Музыкальное воспитание и образование ребенка в современной российской семье (30.11.2009)

Автор: Матвеева Лада Викторовна

МАТВЕЕВА Лада Викторовна

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ РЕБЕНКА

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ

13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания

(музыка; уровень дополнительного образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Екатеринбург ? 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО

«Уральский государственный педагогический университет»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Адищев Владимир Ильич

доктор педагогических наук, профессор

Сизова Елена Равильевна

доктор педагогических наук, профессор

Беляев Сергей Егорович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Чувашский государственный

педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Защита состоится 26 февраля 2010 г. в 12.00 часов в ауд. 316 на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Автореферат разослан ……. января 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Кубасов А. В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В процессе осмысления любой из современных проблем основного и дополнительного детского музыкального образования так или иначе затрагиваются вопросы семейного воспитания ребенка. Семья – это первичный источник музыкального опыта ребенка, та музыкальная среда, в которой дошкольник и младший школьник проводит большую часть своей жизни. Ценностные ориентиры семьи в области музыкального искусства изначально формируют музыкальные вкусы и предпочтения ребенка. Позиция семьи во многом определяет как сам факт, так и успешность получения ребенком музыкального образования.

При безусловном признании значимости семьи в сфере музыкального воспитания и образования ребенка в музыкально-педагогической теории и практике, количество фундаментальных работ, непосредственно посвященных исследованию проблем музыкального воспитания ребенка в семье, исчисляется единицами: докторское диссератционное исследование Н.В. Карташева (1997), кандидатские – Е.И. Замошиной (1985), С.А. Феруза (1991); вопросы музыкального воспитания ребенка в семье находят отражение в исследованиях Л.М. Кашаповой, Е.Л. Рыбаковой, С.Б. Рыжих. В данных работах осуществлена дифференциация семейного музыкального воспитания ребенка на стихийное и сознательное направления, осмыслена роль семейной музыкальной среды в музыкальном воспитании и развитии ребенка, предложены разнообразные формы и методы ее содержательного обогащения, вовлечения детей и родителей в совместное музицирование, педагогического просвещения родителей. В последние годы появились диссертационные исследования, акцентирующие вклад семьи в решение задач дополнительного музыкального образования ребенка, в которых исследуются возможности активного вовлечения родителей в жизнедеятельность детской музыкальной школы, детской школы искусств, общеобразовательной школы с углубленным изучением дисциплин эстетического цикла (О.Ф. Антипина, Е.И. Зотова, О.Л. Латышев).

Немногочисленность фундаментальных исследований, посвященных музыкальному воспитанию и образованию ребенка в семье, резко контрастирует с широким охватом и множественностью авторских подходов к изучению различных аспектов семейного воспитания ребенка в педагогических и психологических источниках, где значительное количество работ, выполненных в русле отдельных содержательных направлений, позволяет проследить преемственные взаимосвязи, выявить линейную и концентрическую последовательности в освоении семейной проблематики на различных этапах становления современной российской семьи.

В современном межотраслевом знании сложились устойчивые традиции изучения семьи как сложной социальной системы, обладающей свойствами социального института и малой социальной группы, характеризующейся функциональными и структурными параметрами. Установлено, что во второй половине ХХ в. институт семьи претерпел существенные структурные и функциональные изменения, о чем свидетельствуют либерализация нормативных требований к семье и браку, перераспределение семейных ролей, изменение иерархии между поколениями, кросс-культурные браки, стремление к малочисленности и т. п. Для современной российской семьи, адаптирующейся к последствиям социальных реформ 90-х гг. ХХ в., помимо указанных свойств, характерны: кардинальное изменение привычного образа жизни, утрата прежних и поиск новых идеологических ориентиров, переоценка жизненных ценностей и приоритетов. Определяя стратегию воспитания ребенка, современные родители ориентируются на изменившиеся социальные реалии, руководствуются новыми представлениями о престижных сферах деятельности и жизненном успехе (Н. Аккерман, А.И. Антонов, С.И. Голод, В.Н. Гуров, А.И. Давыдов, В.Н. Дружинин, С.В. Ковалев, М.С. Мацковский, Г. Навайтис, М. Николс, Н.С. Пряжников, В. Сатир, В.Я. Титаренко, В.С. Торохтий, А.Г. Харчев, В.М. Целуйко, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.).

Результаты воспитания ребенка в современной российской семье оцениваются исследователями диалектично. С одной стороны, констатируются утрата привычных ориентиров в воспитании ребенка, обесценивание опыта предшествующих поколений, сокращение воспитательного потенциала семьи, затруднения в реализации родителями воспитательной функции, разрыв связи между поколениями, возрастание напряженности в детско-родительских отношениях. С другой стороны, отмечается восстановление и наращивание дидактической системы семьи, возрастание роли семьи как заказчика дифференцированных, профильных образовательных услуг, ценностное отношение родителей к образованию детей, наличие широкого круга родителей, имеющих возможность включения своих детей в сферу дополнительных образовательных услуг различного профиля, жертвенное поведение взрослых членов семьи во имя решения задач воспитания и образования ребенка (Е.П. Арнаутова, Г.В. Воронцова, И.Ф. Дементьева, Н.А. Зелевская, Г.А. Карпова, В.Т. Кудрявцев, А.И. Кузьмин, Т.В. Пермякова, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков и др.).

Очевидно, что речь идет о различных условиях семейного воспитания ребенка, воспитательных и образовательных стратегиях, тактиках, посредством которых родители реализуют свои намерения. Сказанное имеет непосредственное отношение к семейному музыкальному воспитанию ребенка, качество которого вызывает справедливое беспокойство у представителей музыкальной и музыкально-педагогической общественности, и музыкальному образованию, содержание и способы получения которого широко варьируются в соответствии с возможностями, предоставляемыми действующей системой основного и дополнительного музыкального образования.

Современные концепции музыкального воспитания, общего и дополнительного музыкального образования базируются на гуманистических идеях признания права каждого ребенка заниматься музыкой «для себя» или с отдаленной перспективой профессионального самоопределения, развивающего воздействия педагогически целесообразной музыкальной среды, учета интересов и потребностей ребенка при выборе содержания и способов получения музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, А.С. Базиков, Л.А. Безбородова, Д.Б. Кабалевский, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.). Успешность реализации данных идей в массовой педагогической практике определяется, во-первых, позицией семьи, перед которой ставятся задачи своевременного определения в сфере основного и дополнительного музыкального образования ребенка, во-вторых, умением педагога организовать процесс взаимодействия участников музыкально-образовательного процесса с учетом условий воспитания ребенка в конкретных семьях. Однако исследования стратегии и тактики современной российской семьи в сфере музыкального воспитания и образования ребенка, в которых были бы объединены возможности основного и дополнительного музыкального образования, до настоящего времени не проводились.

Свойственная российской семье внутриинституциональная и внутригрупповая вариативность, проявляющаяся на уровне социального и материального положения, количественного и персонального состава, ориентации на различные образцы семейного жизнеустройства, ценности, приоритеты и т. п., обусловливает бесконечное множество вариантов семейного воспитания ребенка (Ю.П. Азаров, Л.П. Богданова, А.П. Булкин, С.И. Голод, Т.А. Гурко, В.Н. Дружинин, Л.В. Карцева, И.Я. Медведева, А.С. Петровский, Н.С. Пряжников, Т.Л. Шишова, А.С. Щукина и др.). Разнообразные характеристики семейной жизнедеятельности находят отражение в многочисленных, взаимно пересекающихся вариантах типологизации. Однако, ввиду обилия подробных разработок, их комплексное применение, как на теоретическом, так и на практическом уровнях, затруднено. Актуальным является поиск интегрирующего звена, позволяющего объединить многообразную информацию о различных вариантах жизнедеятельности современной российской семьи и условиях воспитания ребенка в контексте задач музыкального воспитания и образования ребенка, с учетом возможностей учреждений основного и дополнительного музыкального образования.

Сказанное позволяет выявить следующие противоречия:

на социально-педагогическом уровне – между потребностью общества в качественной реализации задач музыкального воспитания и образования ребенка в семье и отсутствием теоретического обоснования стратегии и тактики современной российской семьи в сфере музыкального воспитания и образования ребенка;

на научно-теоретическом уровне – между теоретической разработанностью проблем жизнедеятельности современной семьи, определяющих особенности семейного воспитания ребенка, и недостаточной теоретической разработанностью проблем музыкального воспитания и образования ребенка в семье с учетом особенностей основного и дополнительного музыкального образования.

на научно-методическом уровне – между разработанностью типологий семьи, отражающих многочисленные количественные и качественные характеристики, и неразработанностью инструментария, позволяющего структурировать данные характеристики в контексте решения в семье задач музыкального воспитания и образования ребенка.

Анализ противоречий позволил сформулировать проблему исследования, суть которой состоит в теоретическом обосновании стратегии и тактики современной российской семьи в сфере музыкального воспитания и образования ребенка с учетом возможностей основного и дополнительного музыкального образования и вариативности условий семейного воспитания.

Целью исследования является теоретическое обоснование стратегии и тактики современной российской семьи в сфере музыкального воспитания и образования ребенка.

Объект: процесс музыкального воспитания и образования ребенка в современной российской семье.


загрузка...