Формирование рыночных доходов в сельском хозяйстве (вопросы теории и методологии) (30.11.2009)

Автор: Комшанов Дмитрий Сергеевич

- это паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Ухудшение условий межотраслевого обмена для сельскохозяйственных организаций сказывается на объеме их межотраслевых отношений с организациями поставщиками ресурсов для сельского хозяйства, уменьшении объемов сельскохозяйственного производства и снижении его эффективности и как следствие к уменьшению объемов межотраслевых отношений сельского хозяйства с организациями и III сферы АПК.

Для эффективного функционирования АПК России необходимо формирование организационно-производственных систем, основанных на критериях технологической целесообразности. Подобные системы составят каркас технологического комплекса эффективных экономик и окажут стабилизирующее воздействие на цены и производство. К сожалению, в силу стихийности приватизации и отсутствия стимулов для интеграции увеличивается организационная дробность производства, что, в свою очередь, порождает распыление и неэффективное расходование ресурсов.

Вертикальная интеграции в АПК обеспечивает согласование не только частных интересов отдельных хозяйствующих субъектов, но и народнохозяйственные преимущества (макроэкономические). Любой предприниматель всегда стремится получить наибольший доход на вложенный капитал, увеличить скорость его обращения. В системе межотраслевого производства становятся особенно наглядными условия, при которых темп капиталообразования достигает своей максимальной величины. Цель любой коммерческой организации, состоящая в максимизации прибавочной стоимости, в условиях цепочки взаимосвязанных организаций не изменяется - модифицируется только способ ее достижения. Максимум интегрального дохода не складывается из индивидуальных прибылей. Максимальные темпы развития достижимы, когда на всех промежуточных этапах прибыль равна нулю, т.е. когда нет частно-индивидуального присвоения прибавочной стоимости. Поэтому нулевая прибыль на промежуточных стадиях производства данного продукта является обязательным условием наивысшей скорости воспроизводства совокупного капитала агропромышленного комплекса, увеличения результата его функционирования.

Таким образом, в современных условиях в основу эффективных межотраслевых отношений в АПК должны быть положены следующие принципы: производство конкурентоспособной продукции, объединение отраслей в вертикальные блоки, имеющие тесные технологические и организационно-экономические взаимосвязи, сбалансированность отраслей, сфер и звеньев в целях достижения наибольшей эффективности функционирования АПК, ориентация индивидуальных интересов на конечный результат.

Одним из важных направлений регулирования условий получения сельским хозяйством объективно необходимых рыночных доходов является саморегулирование путем развития кооперации и интеграции, создания различных агроформирований, объединяющих производство, переработку и реализацию в единый воспроизводственный процесс. Экономические взаимоотношения между участниками при этом должны строиться на равновыгодной, эквивалентной основе.

На районном и локальном уровнях может развиваться производственно-технологическая интеграция как в «мягкой», так и «жесткой» формах. К мягким (ассоциативным) интегрированным структурам относятся: ассоциации, союзы, консорциумы и даже финансово-промышленные группы. Развитие мягких форм связано с мотивацией к объединению с производителями родственной продукции. К жестким имущественным (корпоративным) структурам относятся в основном акционерные структуры. В молочном подкомплексе получили распространение мягкие формы интеграции, в мясном – жесткие.

Экономический механизм интегрированных формирований – это совокупность экономических рычагов, воздействующих на экономические интересы коллективов ее структурных подразделений и реализующих единую организационно-технологическую политику, проводимую интегрированным формированием с целью стабилизации агропромышленного производства. В состав этого экономического механизма включаются:

экономические нормативы производственно-хозяйственной деятельности;

пропорции распределения экономических и финансовых результатов деятельности подразделений интегрированного формирования в целом.

По существу, проблема экономических отношений в агропромышленных формированиях сводится к определению вклада сельскохозяйственных товаропроизводителей (поставщиков сырья) в конечный результат, под которым понимается выручка от реализации продукции перерабатывающей организации в оптовых или отпускных ценах. Для решения данной задачи предлагается использовать две методические схемы:

первая предусматривает обоснование расчетных цен на сырье и продукты переработки и последующее установление доли стоимости сырья (в расчетных закупочных ценах) в стоимости товарной продукции перерабатывающей организации (в расчетных оптовых или отпускных ценах);

вторая предполагает определение стоимости сырья по остаточному принципу, то есть за вычетом из выручки от реализации продукции собственных затрат и прибыли. При этом дается обоснование основных экономических показателей перерабатывающей организации (выручки от реализации, затрат на переработку, прибыли), а затем устанавливается доля стоимости сырья в выручке от реализации продукции.

Обе схемы имеют свои достоинства и недостатки, а также общие сложности нормативно-информационного обеспечения. По Псковской области рекомендуется первая схема, как более отражающая структурные характеристики производства.

В настоящее время инженерно-техническое обеспечение АПК обслуживающими и снабжающими организациями различных форм собственности производится бессистемно. Их деятельность не координируется, не увязывается с задачами сельскохозяйственных товаропроизводителей и не направлена на повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Разрушены или имеют тенденцию к разрушению вертикальные связи внутри АПК по направлениям: производство и реализация сельскохозяйственной продукции, ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники, материально-техническое снабжение АПК, производственное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей, переработка сельскохозяйственной продукции и т.п.

На региональном уровне политика воссоздания системы инженерно-технического обслуживания должна происходить при бюджетной поддержке с включением в нее организаций переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Включение в систему инженерно-технического обслуживания переработки и реализации создало бы эффективную систему инженерно-технологического обеспечения АПК.

Шестое положение состоит в обосновании регулирования процесса формирования рыночных доходов и системы мер, направленных на создание условий для справедливого распределения рыночных доходов, и мер, направленных на устранение искажений в распределении доходов, т.е. их перераспределение путем бюджетной поддержки сельского хозяйства.

В экономически развитых странах проблема разной доходности отдельных отраслей решается путем солидной поддержки производства низкорентабельных продуктов, а также бюджетного финансирования социальной сферы села в сочетании с развитием на сельских территориях малого и среднего бизнеса. Сельхозпроизводителям, а также на развитие сельских территорий, финансирование прогрессивных проектов, содержание государственных сельскохозяйственных организаций направляют в среднем 63-65% от валового внутреннего продукта сельского хозяйства. В России финансирование сельского хозяйства из консолидированного бюджета составляет только 10-12% от созданного в отрасли ВВП, что достаточно лишь для государственных сельскохозяйственных организаций, незначительной бюджетной поддержки сельхозпроизводителей в отдельных регионах и более богатых ресурсами субъектах Федерации.

Уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства крайне недостаточный. Бюджетные субсидии не оказывают большого влияния на доходность сельского хозяйства. Так, в 2007 году уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций без учета субсидий составлял по данным Росстата 8,1%, а с учетом субсидий 17,2%. При этом отношение всех начисленных субсидий к выручке от реализации продукции выросло с 3,9% в 2000 г. до 7,8% в 2007 г., т.е. существенного увеличения бюджетной поддержки сельского хозяйства за данный период не произошло. В то время как в странах ЕС бюджетная поддержка составляла 32%. Уровень бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий остается низким и составлял 411 руб. в 2007 г.

Отдельные регионы имеют возможность софинансировать федеральные программы прямой поддержкой своих производителей. На практике сложился разрыв и значительная дифференциация уровня бюджетной поддержки. "Богатые регионы" в России расположены преимущественно в северной и восточной ее части, наименее приспособленной к аграрному производству, а аграрное производство ведется в регионах с бюджетным дефицитом (таблица 10).

Серьезное внимание проблеме регулирования АПК стало уделяться начиная с 2006 года. В 2006-2007 гг. в России действовал приоритетный национальный проект «Развитие АПК». В 2007 году принята «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.». В данной программе, как и по национальному проекту, предусматривается долевое финансирование из федерального бюджета различных мероприятий при условии первоначального регионального финансирования. Однако, исходя из состояния региональных бюджетов, в более бедных регионах предусмотренные программой меры не могут быть выполнимыми.

Таблица 10 – Рентабельность производства и уровень бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций в 2007 году

Регион РФ рентабельность без субсидий, % уровень бюджетной поддержки, % рентабельность с учетом субсидий, % уровень бюджетной поддержки в % к среднероссийскому уровню, %

Российская Федерация 8,1 7,8 17,2 100,0

Центральный федеральный округ 7,7 6,2 14,8 79,7

Северо-Западный федеральный округ 6,7 7,6 15,5 97,8

     Республика Карелия -10,7 16,3 6,7 209,9

     Республика Коми -4,8 13,1 9,5 168,2

     Архангельская область -4,7 15,9 13,3 205,0

     Ненецкий автономный округ -12,7 26,7 19,1 343,8

     Вологодская область 0,0 8,8 9,8 113,2

     Калининградская область 7,2 6,4 14,5 81,7

     Ленинградская область 9,4 4,0 13,9 51,0

     Мурманская область -23,7 23,5 -0,6 302,3

     Новгородская область 4,1 8,0 13,2 102,8

     Псковская область -5,4 6,4 0,8 82,9

Южный федеральный округ 19,5 4,2 24,7 54,2

Приволжский федеральный округ 2,5 10,0 13,8 128,2

Уральский федеральный округ 5,4 11,3 18,8 145,2

Сибирский федеральный округ 6,9 9,3 17,9 119,9


загрузка...