество продуктов ПОЛ, участвующих в регуляции ряда физиологических процессов, уменьшение же содержания антиоксидантов в организме приводит к тому, что продукты перекисного окисления липидов начинают производить вместо физиологического патологический эффект (Е.Е.Дубинина, 1993; М.Ю. Маржохова 2003,2004).

Большое значение в организме играет церулоплазмин (ЦП) плазмы крови, обладающий антиокислительным свойством. Он циркулирует в плазме и перехватывает свободнорадикальные формы кислорода, предохраняя от их повреждающего действия липидосодержащие биоструктуры. ЦП осуществляет гашение свободных радикалов, образующиеся в макрофагах и лейкоцитах при фагоцитозе и развитии перекисного окисления липидов в очаге воспаления. В связи с этим ЦП рассматривают, как антиокислительный компонент, играющий роль внеклеточного чистильщика свободных радикалов. ЦП ослабляет процессы свободнорадикального окисления и активно участвует в разрушении бактериальных токсинов и биогенных аминов-адреналина (Н.Д. Добротина с соавт, 1998).

При определении антиокислительной системы определяли уровень церулоплазмина в плазме крови у больных бактериальной ангиной. При среднетяжелом и тяжелом течении в периоде разгара заболевания бактериальной ангины обнаружено достоверное снижение ЦП, более выраженное при тяжелом течении, особенно наличии осложнений и при присоединении бактериальных осложнений. Более выраженные изменения выявлены у больных лакунарной ангиной с тяжелым течением, а также у лиц с флегмонозно-некротической формой заболевания с наличием деструктивного процесса, что свидетельствует о дефиците антиоксидантной защиты организма.

Одним из ферментов, защищающим клетки от воздействия активных форм кислорода, является каталаза. Она широко распространена в организме человека и животных, причем наибольшие количества фермента обнаружены в эритроцитах, печени и почках. Функцией этого фермента является предотвращение накопления перекиси водорода образующейся при дисмутации супероксидного. Определение активности каталазы основано на определении скорости утилизации перекиси водорода в реакционной смеси, в которую вносят биологический материал, содержащий фермент. (А.И.Карпищенко,1999).

Изучение активности каталазы эритроцитов выявило, что на высоте острого процесса, т.е. в периоде разгара заболевания, имеет место значительное повышение активности каталазы эритроцитов. В периоде угасания клинических симптомов, параллельно с улучшением общего состояния и клинико-лабораторных показателей, прослеживалось постепенное снижение активности каталазы с возвращением к норме в периоде ранней реконвалесценции. При этом, активность каталазы зависела от степени тяжести и наличия сопутствующих заболеваний.

Таким образом, полученные данные у больных бактериальной ангиной выявили выраженные сдвиги в свободнорадикальном статусе организма, носящий однонаправленный характер. Проведенные исследования показали на существенное усиление антиоксидантных компонентов, степень которых зависела от клинических форм, стадии болезни, тяжести и характера течения, а также наличия сопутствующих заболеваний.

Проведенные клинико-биохимические и цитохимические исследования выявили, что у больных ангиной выявлено повышение уровня прооксидантных компонентов свободнорадикального окисления: малонового диальдегида в плазме крови и спонтанного НСТ-теста лейкоцитов с максимальным значением в периоде разгара болезни и со снижением исследуемых показателей в сторону нормализации в периоде реконвалесценции. Изучение антиоксидантных компонентов в процессе заболевания ангиной обнаружило дисбаланс в изменении этих показателей, т.е. угнетения содержания церулоплазмина плазмы крови на повышение активности каталазы эритроцитов.

?????$??$??????+

?$??$??? ????$?????u ????$??$???

?????????Љ?Љ??

Cчия осложнений и сопутствующих заболеваний, а также полноты выздоровления. Комплексная терапия больных ангиной с использованием противовоспалительного, иммуномодулирующего и антиоксидантного препарата «Тамерит» в дозе 100мг внутримышечно 1 раз в сутки в течении 5-8 дней приводит к более быстрой нормализации клинико-лабораторных показателей и сокращению сроков лечения.

Показатели клеточного и гуморального иммунитета у больных ангиной

При бактериальных инфекциях, в частности при бактериальной ангине тяжесть и длительность инфекционного процесса обусловлены биологическими свойствами микробного возбудителя (вирулентность, чужеродность), а также выраженностью и особенностями иммунного ответа на его антигенные свойства. Следует отметить, что все обнаруживаемые изменения в очаге воспаления (в зеве и миндалинах) при бактериальной ангине, выраженная эндотоксинемия приводит в организме к повышению уровня циркулирующих иммунных комплексов, среднемолекулярных пептидов, что оказывает существенное влияние на количественную и качественную характеристику иммунокомпетентных клеток (Т- и В-лимфоцитов, фагоцитов). Показано многообразие проявления действия липополисахарида на иммунную систему, т.к. сам липополисахарид является достаточно иммуногенным агентом. Он способен вызвать неспецифическую пролиферацию (митогенный эффект) и дифференцировку (поликлональный эффект) В-клеток in vivo и in vitro на антигенобразующие клетки. Доказано, что липополисахарид индуцирует Т-клетки, активирует макрофаги и способствует выработке монокинов, усиливает или угнетает иммунный ответ (иммуномодулирующие действия), повышает естественную резистентность к инфекциям, индуцирует аутоиммунные реакции (В.И.Покровский, Б.С.Нагоев, 1983; В.И.Покровский с соавт., 1989; М.Ю. Маржохова, 2004; F.C.Nichols et al., 1988).

Увеличение активности процессов перекисного окисления липидов сопровождается накоплением активных форм кислорода, повреждением клеток макрофагоцитарно-моноцитарной системы, что играет существенную роль не только в повреждении слизистой оболочки зева и миндалин при бактериальной ангине, но и в угнетении общей резистентности организма, нарушении адаптации, а в более поздние сроки заболевания приводит к продукции дефектных, в функциональном отношении, гранулоцитов с угнетением их способности к фагоцитозу. Доказано, что фагоциты выполняют не только защитную роль, но и относятся к факторам специфического иммунного ответа. Макрофаги участвуют в перестройке антигена в иммуногенную форму, передаче информации Т-лимфоцитам, кооперации Т- и В-лимфоцитов.

При беглом рассмотрении состояния показателей иммунитета при бактериальных инфекциях по данным различных авторов наблюдаются разноречивые показатели. Так, А.В.Караулов (1999) отмечает снижение иммуноглобулина А при начальном периоде острой дизентерии, затем уровень всех иммуноглобулинов возрастает, указывает на снижение общих Т-клеток, В-лимфоцитов при относительном увеличении Т-супрессоров М.Ю.Маржоховой наблюдалось закономерное снижение показателей Т-клеточного иммунитета при острых кишечных инфекциях с максимальным значением в периоде разгара заболевания. Иммунорегуляторный индекс, равный отношению СД4 к СД8 был существенно снижен у больных шигеллезом.

В результате проведенных исследований у больных бактериальной ангиной было обнаружено угнетение Т-клеточного звена иммунитета за счет СД4 со снижением иммунорегуляторного индекса (табл.5).

Таблица 5

Показатели Т-клеточного иммунитета у больных ангиной

0,58 3,86 >0.05 <0,001

0,56 3,26 >0.05 <0,001

0,46 3,48 >0.05 >0.05

0,03 0,25 >0.05 >0.05

Угнетение клеточного звена иммунитета наиболее отчетливо прослеживалось у больных с тяжелыми формами бактериальной ангиной, имевших фоновые сопутствующие заболевания или осложнения, что нами расценивалось как истощение на фоне нарушения различных жизненно важных функций организма. Эти изменения подтверждают развитие иммунологической недостаточности в патогенезе бактериальной ангины при крайне тяжелом течении.

Гуморальный иммунитет. Нарушения взаимодействия субпопуляции иммунокомпетентных клеток, стимулирующих или тормозящих антителогенез (клеток- хелперов или супрессоров) является важным фактором, определяющим тяжесть и длительность течения инфекционного процесса (Б.С.Нагоев, М.Ю.Маржохова, 2003; М.Х.Нагоева, 2006). У больных ангиной нами установлено достоверное снижение уровня содержания В-лимфоцитов с максимальным угнетением в периоде разгара заболевания (табл.6), наиболее выраженное у больных с флегмонозно-некротической формой заболевания. При этом в периоде угасания клинических симптомов наблюдалось постепенное повышение исследуемого показателя с приближением к уровню здоровых людей (табл.6).

Таблица 6