Формирование рыночных доходов в сельском хозяйстве (вопросы теории и методологии) (30.11.2009)

Автор: Комшанов Дмитрий Сергеевич

Низкая эластичность спроса по цене на продукцию сельского хозяйства.

Большое различие в издержках производства.

Рисунок 2 – Формирование рыночных доходов сельского хозяйства России

Перечисленные факторы низкой конкурентоспособности сельского хозяйства связаны с особенностями спроса на продукцию сельского хозяйства и со специфическими особенностями данной отрасли, которые при слабом государственном регулировании приводят к злоупотреблениям рыночной властью организаций-поставщиков ресурсов для сельского хозяйства, перерабатывающих и торгующих организаций по отношению к сельскому хозяйству.

Предлагаемая нами система регулирования процесса формирования доходов сельского хозяйства состоит из мер саморегулирования и государственной системы регулирования, которое происходит как на федеральном, так и на региональном уровнях (рисунок 3).

Саморегулирование условий получения сельским хозяйством рыночных доходов происходит в результате рыночного взаимодействия самих экономических субъектов на основе их взаимовыгодного сотрудничества и добросовестной конкуренции. Применение только государственного регулирования доходов сельского хозяйства в отрыве от саморегулирования не дает положительного результата. Саморегулирование условий получения рыночных доходов является элементом экономической системы и связано с такими категориями, как собственность, экономические интересы, и реализуется через них. Под саморегулированием следует понимать процесс поддержания целостности системы общественного производства, происходящий не путем воздействия на волю субъектов экономической деятельности специально созданных органов управления, а процесс, навязанный внутренней логикой развития самой системы. Саморегулирование процесса формирования рыночных доходов в АПК проявляется как результат столкновения и переплетения, зачастую противоречащих друг другу интересов отдельных его отраслей и организаций, и происходит на основе кооперации и интеграции.

Важнейшими направлениями государственного регулирования доходов сельского хозяйства являются:

Формирование конкурентной среды, демонополизация организаций первой и третьей сфер АПК.

Поддержание стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке путем проведения закупок и госинтервенции продукции.

Содействие развитию рыночной инфраструктуры (оптовых продовольственных рынков, страховых учреждений, бирж, совершенствование банковской и налоговой систем).

Введение для сельских товаропроизводителей льготной системы налогообложения и кредитования.

Финансовая поддержка сельского хозяйства, прежде всего, путем финансирования ряда государственных целевых программ развития агропромышленного производства, централизованного дотирования, компенсирования и инвестирования.

Подготовка и повышение квалификации кадров сельского хозяйства, адаптированных к сложным условиям рыночной экономики.

Проведение политики активного протекционизма и обеспечение отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком и др.

Все из перечисленных мер, за исключением пятой меры, направлены на создание для сельского хозяйства благоприятных условий в межотраслевой конкуренции. Пятая мера, включающая финансирование государственных целевых программ, дотации и компенсации, направлена на устранение негативных последствий рыночного распределения доходов.

Второе положение относится к методам определения условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства. Предлагаемая методика – мониторинг доходов основывается на системе прямых и косвенных показателей, отражающих доходность сельского хозяйства.

История развития сельскохозяйственного производства нашей страны говорит о постоянном существовании неэквивалентности обмена между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.

Определить условия формирования рыночных доходов сельского хозяйства по данным бухгалтерского учета, на наш взгляд, можно на основе сравнения показателей рентабельности продаж и активов по видам экономической деятельности, рассчитанных по данным бухгалтерской отчетности организаций (таблица 1).

Таблица 1 – Рентабельность продаж и активов по видам экономической деятельности (по данным бухгалтерской отчетности организаций) России

Вид экономической

деятельности Рентабельность проданных товаров, работ, услуг, % Рентабельность активов, %

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

В целом по экономике 13,5 13,2 13,1 8,8 12,2 10,4

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6,7 8,2 14,3 2,8 4,0 6,4

Добыча полезных ископаемых 35,6 30,6 30,5 12,9 15,3 11,4

Обрабатывающие производства 15,3 16,6 18,3 11,9 15,6 14,8

в т.ч. пищевая промышленность 7,9 8,8 9,3 6,3 6,9 6,6

Показатели рентабельности продаж и активов по сельскому хозяйству несколько хуже, чем по другим отраслям экономики, однако наш анализ показал, что они даже завышены для сельского хозяйства. Важнейшим фактором, искажающим показатели доходности, является относительно более низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве.

В 2007 году в структуре затрат по виду экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды занимали 21,7%. При этом заработная плата по данному виду экономической деятельности составляла 45,2% по отношению к средней по экономике и 55,5% к пищевой промышленности. Если бы средняя заработная по виду экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» была на уровне средней заработной платы в пищевой промышленности, то рентабельность проданных товаров составляла бы не 14,3%, а -2,6%.

Однако по данным системы национальных счетов, которые широко используются органами государственного управления при разработке экономической политики, определенная доходность сельского хозяйства имеет значительные неточности. Нами выявлены две глобальные диспропорции.

Первая диспропорция относится к высокой макроэкономической рентабельности сельского хозяйства по данным системы национальных счетов. На основе данных системы национальных счетов России проведен расчет макроэкономической рентабельности сельского хозяйства в целом и в разрезе отдельных секторов (организации и хозяйства населения) за 2006-2007 гг. Данные свидетельствуют о высокой доходности отрасли, что противоречит ранее сделанным нами выводам о неблагоприятных условиях формирования рыночных доходов для отрасли по данным бухгалтерского учета.

Таблица 2 - Расчет макроэкономической рентабельности сельского хозяйства по данным системы национальных счетов

Показатель 2006 г. 2007 г.

всего организации хозяйства населения всего организации хозяйства населения

Валовой выпуск в основных ценах, млрд.руб. 1995,3 1090,3 905 2422,3 1777,2 1045,1

Промежуточное потребление, млрд.руб. 899,2 653,0 246,2 1072,6 774,7 297,9

Валовая добавленная стоимость, млрд.руб. 1096,1 437,3 658,8 1349,7 602,5 747,2

Отношение валовой добавленной стоимости к промежуточному потреблению, % 121,9 67,0 267,6 125,8 77,8 250,8

Валовая прибыль и валовые смешанные доходы 875,3 217,8 657,5 1085,4 340,3 745,1

Макроэкономическая рентабельность, % 78,2 25,0 265,7 81,2 32,8 248,4


загрузка...