Управление жилищно-коммунальным комплексом города: территориально-отраслевой аспект (30.11.2009)

Автор: Минаев Николай Николаевич

Признак Жилищное хозяйство Коммунальное хозяйство

Охват рынка услуг Жилищный фонд Жилищный фонд, административные и производственные здания города

Особенности производства услуг Высокая материало- и трудоёмкость производства услуг.

Преобладание материальных затрат и ФОТ Высокая фондо- и энергоёмкость производства услуг.

Преобладание энергозатрат и амортизационных отчислений

Структура основных производственных фондов Преобладание пассивной части ОПФ (средства труда, обеспечивающие эксплуатацию жилищного фонда) Преобладание активной части ОПФ (сетевое хозяйство и генерирующие мощности)

Тарифное регулирование Тарифы определяют собственники жилых помещений Тарифы устанавливают РЭК и органы местного самоуправления

Диссертантом сделан вывод, что отраслевые отличия влияют и на основные характеристики рынка жилищных и коммунальных услуг.

Так, рынку жилищных услуг свойственны:

конкуренция и многообразие форм управления жилищным фондом (ТСЖ, ЖСК, непосредственная форма управления, частные управляющие организации, муниципальные жилищно-эксплуатационные организации, ДЕЗы и т.д.);

высокая эластичность спроса на услуги управления жилищным фондом, что определяется эффектом замещения и наличием альтернативных форм и механизмов управления жилищным фондом;

низкие барьеры входа на рынок управления жильём (отсутствие порядка лицензирования деятельности и необходимости обладать обширной материально-технической базой);

широкое использование контрактных отношений (договоров подряда и субподряда).

Что касается коммунального хозяйства, то его рыночное развитие определяется следующим:

эффектом масштаба (по мере роста объема услуг удельные затраты существенно понижаются, причем наибольший эффект достигается, когда один производитель охватывает наибольший сегмент рынка коммунальных услуг);

низкой эластичностью спроса по цене, что определяет необходимость государственного и муниципального регулирования естественных монополий);

низким эффектом замещения (уникальность для потребителя).

2. Выделены факторы, определяющие состояние городского хозяйства и влияющие на территориально-отраслевой комплекс города. Определены признаки группировки этих факторов, на основе которой предложены факторы внутренней среды (прямые): технико-технологические и институциональные; факторы внешней среды (косвенные): социальные и экономические; природно-климатические, что позволило сформировать систему индикаторов и регуляторов, количественно определяющих уровень и условия развития территориально-отраслевого комплекса (жилищного и коммунального хозяйства) и в целом ГМХ.

В диссертационной работе проведена группировка факторов, воздействующих на состояние отраслевого комплекса ЖКК городов. В основе группировки факторов использованы несколько признаков:

а) способ и сфера воздействия факторов на объект управления (ЖКК). Согласно этому признаку факторы разделены на внутренние (прямого действия) и внешние (косвенного воздействия);

б) природа факторов. По данному признаку они делятся на технико-технологические, институциональные, социальные, экономические и др.;

в) воздействие факторов на инфраструктуру города, в частности на ЖКК. Согласно этому признаку выделены факторы двух видов: 1) подконтрольные субъектам управления, 2) факторы, влияние на которые со стороны субъектов управления минимально. В первом случае речь идет о социальных, экономических, технических факторах и т.п.; во втором – о природно-климатических.

Предложенная группировка факторов представлена на рис. 2.

К факторам внутренней среды по отношению к объекту управления (ЖКК) отнесены:

1. Технико-технологические факторы, которые определяют техническое состояние объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, сложившийся уровень технологических процессов, степень внедрения энергосберегающих технологий и т.д. При оценке влияния этого фактора использованы индикаторы технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса (износ объектов ЖКК) и др.

2. Институциональные факторы, включающие управленческие, которые обусловливают уровень развития системы управления ЖКК, процедуры, механизмы реализации жилищной и коммунальной политики, соответствие сложившихся моделей управления вектору развития ЖКК. Эти факторы оцениваются с помощью индикаторов внутренней среды, таких как: доля товариществ собственников жилья (и домов с непосредственной формой управления), доля городского жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе (управляющими компаниями) и муниципальными ЖЭУ и т.д. К этой группе относятся нормативно-правовые факторы, которые показывают достаточность законодательной базы для осуществления планируемых преобразований. Эти факторы оцениваются экспертным путем.

Рис. 2. Группировка факторов, воздействующих на ЖКК города

К факторам внешней среды диссертантом отнесены:

1. Социальные факторы (косвенного воздействия), которые связаны с социальной защищённостью граждан в условиях реформирования ЖКК (перехода к новым ценам и тарифам ЖиКУ, соответствие уровня доходов объёму платежей и т.д.) и влияют на уровень социальной напряжённости в обществе и готовности к развитию институтов местного самоуправления. Влияние этих факторов оценивается исходя из показателей уровня и качества жизни, социальной защиты населения и обеспеченности жильем.

2. Экономические факторы, которые также относятся к косвенным факторам, влияющим на ЖКК. Они определяют экономическое состояние отраслей ГМХ, бизнес-структур, функционирующих в этой сфере. К ним относятся: наличие бюджетных ресурсов для структурных реформ, уровень инвестиционной активности, налоговый потенциал города и т.д. В качестве оценки используются показатели городского бюджета и др.

К природно-климатологическим факторам отнесено разграничение по температурному режиму территорий, объединенных в 4 группы.

В диссертации проведено ранжирование факторов по степени значимости, их воздействию на состояние ЖКК и уровень социально-экономического развития города. При этом степень воздействия факторов дифференцирована диссертантом как игнорируемая, незначительная, умеренная, существенная, критическая.

Так, технико-технологические факторы, по мнению диссертанта, являются наиболее сложным и значимым из-за высокой степени износа жилого фонда, коммунальной инфраструктуры, необходимости весомых финансовых ресурсов, которыми город зачастую не располагает. Кроме того данный фактор сопряжён с остальными, в частности, с институциональным. Управленческий кризис городов связан с несовершенством институтов жилищного самоуправления и рыночных институтов управления ЖКК.

Что касается перечня природно-климатологических регуляторов, то они существенно влияют на состояние городского хозяйства и ЖКК, но выходят за пределы компетенций управления со стороны субъектов жилищно-коммунальных отношений.

Итак, предложенная группировка факторов, воздействующих на отраслевой комплекс города, позволила определить систему индикаторов/регуляторов, на основе которой сформулирована система количественной оценка состояния ГМХ и ЖКК города.

3. Предложен авторский подход к управлению ЖКХ на основе разработанной системы индикаторов внешней и внутренней среды и природно-климатологических регуляторов, влияющих на состояние ЖКК. Определены пороговые значения индикаторов, что позволяет сравнивать фактическое состояние ЖКК с нормативным. На основе группировки индикаторов разработаны интегральные показатели, отражающие уровень развития города и состояние ЖКК.

Диссертантом предложена система показателей, позволяющая оценить состояние социально-экономических процессов в ГМХ и ЖКК, в которую вошли несколько групп индикаторов и регуляторов: а) индикаторы внутренней среды (прямые); б) индикаторы внешней среды (косвенные), отражающие состояние и тенденции городского хозяйства и отраслей ЖКК; в) природно-климатологические регуляторы.

В контексте исследования диссертант предлагает расширить и уточнить понятия индикатор и регулятор. Представляется, что индикатором следует считать доступную наблюдению и количественному измерению характеристику изучаемого объекта, отражающую факторы развития элементов городского хозяйства (в том числе ЖКК), обладающую пороговыми значениями, достижение которых указывает либо на искомое состояние объекта, либо на глубину кризиса наблюдаемых процессов. Индикаторы могут отображать внутренние и внешние процессы в городском хозяйстве (ЖКК) в зависимости от контекста и объекта исследования.

Под регулятором понимается такое воздействие на рассматриваемый процесс, которое не поддается прямому влиянию и регулированию со стороны субъектов управления городским хозяйством (ЖКК). Предлагаемая система индикаторов и регуляторов представлена в табл. 2.

В работе предложено устанавливать пороговые или нормативные значения для индикаторов, которые определяются либо исходя из нормативных значений эксплуатации объектов (индикаторы технического состояния), либо в результате сопоставления со среднероссийскими значениями, либо экспертно, на основе произведённых аналитических исследований социально-экономического развития городов России.


загрузка...