Формирование и развитие промышленного комплекса мегаполиса на основе инновационных кластеров (30.08.2011)

Автор: Соловейчик Кирилл Александрович

3. Обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров.

11. Как известно, важной характеристикой инноваций является неравномерность их распределения в пространстве (которая выше, чем неравномерность распределения производительности и благосостояния). Другой особенностью инноваций является то, что они редко появляются силами одной фирмы, пусть и самой продвинутой. Фирма становится на постоянной основе инновационной только в инновационном окружении, создаваемым сотрудничающими и конкурирующими фирмами и организациями. Таким образом, системообразующим элементом национальной инновационной системы должны стать центры инновационного развития, т.е. инновационные кластеры. В соответствии с этим, в Концепции развития экономики до 2020 закреплена роль инновационных кластеров как механизма перехода экономики РФ на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии).

Основополагающая роль кластеров в развитии национальной инновационной системы постепенно осознается, как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом формирование кластеров понимается в контексте долгосрочной экономической политики (при реализации инновационного сценария развития экономики). Тем не менее, необходимость преодоления последствий мирового экономического кризиса требует трансформации долгосрочных ориентиров в конкретный алгоритм понятных и реализуемых краткосрочных мер. На наш взгляд, формирование кластеров (в том числе инновационных) позволит решить ряд проблем, связанных с преодолением последствий кризиса и серьезно продвинуться в деле создания национальной инновационной системы.

Политика формирования инновационных кластеров должна заключаться, в первую очередь, не в разработке специфических инструментов государственного регулирования, а в повышении эффективности существующих мер поддержки и стимулирования инновационного развития экономики. В этой связи кластер должен стать объектом для существующих институтов развития. Во-первых, выделение кластеров позволит на региональном уровне ограничить влияние групп специальных интересов, которые, замыкая на себя государственную поддержку, провоцируют монополизацию отраслей, демотивируют остальных хозяйствующих субъектов и, в конце концов, создают порочный круг структурной слабости экономики.

Концепция кластерной политики должна, во-первых, закрепить возможность и желательность использования существующих институтов развития в целях формирования и развития инновационных кластеров (и кластеров вообще). Во-вторых, данная концепция должна обозначить приоритеты пространственного развития на уровне субъектов федерации и направления региональной политики государства.

При этом по нашему мнению, задача формулирования кластерных инициатив является не столько финансовой, сколько организационной. Важную роль будут играть собственно методы организации работы по выработке совместных решений, особенно учитывая разнородность потенциальных участников кластера (малый, крупный бизнес, чиновники и ученые).

Одной из наиболее значимых проблем, учитывая эффективность кластеров в рыночной экономике, является государственная поддержка их формирования и развития, в том числе на законодательном уровне. В соответствии с этим, автором сформулированы предложения по изменению действующего законодательства:

предоставление льгот на прибыль в сумме стоимости капитальных вложений предприятий, организаций во вновь созданные или приобретенные активы (здания, сооружения, оборудование, нематериальные активы и т.п.), а также средства направленные на модернизацию и техническое перевооружение;

включение в состав расходов отчетного налогового периода расходы на капитальные вложения в размере не более 30% в отношении всех классификационных групп основных средств;

включение в состав основных средств освобождаемых от уплаты налога на имущество, основные средства используемые для производства в рамках государственного оборонного заказа;

для ускорения замены энергоемкого оборудования освободить от налога на имущество энергоэффективное оборудование в течение первых трех лет эксплуатации.

12. Развитие современных кластеров на базе промышленных предприятий невозможно без внедрения информационных технологий (ИТ). Стимулирование внедрения ИТ на государственном уровне не простая и неоднозначная задача, поскольку государство напрямую вряд ли сможет стимулировать внедрение ИТ. Тем не менее у государства есть возможность использования косвенных стимулов, в частности:

переход на учет по требованиям стандарта МСФО для обеспечения прозрачности учета, что возможно только при принятии соответствующих законодательных актов;

ужесточение ответственности за использование нелицензионного программного обеспечения (ПО), при этом (параллельно необходимо осуществить лояльную ценовую политику со стороны разработчиков ПО);

минимизация затрат на операционную деятельность компании (лицензирование и сертификация) упрощение этих процедур, снижение их стоимости и др.

В диссертации автором сформулированы предложения по содержанию требований к программам инновационного развития кластеров, учитывающим все приведенные выше условия:

1) проведение технологического аудита, энергоаудита, аудита информационных систем, оценки эффективности системы управления качеством, систем проектирования и разработки новой продукции, обеспечив осуществление независимой, комплексной, документированной оценки:

текущего состояния применяемых (проектируемых, предполагаемых к применению) организацией оборудования и технологий, относительно доступных в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологий лучших образцов;

существующих и (или) предполагаемых к производству (реализации) продукции, работ, услуг, включая разработанные или находящиеся в процессе разработки (создания) результаты интеллектуальной деятельности;

организационно-управленческих и производственно-технологических процессов в организации, связанных с разработкой, проектированием и производством выпускаемой продукции.

2) разработка и реализация мер по обеспечению внедрения новых технологий (в том числе, в части совершенствования механизмов планирования и управления процессами инновационной деятельности в организации) по направлениям:

планирования исследовательских и опытно-конструкторских работ;

проектирования и запуска в производство новой продукции;

освоения новых производственных технологий;

разработки и вывода на рынки новой продукции;

информатизации;

повышения энергоэффективности;

управления качеством;

повышения квалификации персонала, отвечающего за технологическое развитие.

3) формирование институтов и инфраструктуры, способствующих реализации инноваций;

разработка документов, описывающих основные направления технологического развития (в т.ч. технологические дорожные карты, концепция технологической политики, концепция информационной политики, программы повышения энергоэффективности, совершенствования системы проектирования продукции, программы технологической модернизации, информатизации);

формирование управленческих структур, отвечающих за технологическое развитие и инновации (создание комитета совета директоров, отвечающего за вопросы инновационного развития, соответствующего экспертного совета; введение должности директора, отвечающего за инновационную деятельность);

реализация системы мер, направленных на расширение практики производственной кооперации, включая механизмы экспертизы поступающих предложений по использованию новых технологических решений, расширения практики кооперационного взаимодействия с научными и технико-внедренческими организациями, организациями инновационной инфраструктуры (в том числе в рамках инновационных кластеров);

формирование системы управления интеллектуальной собственностью (патенты, лицензии, ноу-хау);

формирование системы непрерывного образования и системы «управления знаниями».

13. Автором разработана концепция создания промышленного кластера на базе машиностроительных предприятий Санкт-Петербурга, которая предполагает рассмотрение перспективы его развития как модели формирования кластерной структуры для промышленного комплекса России. Структура промышленного комплекса Санкт-Петербурга, как и промышленности России, не имеет ярко выраженной специализации, так как включает практически все известные отрасли промышленного производства. Подобно этому, Инновационно-технологический кластер промышленного комплекса Санкт-Петербурга носит интегрирующий характер и ориентирован на включение в свой состав различных специализированных кластеров (производства полимеров, лазерной техники и др.), что обеспечит повышение потенциала промышленного комплекса в целом (а не отдельных его составляющих). Профилем профессиональной деятельности данного кластера является развитие инновационных разработок в областях:

технологий промышленного производства;

технологий управления промышленным комплексом, основу которых составляет система промышленного субконтрактинга.

Автором предложен состав кластера, включающий в себя:

Производственный комплекс.


загрузка...