Уголовное законодательство России об охране конституционных прав и свобод человека: сравнительно-правовое исследование (30.08.2011)

Автор: Курманов Альберт Сафуатович

3. Уголовную ответственность по ст. 140 УК РФ должно влечь только то деяние, которое характеризуется существенным нарушением прав, свобод и законных интересов человека (в остальных случаях должна наступать административная ответственность).

С учетом вышеизложенного, ст. 140 УК РФ надлежит изложить следующим образом:

Неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы человека, либо предоставление неполной или заведомо ложной информации, если это деяние совершено лицом, обязанным предоставлять такие документы, материалы или информацию, и повлекло существенное нарушение прав, свобод и законных интересов человека, наказывается…

Анализ нормы, предусмотренной ст. 148 УК РФ, инициирует внесения в нее следующих изменений:

1. Если международные правовые акты и Конституция РФ равным образом закрепляют и гарантируют как свободу совести, так и свободу вероисповедания, то эти обе свободы и должны быть включены в объект анализируемого преступления. С этой целью в диспозиции указанной нормы необходимо установить ответственность за воспрепятствование правам атеистов.

2. Криминализированы должны быть действия, направленные на принуждение лиц участвовать в указанных мероприятиях, поскольку «свобода» включает в себя не только право на участие, но и право не участвовать против своего желания в них.

3. Заслуживает одобрения выделение в зарубежном уголовном праве квалифицирующих признаков преступлений данной группы, с учетом их специфики, например, когда ограничения в деятельности религиозных объединений искусственно создаются должностными лицами, либо посягательства на свободу совести и вероисповедания сопряжены с применением насилия или его угрозой, уничтожением или повреждением чужого имущества, а также носят групповой характер. В связи с чем в УК РФ также следует предусмотреть более строгую ответственность за указанные способы совершения преступления, поскольку они, бесспорно, представляют повышенную общественную опасность и распространены на практике.

На основании изложенного, автор предлагает следующую редакцию ст. 148 УК РФ:

1. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных объединений или совершению религиозных обрядов и церемоний, либо деятельности атеистических объединений или совершению атеистических мероприятий (в связи с их отношением к религии), а равно принуждение к вступлению в указанные объединения или к участию в указанных обрядах, церемониях или мероприятиях, наказывается…

2. Те же деяния, совершенные:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия или угрозой применения такого насилия;

в) с уничтожением или повреждением чужого имущества;

г) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается…

Второй параграф «Совершенствование уголовно-правовых норм, направленных на охрану политических прав и свобод человека», начинается с анализа преступлений против избирательных прав граждан, в ходе которого автором был высказан ряд предложений, направленных на повышение уровня защищенности указанной группы политических прав:

1. Пробелом отечественного уголовного права является отсутствие уголовно-правовой гарантии права на отзыв выборного лица, хотя действующим законодательством такая процедура предусмотрена. В связи с чем обосновывается необходимость в диспозициях ст. 141 – 142.1 УК РФ предусмотреть уголовную ответственность за подобные действия.

2. В качестве квалифицирующих признаков в ч. 2 ст. 141 УК РФ следует закрепить способы воспрепятствования путем: а) хищения или порчи избирательных документов; б) уничтожения или повреждения чужого имущества, поскольку такими действиями может быть целиком парализована работа избирательной комиссии или полностью сорваны выборы на избирательном участке, либо будет исключена возможность конкретного лица воспользоваться своими избирательными правами.

На основании вышеизложенного, ч. 1, 2 ст. 141 УК РФ предлагается изложить в следующей редакции:

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав, права на отзыв выборного должностного лица или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий по отзыву выборного должностного лица или комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссий по отзыву выборного должностного лица, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, наказывается …

2. Те же деяния:

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, уничтожением или повреждением чужого имущества, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

г) совершенные путем хищения или порчи избирательных документов, наказывается …

3. Необходимо в рамках главы 19 УК РФ установить уголовную ответственность за распространение заведомо ложных сведений о кандидате на выборную должность или должностном лице, подлежащему отзыву (подобный подход, о выделении специального состава клеветы, напр., использован в ст. 298 УК РФ). Дело в том, что клевета – это преступление частного обвинения, однако, кандидату на выборную должность зачастую невозможно отследить в масштабах избирательного участка (напр., всей страны или региона) распространителей «черного пиара» и подать на них соответствующие жалобы. Соответственно, пресекать подобные противоправные действия, возбуждать уголовные дела и привлекать виновных к ответственности должны правоохранительные органы по факту выявленного преступления. Общественная опасность подобных деяний тоже очевидна, поскольку порочащая кандидата информация, как правило, ориентированная для широкого круга избирателей, может повлиять на мнение последних при голосовании, а, следовательно, и на результаты выборов.

Изложить указанную ст. 142.2 УК РФ, предлагается в следующей редакции:

Статья 142.2. Клевета о кандидате на выборную должность или выборном должностном лице, подлежащему отзыву

1. Распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство или подрывающих репутацию кандидата или лица, входящего в список кандидатов либо выборного должностного лица, в период процедуры его отзыва, наказывается …

2. То же деяние:

а) содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации;

б) соединенное с обвинением лица в совершении преступления;

в) совершенное лицом с использованием своего служебного положения;

г) совершенное в отношении двух или более лиц;

д) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается…

4. Изучение такой проблемы, характерной для политической ситуации в России, как подкуп избирателей или приобретение у последних их бюллетеней, ставит на повестку дня актуальный вопрос: можно ли привлекать в этих случаях тех лиц, которые получают предметы подкупа. Отвечая на него, автор делает вывод, что к разряду преступных деяний обоснованнее относить не факт принятия избирателем подарка, а передачу своего бюллетеня за вознаграждение (сбыт) другим лицам. Кроме этого, к числу уголовно наказуемых деяний следует отнести выдачу членом избирательной комиссии избирательного бюллетеня лицу, не внесенному в список избирателей, или выдача избирателю избирательных бюллетеней (избирательного бюллетеня) вместо других избирателей, а равно голосование за других лиц. Сегодня уголовной ответственности за подобные деяния ни для «лжеизбирателя», ни для члена соответствующей комиссии нет, что представляется не совсем оправданным, поскольку в указанных случаях создаются предпосылки для манипуляций с бюллетенями с конечной целью фальсификации итогов голосования.

С учетом вышеизложенного, автор предлагает включить в УК РФ ст. 142.3. «Незаконные выдача или сбыт избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования при отзыве выборного должностного лица или бюллетеней для голосования на референдуме либо участие в голосовании или в референдуме лица, не имеющего на это право» в следующей редакции:

1. Незаконная выдача членом избирательной комиссии, комиссии по отзыву выборного должностного лица или комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования при отзыве выборного должностного лица или бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления возможности гражданину проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, наказывается…

2. Незаконное голосование за других лиц или голосование более одного раза в ходе одного и того же голосования, наказывается…

3. Сбыт гражданином своего бюллетеня, полученного для голосования, наказывается…

Для приведения нормы, предусмотренной ст. 144 УК РФ, в соответствие с международными стандартами защиты свободы массовой информации, необходимо:


загрузка...