НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ (30.11.2009)

Автор: Лапин Юрий Ерминингельдович

ЛАПИН Юрий Ерминингельдович

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

14.00.33 – общественное здоровье и здравоохранение

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Москва, 2009 год

Работа выполнена в Учреждении Российской академии медицинских наук

Научном центре здоровья детей РАМН.

Научный консультант:

доктор медицинских наук,

профессор, академик РАМН БАРАНОВ Александр Александрович

Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук,

профессор, академик РАМН ЛИСИЦЫН Юрий Павлович

доктор медицинских наук,

профессор,

член-корреспондент РАМН КУЧЕРЕНКО Владимир Захарович

доктор медицинских наук,

профессор ЧИЧЕРИН Леонид Петрович

Ведущая организация:

ГОУ ВПО Казанский государственный медицинский университет Росздрава.

Защита состоится «____» ________________ 2009 г. в 13-00 часов на заседании диссертационного совета Д 001.023.01 при Учреждении Российской академии медицинских наук Научном центре здоровья детей РАМН по адресу: 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский проспект, дом 2/62.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Научного центра здоровья детей РАМН.

Автореферат разослан «____ » ________________ 20__ г.

Учёный секретарь диссертационного совета

кандидат медицинских наук Тимофеева А.Г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность. За последние два десятилетия в Российской Федерации одним из последствий неблагоприятных изменений в различных сферах жизнедеятельности общества стало ухудшение здоровья детей, в том числе рост хронических форм соматической патологии и психических расстройств, повышение частоты врождённых пороков развития, «возрождение» старых инфекций (туберкулёз, болезни, передаваемые половым путём) и актуализация новых (ВИЧ, гепатит С), распространение алкоголизма, наркомании, снижение показателей физического развития и т.д. Указанные процессы явились предметом медико-социальных, медико-организационных и других научных исследований, направленных на решение современных проблем детства (Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., 2003; Ильин А.Г., 2005; Яковлева Т.В., 2005; Абольян Л.В.; 2006; Чичерин Л.П., 2006; Орёл В.И., Середа В.М., 2006; Кучма В.Р., 2006; Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., 2007; Баранов А.А., Валиуллина С.А., Ваганов Н.Н., Карпухин Е.В., 2007; и др.). Разработанные меры позволили решить многие научные и практические вопросы совершенствования охраны здоровья детей, однако, как отмечают Т.В.Яковлева и А.А.Баранов (2009), в течение последних лет динамика ряда важных показателей состояния здоровья детского населения не имеет тенденции к улучшению.

По данным, представленным на XVI Съезде педиатров России (февраль 2009 г.), 40% детей рождаются больными или заболевают в период новорождённости, почти каждый десятый младенец появляется на свет недоношенным или с низкой массой тела, более чем у 50% подростков диагностированы заболевания, которые в дальнейшем могут отрицательно повлиять на репродуктивную функцию, ежегодно 30% юношей в возрасте 17 лет освобождается от военной службы по состоянию здоровья.

Указанные процессы подтверждают известный, но ещё недостаточно учитываемый в стратегии национального развития факт того, что здравоохранение является не единственным сектором, ответственным за сохранение и укрепление здоровья, поскольку основные причины, определяющие неблагополучие детей, относятся к социальной и экономической сферам. Так, в документах ВОЗ отмечается роль сектора финансовой политики, который оказывает нередко значительно большее воздействие на состояние здоровья, чем политика сектора здравоохранения. В Российской Федерации отрицательные последствия такого превосходства наиболее существенны в связи с отсутствием законодательно закреплённой политики сектора здравоохранения, способной устранить это противоречие. В результате «недостаточное финансирование службы охраны материнства и детства, …особенно профилактических мероприятий, привело к тому, что доля здоровых детей в ряде регионов составляет не более 10%».

позволяет сделать вывод о том, что поскольку социально-экономические детерминанты здоровья (финансовая политика; уровень жизни и жилищные условия семей с детьми; конфликтные ситуации в обществе и др.) оказывают определяющее влияние на здоровье детей, постольку предметное поле детского здравоохранения необходимо расширить в направлении исследования и формирования правовых механизмов воздействия на эти детерминанты, в том числе средствами государственной политики в области охраны здоровья детей (Лапин Ю.Е., 1993, 2001; Баранов А.А., Лапин Ю.Е., 2003, 2009). Такой подход к изучению сложного объекта предусматривает интегральное взаимодействие комплекса научных дисциплин – педиатрии, общественного здоровья и здравоохранения, права и др. – и отражает справедливое замечание В.И. Вернадского о том, что «мы всё больше специализируемся не по наукам, а по проблемам».

В настоящем исследовании государственная политика в области охраны здоровья детей определяется нами как самостоятельное, законодательно закреплённое приоритетное направление во внутренней политике, обеспечивающее целенаправленное регулирование общественных отношений для полного осуществления права каждого ребёнка на охрану здоровья. В данном контексте понятие правового регулирования означает такое упорядочивающее воздействие на систему общественных отношений, которое необходимо для реализации государством своих обязанностей в отношении детства, включая устранение, как отмечается в документах ООН, не только непосредственных, но и «более широких и глубоких причин» сохраняющейся неадекватной защиты прав детей на охрану здоровья.

Формирование исследуемого направления государственной политики относится к компетенции сектора здравоохранения. В 2003 г. совместным приказом Министерства здравоохранения России и Российской академии медицинских наук разработка научно обоснованной концепции долговременной государственной политики в области охраны здоровья детей была включена в программу мер, принятую по итогам Всероссийской диспансеризации детей (2002 г.). Необходимость реализации такой разработки поддержана участниками XIV (LXXVII) сессии Общего собрания Российской академии медицинских наук «Научные основы охраны здоровья детей» (9-11 декабря 2004 г.), а также отражена в материалах Научной сессии академий наук, имеющих государственный статус, «Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития российского общества и государства» (5-6 октября 2006 г.).

В представленном исследовании в качестве его объекта определена сфера государственной деятельности в области охраны здоровья детей, функционирование и развитие которой подчиняется закономерностям, обусловленным не только уровнем развития здравоохранения, но и действующей в обществе правовой и моральной практикой в отношении ребёнка.

Предмет исследования охватывает отношения между различными секторами жизнедеятельности общества, целенаправленное регулирование взаимодействия которых средствами государственной политики позволяет получить необходимый результат – улучшение здоровья детей.

Целью данной работы явилось изучение условий и факторов формирования государственной политики в области охраны здоровья детей, обоснование концептуальной модели её структуры и функционирования и выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию системы детского здравоохранения.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

Изучить эволюцию стратегии охраны здоровья детей в современной России.


загрузка...