Развитие стратегического управления нефтегазовым комплексом России на основе метода функциональной декомпозиции в условиях глобализации мировой энергетики (30.08.2011)

Автор: Марков Владимир Константинович

Возможности Угрозы

• Повышение эффективности использования сырьевой базы в традиционных регионах добычи

• Поиск, разведка и освоение месторождений на шельфе арктических, дальневосточных и южных морей

• Увеличение глубины переработки углеводородов

• Разработка новых научно-технических и технологических методов поиска и разведки нефти и газа

• Использование новых технологий, способствующих повышению эффективности геологоразведочных работ

• Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в национальной экономике

• Поиск рынков сбыта, альтернативных европейскому

•Внедрение международных принципов корпоративного управления • Развитие альтернативных источников энергии и топлива

• Переориентация европейских партнеров на другие источники энергии и других поставщиков

• Проблемная экологическая ситуация

• Угроза энергетической безопасности из-за роста добычи и снижения разведанных запасов нефти и газа

• Неустойчивый платежеспособный спрос сопряженных отраслей национальной экономики

• Высокая вероятность возникновения аварий и техногенных катастроф вследствие высокой изношенности основных фондов

• Отсутствие системы контроля за управлением недрами и лицензирования месторождений

2. Разработана концепция эволюции стратегического управления в виде модели сферической спирали, описывающая углубление и последовательную конкретизацию методологии стратегического управления социально-экономическими системами, на основании которой изложена авторская трактовка специфики современного системного понимания феноменов «стратегия», «стратегическое управление», «функциональная декомпозиция стратегического управления».

Изучив наиболее распространенные в зарубежной и отечественной литературе подходы к эволюции стратегического управления (Д. Аакера, Е. Глака, С. Кауфмана и А. Уоллека, Г. Минцберга, Р. Виттингтона, Р. Хоскиссона, М. Хита и В. Ванна, Н. Венкатрамана и М. Субраманиама, В.С. Катькало), предложено собственное видение данной проблематики. В качестве основы изложения авторской концепции предложено использование сферической модели спирали для иллюстрации эволюции стратегического управления (рис. 1). Логика предлагаемой модели представлена следующими тезисами:

- внутренняя среда сферы символизирует системное представление объекта исследования стратегического управления (традиционно организацию);

- витки спирали изображают типы управления, последовательно сменяющие друг друга: финансовое планирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и собственно стратегическое управление;

- модель заранее не регламентирует количество витков спирали и оставляет возможность появления более прогрессивных типов управления социально-экономическими системами;

- каждый следующий виток спирали, символизирующий определенный тип управления, не отрицает предыдущего, а включает в себя все наработанные им принципы, методы и методики;

- модель показывает возможность параллельного существования различных типов управления, что объясняется функционированием в современном мире организаций, являющихся приверженцами различных типов управления;

- жизненный цикл каждого витка спирали (типа управления) состоит из четырех фаз: фаза возникновения необходимости в новом типе управления, фаза появления теоретических разработок, фаза появления системных разработок, фаза практического внедрения;

- каждый виток спирали в обязательном порядке последовательно проходит все четыре фазы жизненного цикла, после чего происходит переход на новый спиральный виток.

Рис. 1. Модель сферической спирали эволюции стратегического управления

Таким образом, модель сферической спирали эволюции стратегического управления показывает, что, с одной стороны, все исследования стратегического управления (и предшествующих его типов управления) ограничены «сферой» организации (либо социально-экономической системы более высокого порядка), а с другой стороны, с течением времени происходит углубление и последовательная конкретизация методологии стратегического управления. Разработка концепции эволюции стратегического управления социально-экономическими системами позволила определиться с авторской трактовкой специфики современного понимания собственно феноменов «стратегическое управление» и «стратегия».

Исследовав распространенные в литературе определения стратегического управления, предложено рассматривать триединую сущность стратегического управления как деятельности, процесса и методологии: стратегическое управление социально-экономическими системами – это процесс активного непрерывного многоаспектного перспективного взаимодействия уполномоченных органов преимущественно с макро- и микросредой направляющего и регулирующего характера при помощи применения системы специальных принципов, методов и методик подготовки, разработки и реализации стратегии для достижения эффективного и результативного развития социально-экономической системы. Данное определение отражает, с одной стороны, специфические признаки «стратегичности» - нацеленость на перспективу, ориентация на внешнюю среду, а, с другой стороны, воспроизводит его триединую сущность как деятельности – активное многоаспектное целевое взаимодействие уполномоченных органов с окружающей средой направляющего и регулирующего характера, как процесса – непрерывный характер последовательной смены стадий подготовки, разработки и реализации стратегии и как методологии – применение системы специальных принципов, методов и методик.

Проведённый автором конструктивно-критический анализ определений понятия «стратегия», нашедших отражение в экономической литературе свидетельствует о существовании множества подходов к пониманию сущности стратегии. Разнообразие дефиниций во многом обусловлено различием позиций, с которых определяется термин «стратегия», а также тем какой из аспектов выбирается в качестве базиса для рассмотрения в каждом конкретном случае. В диссертации обосновывается современная тенденция конкретизации термина стратегия путем содержательного акцентирования на его функциональных видах.

3. Идентифицированы теоретико-методологические и процессуальные особенности формирования стратегии нефтегазового комплекса России на основе выявления ее места и роли в системе отечественных стратегических разработок разных уровней.

Исходя из сформулированных терминов «стратегическое управление» и «стратегия», а также специфики нефтегазового комплекса, под стратегией нефтегазового комплекса России предложено понимать систему долгосрочных качественно определенных субъектами стратегического управления направлений и способов развития нефтегазового комплекса России, касающихся системы внутренних отношений, а также позиции во внешней среде, приводящие нефтегазовый комплекс РФ путем координации и эффективного распределения ресурсов к устойчивому функционированию и прогрессивному развитию. Причем, во-первых, устойчивое функционирование и прогрессивное развитие должны выступать в качестве двуединой первичной цели нефтегазового комплекса РФ, которые посредством диалектического противоборства должны выводить нефтегазовый комплекс России на новый уровень; а во-вторых, общая стратегия нефтегазового комплекса может и должна быть конкретизирована в совокупности частных функциональных стратегий.

Место и роль стратегии нефтегазового комплекса России в системе российских стратегических разработок иллюстрирует рисунок 2.

Рис. 2. Место стратегии нефтегазового комплекса в системе стратегических разработок России

Причем, исходным документом для всех российских стратегических разработок разных уровней (региональных, межотраслевых, отраслевых, корпоративных) выступает стратегия социально-экономического развития РФ, построенная с учетом Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, в котором предусмотрен специальный раздел, освящающий долгосрочные ориентиры. В современной России в качестве стратегии социально-экономического развития выступает концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., чаще называемая Концепция – 2020.

Обоснование места стратегии нефтегазового комплекса в системе российских стратегических разработок позволило обратиться непосредственно к теоретико-методологическим особенностям ее формирования.

В диссертации установлен и обоснован теоретико-методологический базис формирования стратегии нефтегазового комплекса, основанный, прежде всего, на синтезе теории систем, теории менеджмента (инвестиционного, инновационного и других частных), риск-менеджмента (частный аспект менеджмента, являющийся в то же время ключевым для принятия решений), теории управленческих решений, теории мировой экономики, теории сбалансированного развития, концепции устойчивого развития, концепции энергетической безопасности, анализируемых под углом зрения теории государственного регулирования национальной экономики и теории экономики отраслевых рынков. Все перечисленные подходы и научные концепции использованы при исследовании различных аспектов стратегического управления и стратегии нефтегазового комплекса в диссертации (рис. 3).

Идентификация теоретико-методологической базы формирования стратегии нефтегазового комплекса России позволила подвергнуть анализу теоретико-процессуальные основы ее формирования.

На рис. 4 показано, что процесс формирования стратегии нефтегазового комплекса России должен состоять из трех последовательных стадий: подготовка, разработка и реализация стратегии нефтегазового комплекса и одиннадцати этапов: оценка стратегического потенциала нефтегазового комплекса, оценка внешней среды нефтегазового комплекса, формирование миссии и стратегического видения нефтегазового комплекса, идентификация

возможностей и стратегических ресурсов для сокращения/ликвидации стратегического целевого разрыва, оценка вариантов сокращения/ликвидации стратегического целевого разрыва, выбор оптимального варианта сокращения/ликвидации стратегического целевого разрыва, формирование функциональных стратегий нефтегазового комплекса (производственно-технологической, организационной, инвестиционной, инновационной, социальной и др.), воплощение выбранного оптимального варианта общей стратегии и ее составляющих в системе стратегических планов, программ, проектов, контроль реализации общей и функциональных стратегий, разработка и осуществление корректирующих действий.

Рис. 3. Теоретико-методологическая база формирования стратегии

нефтегазового комплекса России


загрузка...