Институциональные инструменты повышения эффективности бюджетных отношений при управлении региональным долгом (30.11.2009)

Автор: Дорждеев Александр Владимирович

оплата комиссий агентам и посредникам, осуществляющим различные функции при размещении ценных бумаг или получении кредитов;

расходы по страхованию.

Таблица 5

Показатели оценки эффективности управления долгом

(на примере Волгоградской области)

Показатель 2007 2008

Уровень процентных ставок по рыночным займам (интегральный показатель), % годовых 8,22

Дюрация на день размещения выпуска, лет 3,37 2,72

Показатели средней стоимости обслуживания долга:

- приведенная стоимость расходов на обслуживание государственного долга за период, тыс. руб. 335408,2 340917,7

- расходы по обслуживанию государственного долга, выраженного в ценных бумагах, тыс. руб. 225 824,80 257 666,10

- доля расходов на обслуживание государственного долга в расходах бюджета Волгоградской области, % 0,86 0,67

- доля расходов на обслуживание государственных ценных бумаг в расходах бюджета Волгоградской области, % 0,58 0,5

Показатели долговой устойчивости:

- государственный долг области на конец года, % к ВРП 1,51 1,05

(прогноз)

- государственный долг области, выраженный в государственных ценных бумагах на конец года, % к ВРП 0,76 0,74

(прогноз)

- долговая емкость (отношение общих доходов без учёта капитальных расходов к объёму долга, выраженного в государственных ценных бумагах), % 12,68 14,21

Источник: рассчитано по данным Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области.

В табл. 6 приведены расчеты некоторых элементов административных расходов. Как видно, они из года в год растут. Не подлежит сомнению, что такой объем уже выплаченных и запланированных расходов на обслуживание долга делает необходимой задачу их сокращения, не только с точки зрения снижения показателя цены заимствований в расчете на год, но и снижения общей величины долга.

Таблица 6

Расходы по обслуживанию государственного долга Волгоградской области в 2007 - 2010 годах, тыс.руб.

Вид расходов 2007 2008 Предусмотрено

в бюджете

2009 2010

Обслуживание государственного и муниципального долга

в том числе: 335408,1 340917,7 580240,0 790340,0

- выплата процентов по ценным бумагам субъекта РФ 225824,8 257666,0 315976,0 383527,5

- выплата процентов по кредитам кредитных организаций 87313,9 76806,2 255998,0 399450,5

- выплата процентов по бюджетным ссудам и кредитам, полученным из федерального бюджета 3833,2

5500,0 5500,0

- выплата процентов по займам МФО 16827,0 6445,5 2766,0 1862,0

- прочие расходы, связанные с обслуживанием внутреннего долга 1609,2 821,6 11500 12500

Источник: данные Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.

В заключении приведено обоснование основных теоретических и методических выводов диссертационного исследования, состоящих в следующем:

– сформирована концепция институциональных преобразований отношений заимствования, основанная на исследовании их специфики как разновидности государственного института, которая заключается в учете институциональных инструментов управления субфедеральным долгом (выделением трансакционных издержек, сетей как элементов взаимосвязи между экономическими агентами, системы противодействия институциональной коррупции);

– разработан комплекс мер, обеспечивающий повышение эффективности управления региональным долгом, включающий в себя новые механизмы: а) расчет возможного объема заимствований, основанный на оценке долговой емкости, учете структуры портфеля займов, предельной стоимости долга; б) смягчение риска заимствований, в) контроль за состоянием кредитоспособности;

– внесены предложения по повышению эффективности управления региональным долгом за счет создания специализированной управляющей организации, введения в действие управленческой системы учета и контроля сделанных займов, международных стандартов финансовой отчетности публично-правовых образований, мониторинга качества управленческого воздействия.

Разработанные предложения по совершенствованию институциональных инструментов управления долгом региона могут быть использованы в управленческой практике региональных администраций, полезны с точки зрения расширения представлений участников бюджетного процесса о возможных последствиях экономической деятельности администраций, о влиянии этой деятельности на благосостояние сегодняшних и будущих поколений граждан.


загрузка...