ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ У ДЕТЕЙ: МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ (30.11.2009)

Автор: Кешишян Размик Арамович

Научная новизна:

На основании системного и многофакторного анализа различных аспектов проблемы детского дорожно-транспортного травматизма научно обоснованы принципы оказания этапной медицинской помощи детям.

Доказано прогнозируемое увеличение частоты дорожно-транспортных происшествий с участием детей в ближайшие годы.

Разработана оригинальная комплексная автоматизированная мультимедийная информационная система «Детская автотравма», предназначенная для регистрации, учета и хранения многоплановой информации, статистической обработки и анализа данных о детях, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (регистрационное свидетельство № 2009610781 от 04.02.2009 г.)

Выявлены основные ошибки и осложнения, возникающие на догоспитальном и госпитальном этапах оказания медицинской помощи детям, пострадавшим в ДТП, и обоснованы рациональные подходы к их устранению.

Доказано, что введение единых принципов оказания догоспитальной помощи детям с тяжелыми повреждениями в результате ДТП, улучшение координации в работе скорой помощи и стационара, перенос всего объема реанимационных и диагностических мероприятий, в приемное отделение и бригадный метод работы с ребенком, начиная с первых минут поступления больного в стационар, привело в нашей клинике к снижению досуточной летальности в 4,8 раза и она составила в 2006-2008 г.г. 6,25%.

Предложена концепция оказания специализированной помощи детям с тяжелой сочетанной травмой в современном детском хирургическом стационаре, основанная на объективной оценки тяжести состояния и незамедлительного интенсивного лечения с учетом ответа ребенка на проводимую терапию, безотлагательной и всеобъемлющей диагностики частных повреждений, последовательном выполнении оперативных пособий в зависимости от их влияния на функции систем жизнеобеспечения, щадящего подхода (уменьшения болевой агрессии) при выборе метода хирургического лечения.

Научно обоснована координирующая роль специализированного стационара в системе организации детской транспортной безопасности - профилактика детского травматизма, преемственное лечение на до- и госпитальном этапах, медико-психологическая реабилитация пострадавших.

Практическая значимость:

На основании анализа многолетнего мониторинга эпидемиологических и статистических показателей детского дорожно-транспортного травматизма определена «фокус-группа» детей, наиболее подверженных данному виду травмы. Устойчиво «группу риска» составляют дети школьного возраста, пик травматизма приходиться на апрель-июнь и конец августа – сентябрь, время суток от 16 до 21часа.

Апробирована и подготовлена для широкого внедрения комплексная автоматизированная мультимедийная информационная система «Детская АВТОТРАВМА», предназначенная для регистрации, учета и хранения многоплановой информации, статистической обработки и анализа данных о детях, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Внедрена в работу двух лицензированных подразделений скорой медицинской помощи (как «пилотный» проект) г. Москвы «Карта транспортировки тяжелого больного», позволяющая фиксировать в динамике состояние больного, лечебные мероприятия в процессе транспортировки, для повышения эффективности преемственности в лечебно-диагностическом обеспечении и ответственности всех служб, участвующих в оказании медицинской помощи.

Определены основные причины, снижающие эффективность медицинской помощи детям при тяжелой дорожно-транспортной травме: несовершенство алгоритма диагностической и лечебной тактики в зависимости от показателей жизнедеятельности ребенка, вида травмы и тяжести повреждения; недостаток практических навыков медицинских работников, что в целом влияет на результат лечения.

Предложен алгоритм лечения пострадавших детей с тяжелой сочетанной травмой в специализированном детском стационаре, основанный на следующих лечебно-диагностических принципах: одномоментная диагностика всех повреждений, сочетание диагностических и неотложных лечебных мероприятий, начиная с приемного отделения, безотлагательное проведение операций по жизненным показаниям, определение очередности и выполнение других необходимых оперативных вмешательств после стабилизации состояния пострадавшего.

Обоснованы организационно-технические принципы структуры специализированного детского хирургического стационара с обязательным выделением противошоковой палаты в приемном отделении, максимальным к ней приближением (в «шаговой доступности») лучевых методов диагностики и других лабораторно-диагностических служб, расположением операционных рядом с реанимационным блоком, компьютеризацией учреждения для возможности быстрой передачи информации и консультаций, выделением отдельного подразделения восстановительного лечения, включением в штат сотрудников психологов для работы с пострадавшими детьми и их семьями. В период повышенного риска детского травматизма - усиление дежурных бригад дополнительно хирургами-травматологами, реаниматологами-анестезиологами, нейрохирургами и специалистами лучевой диагностики.

Внедрение результатов исследования.

Результаты исследования легли в основу решения общественных слушаний на заседании Общественной палаты Российской Федерации на тему: «Дорожно-транспортный травматизм – национальная программа» в составе членов Общественной палаты, депутатов Государственной Думы Российской Федерации, представителей Совета Федерации Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудников ГИБДД России, Москвы и МО, МЧС России, Счетной палаты РФ, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ФМБА России, Российской Академии медицинских наук, руководителей медицинских учреждений субъектов Российской Федерации, станций скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации, экспертов Комиссии по здравоохранению, общественных профессиональных ассоциаций, Москва, июнь 2009 г.

Основные положения работы включены в решение объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области от 15.10.2009 г. по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

«Карта медицинской транспортировки тяжело больного» внедрена в работу двух лицензированных подразделений скорой медицинской помощи г. Москвы.

Комплексная автоматизированная мультимедийная информационная система «Детская автотравма» внедрена в работу НИИ НДХиТ с 2005г.

Результаты работы используются в лекциях и семинарских занятиях на кафедре «Медицины катастроф» РМАПО, на кафедре «Детской хирургии» факультета последипломного образования Московской медицинской Академии им. Сеченова. Материалы диссертации используются в учебном процессе ряда медицинских ВУЗов.

Разработана и внедрена программа для обучения учащихся старших классов, по оказанию первой помощи при травмах, в рамках преподавания предмета ОБЖ (обеспечение безопасности жизнедеятельности) в работу школы 1065, г. Москвы. Как учебное пособие создан DVD-видеофильм «Травматизм: правила оказания первой помощи».

Изданы аудиосказки для детей дошкольного и младшего школьно возраста «Дорожные приключения Бама, Бома и Бима», 2009 г.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы были доложены на Y Конгрессе педиатров России (Москва, 1999), Совещании детских ортопедов-травматологов России (Ростов-на-Дону, 1999), YI Конгрессе педиатров России (Москва, 2000), 1-й Российском научном форуме с международным участием «Неотложные состояния на догоспитальном этапе» (Москва, 2000), XII Всемирном Конгрессе «Медицина катастроф» (Марсель, Франция, 2001), IX Съезде педиатров России (Москва, 2001), Конференции детских ортопедов-травматологов России (Москва, 2001), XXIY Научно-практической конференции детских травматологов-ортопедов г. Москвы по итогам работы медицинского Совета комитета здравоохранения г. Москвы по экспертизе результатов лечения травм и ортопедических заболеваний у детей (Москва, 2001), III Сессии московского научного общества анестезиологов-реаниматологов МНОАР (г. Галицино, 2002), Совещании главных детских ортопедов-травматологов России по актуальным вопросам травматологии и ортопедии, (Калининград-Светлогорск, 2002), YIII Конгрессе педиатров России (Москва, 2003), Всеармянский Международный хирургический конгресс (Армения, Ереван, 2003), I-й Международном Форуме «Дети в чрезвычайных ситуациях» (Москва, 2003), IX Конгрессе педиатров России (Москва, 2004г). Международный форум «Неотложная медицина в Мегаполисе» ( Москва, 2004), Форум «Скорая помощь 2004» (Москва, 2004), Всероссийский форум «Образовательная среда – 2004» «Обеспечение безопасности образовательных учреждений» (Москва, 2004), X Съезд педиатров России, (Москва 2005), Первый Конгресс Московских хирургов «Неотложная и специализированная хирургическая помощь» (Москва, 2005), Х-ый Конгресс педиатров России, (Москва, 2006), Второй Международный форум «Неотложная медицина в Мегаполисе», ( Москва, 2006), XIII съезд хирургов Республики Беларусь «Проблемы хирургии в современных условиях», (Гомель, Беларусь, 2006), Детский травматизм: Современное состояние, эффективные пути совершенствования профилактики и этапной медицинской помощи, (Сессия РАМН, Москва, 2006), XI Конгресс педиатров России, (Москва, 2007), Всероссийская конференция детских травматологов и ортопедов,(Екатеринбург, 2007), XII Конгресс педиатров России, (Москва, 2008), Республиканская конференция «Актуальные вопросы детской хирургии», (Витебск, Беларусь, 2008), Всероссийский симпозиум «Совершенствование травматолого-ортопедической помощи детям», (Казань, 2008), Международный конгресс «Неотложная хирургия», (Армения, Ереван, 2008), X-й Всероссийский научно-образовательный форум «Скорая помощь 2008», (Москва, 2008), III-й Конгресс московских хирургов «Неотложная и специализированная хирургическая помощь», (Москва, 2009), Межрегиональная научно-практическая конференция «Неотложная медицинская помощь при дорожно-транспортных происшествиях» (Тверь, 2009).

Личное участие диссертанта. Все использованные в работе данные получены при непосредственном участии автора, как на этапе постановки цели и задач, разработки методических подходов и их выполнения, так и при сборе первичных данных, обработке, анализе и обобщении полученных результатов для написания и оформления рукописи.

Публикация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано….. печатных работ, в том числе..... в журналах, рецензируемых ВАК, получены авторские свидетельства на изобретения № 2168956 от 03.08.1999г и № 2009610781 от 04.02.2009 г, …..методических рекомендаций,…..информационных писем.

Объем и структура диссертации. Общий объем работы составляет…..страницы машинописного текста. Диссертация состоит из введения, анализа проблемы на основании обзора литературы, 6 глав собственных наблюдений, выводов, практических рекомендаций, списка литературы (взяты наиболее значимые работы по данной проблеме – всего…..источников, из них…..отечественных и…..иностранных авторов) Работа иллюстрирована…..таблицами и…..рисунками.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Настоящая работа является комплексным медико-организационным и клиническим исследованием детского дорожно-транспортного травматизма и организации этапного медицинского обеспечения детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на примере крупного мегаполиса (г. Москва).

Разработка перспективного прогноза динамики детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе и с особо тяжкими последствиями в г. Москве, проводилась на основе анализа и сопоставления открытой информации ГОСКОМСТАТА РФ, официальной статистики Главного управления внутренних дел Москвы и данных Бюро СМЭ ДЗ г. Москвы, за период 1998 – 2008 гг.

Изучение структуры и тяжести дорожно-транспортной травмы, оценка эффективности системы организации и оказания этапной медицинской помощи травмированным детям в Москве, проводились на основе анализа медицинской документации 3677 детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и доставленных, в остром периоде травмы, для специализированного лечения в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии – НИИ НДХиТ (до весны 2004 г. в ДГКБ №20 им. К.А. Тимирязева), отделении неотложной хирургии и травм детского возраста НИИ педиатрии НЦЗД РАМН и анализа актов патологоанатомических исследований и судебно-медицинских заключений 351 ребенка, погибших после ДТП на догоспитальном этапе и в различных стационарах г. Москвы в период 1998 – 2008 г.г. Одним из разделов исследования был метод анонимного неперсонифицированного анкетирования. Опросы были проведены у 105 специалистов выездных бригад СМП со стажем работы по специальности свыше 3 лет, у 58 врачей, работающих в детских специализированных многопрофильных стационарах г. Москвы и непосредственно осуществляющих оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим в качестве старшего хирурга или реаниматолога дежурной бригады. Кроме того, проведен краткий анонимный опрос 30 дежурных диспетчеров скорой медицинской помощи.

В процессе выполнения настоящего исследования, для регистрации, учета, хранения и статистической обработки многоплановой информации о детях, пострадавших в ДТП, нами была разработана и внедрена в институте, оригинальная комплексная автоматизированная мультимедийная информационная система «Детская АВТОТРАВМА». Программа позволяет пополнять в оперативном режиме времени интегрированную базу данных и с учетом каждого наблюдения (клинического или судебно-медицинского случая) проводить динамический анализ многоаспектной проблемы детского дорожно-транспортного травматизма более чем по 100 параметрам.

Результаты собственных исследований.

Основные показатели (раненые и погибшие) в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) за период с 1999-2008гг взяты из официальных данных УГИБДД ГУВД города Москвы и ГОСКОМСТАТА РФ (табл.1).

Таблица 1.

Динамика основных показателей (раненные и погибшие) ДДТТ

(согласно официальным данным УГИБДД ГУВД г. Москвы и

Федеральной Службы Государственной Статистики РФ, период 1999-2008 г.г.)

ДТП Годы

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008


загрузка...