Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально- философское поняти (30.08.2011)

Автор: Якутина Ольга Ивановна

Якутина Ольга Ивановна

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ УСПЕХА:

ДИСКУРС ПОВСЕДНЕВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ

09.00.11 – социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Краснодар

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Курбатов Владимир Иванович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Маршак Аркадий Львович

доктор философских наук, профессор

Нарыков Николай Владимирович

доктор философских наук, профессор

Коновалов Валерий Николаевич

Ведущая организация: Московский государственный социально-

гуманитарный институт

Защита состоится «20» октября 2011 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета ДМ 203.017.01 по философским и социологическим наукам при Краснодарском университете МВД России (350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128, зал заседаний диссертационного совета)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке при Краснодарском университете МВД России (350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128)

Автореферат разослан «20» сентября 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета С.Г. Черников

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Среди многообразия социальных практик современного российского общества, среди происходящих в последние десятилетия в российском социуме трансформаций, являющихся результатом как общецивилизационных процессов, так и вызванных факторами внутреннего развития, весьма значимым и требующим своего осознания, объяснения и оценки в рамках социальных наук является процесс, характерный для социальной реальности современной России - повсеместное распространение идеи социального успеха, утверждение особой ценности успеха личности. Можно с уверенностью утверждать: не менее актуальной для современного российского общества, чем знаменитое бухаринское «Обогащайтесь» в конце 20-х годов, становится максима «Стань успешным!».

Нам представляется возможным говорить о формировании идеологии социального успеха в современном российском обществе, об утверждении в общественном сознании доктрины социального успеха. Нацеленность на успех, стремление к достижению успеха в различных сферах общественной жизни, следование определенным стандартам успешности, демонстрация социальными субъектами символов социальной успешности особенно в условиях виртуализации социального пространства становится фактором в значительной степени структурирующим социальную реальность и определяющим поведение социальных субъектов.

Важно отметить, что авторы, занимающиеся исследованием феномена социального успеха, процесса возрастающей роли стремления к успеху в системе жизненных ценностей личности и детерминант ее социального поведения, неоднозначно трактуют происходящие в современном российском обществе процессы. Одни исследователи обращают внимание на гипертрофию идеи личного успеха и рассматривают данный факт в качестве одной из причин дезинтеграции российского общества. Другие, напротив, подчеркивают неразвитость и неприемлемость достижительских стратегий в российском социуме, объясняя данным фактом низкую эффективность социальной системы в целом и недостаточно быстрые темпы общественных преобразований.

При этом большинство из них сходится во мнении, что в современном российском обществе утверждается одна модель жизненного успеха, успех понимается как достижения человека во внешнем мире, как успех материальный, денежный, карьерный, происходит смещение значимых критериев успеха из сферы деятельности в сферу потребления материальных благ. В социальной реальности современной России социальным субъектам навязывается некий универсальный жизненный проект, предлагаются одинаковые способы достижения и презентации собственной успешности без учета специфики сфер общественной жизни, в которых реализуют себя социальные субъекты. Можно сделать вывод о существующем противоречии между многообразием, плюрализацией социальных практик современного российского общества и универсализацией содержания и способов достижения социального успеха, которые включены в предлагаемую обществу доктрину успеха.

Данная ситуация во многом обусловлена тем фактом, что сами понятия «успех», «социальный успех», «жизненный успех» недостаточно четко определены и разработаны в социальных науках, в большей степени являясь элементом повседневного дискурса. Даже в тех случаях, когда успех выступает предметом научного анализа, данный анализ предусматривает рассмотрение его не как понятия, описывающего и структурирующего жизненное пространство индивидуального или группового социального субъекта, не как показателя эффективности социальной системы в целом. Чаще успех рассматривается в более узком плане: как успех конкретного действия, успех деятельности, как правило, производственной или учебной.

Нам представляется, что назрела необходимость провести комплексное и всестороннее исследование такого феномена как социальный успех. Следует проанализировать успех на различных уровнях его проявления: индивидуально-личностном, корпоративном, социетальном, охарактеризовать мобилизующую роль и функции стремления к успеху, критерии успешности в различных типах общественных систем, институциональные и неинституциональные способы достижения успеха, их соотношение в различных обществах и представленность в современных российских социальных практиках. Одним из направлений анализа может являться исследование социальных факторов, обусловивших активизацию достижительских стратегий и формирование идеологии социального успеха, выявление того социального слоя, который выступил в качестве заказчика данной идеологии.

По нашему глубокому убеждению, подобный анализ возможен только в рамках социальной философии посредством формирования социально-философского понятия «социальный успех» и разработки принципов социально-философского исследования данного феномена и понятия.

Актуальность философского анализа проблемы успеха обуславливается также следующими причинами. Прежде всего, исследование содержания понятия «успех», «социальный успех» позволяет сформировать представление о субъекте и формах существования социального знания (обыденного, социально-практического, теоретического). Кроме того, несомненна социокультурная значимость исследования понятия «успех», предполагающая взаимодействие социального и гносеологического анализа. И, наконец, понятие «успех» чаще всего ассоциируется с его обыденными смыслами, сформированными и отраженными в повседневном дискурсе о феномене успеха, его повседневных практиках, в то время как социально-философское обоснование этого феномена и понятия имеет прямое отношение к анализу современной социальной реальности – реальности бытия социального субъекта достижительной деятельности.

Это и определяет направленность нашего исследования: анализ повседневного феномена успеха и социально-философского понятия успеха, при этом вектор направления исследования отталкивается от форм повседневности, от феноменальных проявлений успеха к социально-философскому обобщению этих проявлений, что и выражается в формулировании социально-философского понятия успеха.

Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день существует достаточное количество работ, посвященных исследованию успеха. Их анализ позволяет выделить следующие основные подходы, в рамках которых ведется его исследование зарубежными и отечественными учеными: психологический, социологический, культурно-антропологический, философский.

Наибольшим количеством работ, связанных с исследованием проблематики успеха, представлен психологический подход. В рамках данного подхода исследователи делают акцент на изучении отдельных аспектов психологической сущности успеха: проблематика представленности в структуре личности мотивации достижения успеха либо стремления к избеганию неудачи (Д.Макклелланд, Д.Аткинсон, Х.Хеккаузен, У.Макдауголл, Г.Мюррей, Ф. Хоппе, Дж. Мэндлер, Р. Уайт, Я. Алстед, Р.С. Вайсман, Р.С. Немов, А.Б. Орлов, В.И. Степанский, М.Л. Кубышкина и др.), анализ успеха в контексте проблематики уровня притязаний личности (К. Левин, Т. Дембо, О.Г. Мельниченко, В.К. Гербачевский, И.М. Палей, В.А. Аверин. М.Ш. Магомед-Эминов и др.), исследования связи мотивации достижения с профессиональной деятельностью (Е.В. Козиеская, П.Т. Долгов и др.)

Исследовательский интерес представителей социологического подхода сосредотачивается вокруг следующих проблем: анализ сущности, структуры, специфики и типологии успеха социального субъекта, зависимости моделей успеха от характеристик тех социальных систем, в рамках которых они сформированы (М. Вебер, К. Мангейм, Г.Л. Тульчинский, Ю.В. Согомонов, А.Ю.Согомонов, В.А.Чурилов, М.А.Александрова); изучение успеха как форма самоутверждения социального субъекта (Е.П.Никитина, Н.Е.Харламенкова); выявление факторов формирования жизненного успеха социального субъекта и его показателей (П. Бергер, У. Бек, Т. Веблен, Дж.Мид, А. Щюц, Т. Лукман, Э. Гидденс).

Для представителей культурно-антропологического подхода к изучению проблемы успеха центральной проблемой является детерминация достижения успеха социокультурными факторами, специфика культурных моделей успеха, а жизненный успех личности понимается как реализация ее жизненной стратегии, сформированной в системе определенных культурных норм, представлений и идеалов (В. Малиновский, Б. Тернер, Ф. Боас, Д. Шнейдер и др.).

Проблема успеха и его достижения в рамках философского подхода рассматривается в контексте смысложизненной проблематики: успех понимается как решение проблемы смысла жизни, а смысл жизни видится в достижении успеха (Аристотель, Ф. Бекон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Т. Мор, М. Монтень, Ж.-Ж. Руссо, У. Джемс, Ф. Ницше, Р. Хубер, М. Мольц и др.). Отметим, что понимание сущности успеха представителями данного подхода весьма разнообразно (успех-счастье, успех-удача, успех-самореализация и др.). В целом, в философской литературе мало работ, освещающих собственно проблему успеха (Канарский Д.И., Караханян Е.В.) чаще представители философии анализируют категории, сопряженные с понятием успеха: активность, деятельность, личность, воля, целеполагание.


загрузка...